Главное - движение
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Главное - движение

С момента появления малыша на свет мы внимательно следим за любым признаком, указывающим на правильное и гармоничное развитие нашего ребенка. Затаив дыхание мы ждем, чтобы он впервые перевернулся, пополз, встал на ножки, пошел - и, конечно, заговорил. Мы радуемся всякий раз, когда младенец осваивает новый навык, и успокаиваемся, если он развивается точно "по книжке". А можно ли помочь ребенку и ускорить некоторые этапы его физического развития, чтобы облегчить ему взрослую жизнь?

Ученые исследовали развитие способностей человека к обучению и обнаружили, что при помощи движения можно влиять на них, а также на развитие интеллекта и даже на процесс взросления. В процессе исследований они разработали систему упражнений, рассчитанную на использование возможностей костно-мышечной системы. Их техника позволяет проводить занятия в любом возрасте и подходит для любого состояния здоровья. Американский тренер Скотт Уайт, специалист по развитию детей и младенцев, проводит специальные занятия уже около 10 лет. Он разработал на основе этой системы комплекс упражнений для самостоятельной работы с малышами. Его задача - помочь ребенку пройти все этапы развития движений и чувств быстро и правильно.

"Процесс обучения сохранению равновесия начинается очень рано, еще до освоения переворота со спинки на животик, -говорит Скотт Уайт. - Серия простых движений прокладывает дорогу к устойчивому равновесию, готовит почву для ползания, приводящего к сидению, стоянию и ходьбе. А попутно усовершенствует основные навыки младенца - сосание, связь "глаза-руки" (развитие зрения), дыхание и другие. Двигательное развитие представляет собой цепь навыков. Перед тем как малыш начинает ползать, он осваивает перенос веса тела со стороны на сторону, лежа на животике. Перемещать свой вес ребенок учится, пытаясь дотянуться рукой и схватить интересный ему предмет. Хватательный навык развивает у ребенка зрительный: так называемая связь руки и глаза при рассматривании схваченной в ручку игрушки. Обычно это удобно делать лежа на спинке, и навык осваивается примерно в два месяца. Чтобы удержать предмет, нужно овладеть движениями пальчиков, что также происходит при развитии зрительного навыка. Пробуя предмет "на зуб" и рассматривая его, ребенок осваивает окружающий мир, учится ориентироваться в нем.

Иллюстрированные пояснения демонстрируют, как помочь малышу удобно устроиться на животике. Эти упражнения рекомендуется выполнять начиная с трех месяцев. Постарайтесь избежать механического выполнения движений. Поиграйте в них со своим малышом. Спойте ему при этом песенку, состройте рожицу, помяукайте или порычите - и вы оба получите немалое удовольствие. С помощью упражнений 1-7 мы пытаемся помочь ребенку приблизить ножки к ручкам и схватить ладошками ступни. С помощью подушечки под головой мы учим малыша переворачиваться со спинки на бочок и лежать на боку, опираясь на подушечку (подушка ослабляет давление на грудку и ребра). Усвоив эти движения, малыш начнет осваивать переворот с живота на спинку и наоборот. Помните, что может пройти несколько недель, пока ребенок по-настоящему сумеет насладиться этими упражнениями.

1. Тянем ручки в рот. Осторожное направляйте ноги ребенка в сторону ротика. Подтолкните коленки малыша к животику, а ступни ног - к личику. Важно не применять силу - действуйте вместе с ребенком так, как хочется ему.

2. Наклонитесь к малышу, чтобы его ножки приблизились к вашему подбородку. Постарайтесь устроить свое лицо так, чтобы малыш смог играть маминым лицом и волосами.

3. Помогите ребенку поймать ручкой ножка (с той же стороны) и осторожно переворачивайте его с боку на бок. Повторите упражнение с другой ручкой и ножкой.

4. Малыш лежит на спинке. Соедините ручку и противоположную ей ножку и осторожно подтягивайте их сначала налево, затем направо, чтобы коснуться ими пола.

5. Соедините обе ручки и ножки ребенка вместе и осторожно переворачивайте его с боку на бок. Прекратите упражнение, когда малыш проявит недовольство.

6. Положите малыша на бочок, устройте ему под голову подушечку и поиграйте у него перед глазами яркой игрушкой, чтобы он мог протянуть ручку, схватить ее и сунуть в рот.

7. Переверните малыша со спинки на бочок, осторожно подтягивая его за коленку и придерживая за ту ручку, что остается внизу. Перевернув малыша полностью или частично, верните его снова на спинку. Повторите упражнение в другую сторону.

8. Снова ложимся на спинку. Подтягиваем ножки ребенка к ручкам и помогаем ему поймать ступни. Поддержите его, если малыш попытается дотянуться ножкой и ручкой до ротика. Учтите, что на это могут уйти недели. Но с каждым разом ребенку будет все легче донести ножку к лицу. По окончании упражнения положите малыша на животик.

9. Положите ребенка на животик так, чтобы локти были согнуты и прижаты к телу. Малыш вытянет руки и поднимет голову. Так мы готовим его к последующему ползанию, сидению и другим этапам развития.

Попутно он осваивает первые навыки самостоятельного питания. Перед нами один непрерывный процесс развития, где успех в освоении нового шага связан с успешным освоением предыдущего и зависит от того, освоен ли этот шаг. Известно, что мозг человека развивается вместе с развитием его движений. У новорожденного в мозгу множество центров, но его "правая рука не знает, где находится левая", ноги не ведают, где руки, руки не находят ротик, а рот не знает, что он рот. Младенцу предстоит выучить все это. И еще многими навыками предстоит ему овладеть: он научится переворачиваться, ползать, сидеть, ходить и говорить.

Если мы посадим малыша, который к этому еще не готов, или поставим его раньше, этим мы помешаем мозгу ребенка освоить новое движение самостоятельно." По словам Скотта Уайта, многие не догадываются, что первооснова проблем (гиперактивность, проблемы с занятиями спортом и танцами, трудности в учебе и даже плохой почерк) лежит в плохом развитии ранних двигательных навыков. Он утверждает, что правильное моторное развитие ребенка в первые два года жизни поможет ребенку в будущем достичь успеха в учебе и физических упражнениях.

Это не значит, что в будущем не возникнет никаких проблем, но многих сложностей удастся избежать. Одна из проблем, с которой Уайт столкнулся, работая с младенцами практически со дня их рождения, - это матери, упорно вынимающие своим двух-трехмесячным малышам палец изо рта со словами: "Это дурная привычка, нужно приучить его к пустышке". Здесь кроется большая ошибка: держание ручки во рту - один из важнейших первичных навыков, развивающих зрение, координацию и являющийся основой самостоятельного приема пищи в будущем. Ребенок, не совавший ручек в рот, впоследствии столкнется с трудностями при освоении переворота со спинки на живот - ведь его руки буду привычно вытянуты вдоль тела.

С руками, вытянутыми вперед и вверх, легче переворачиваться. А лежа на животе, малыш будет пытаться опереться на локотки, чтобы дотянуться до ротика рукой. Это подтолкнет его поднимать плечи и голову, развивая новый навык.

Есть много способов привлечь внимание малыша к незнакомым, но полезным ему движениям. Например, новорожденный, которому едва исполнилась неделя, лежа на животике, пытается оттолкнуться ножками от "пола" и приподнять тельце. Упор на коленки приподнимает животик, упор на животик приподнимает плечи, упор на плечи приподнимает попку, а все вместе является прекрасным упражнением для развития двигательных навыков.

Журнал "МАМА инфо" июнь 2001 №1

0
0
5
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ