Топ-5 современных методик развития малышей от рождения до года
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Топ-5 современных методик развития малышей от рождения до года

Вряд ли хватит пальцев на руках, чтобы пересчитать современные развивающие методики для малышей. В данном обзоре из множества представлены пять методик. Они задействуют все важные для ребенка сферы: укрепление здоровья, физическое и интеллектуальное развитие. Все методики опробованы автором на своих детях.


Методика Тепляковой (проект «Галка-Игралка»)

Это разнообразные игры для мам и детей от 0 месяцев до 5 лет. «Галка-Игралка» дала мне осознание того, что игры с детьми — это просто, ведь игры придумываются буквально из «ничего». Это весело и интересно не только для детей, но и для родителей. Результат обязательно будет, но не стоит ждать его немедленно

Методика рассчитана на развитие речи ребенка, креативности, художественных умений, двигательных навыков, математического мышления и пения; она помогает мамам расслабиться и играть с ребенком без сложных пособий и больших временных затрат.

Одна из сильнейших сторон методики для более старших детей — игровое чтение. Подход Тепляковой помогает сделать чтение совсем нескучной игрой.

В основе методики — наработки О.Н. Тепляковой, мамы восьми детей, бабушки девяти внуков, психолога с 37-летним опытом работы. Автор неустанно напоминает мамам о главном: о важности сохранения и развития отношений в игре в противовес гонке за высокими учебными результатами!

Есть нюанс! Зарегистрировавшись на сайте, вы получаете неделю доступа к 323 играм по методике в подарок!

Частное мнение. Анна: «У меня пятеро детей, и я занимаюсь с ними по методике Тепляковой. Очень нравится — и детям, и мне: я реализуюсь творчески, хотя никогда не считала себя творчески одаренной, а дети всегда рады и новым, и уже знакомым играм, все начали рано говорить, а потом рано читать. Младшему скоро год, и вместе с «Галкой-Игралкой» он научился складывать предметы в коробку или в машинку; научился давать предметы, если его попросишь (раньше не давал); начал узнавать животных на картинках».

 

*** 

Лена Фокина: динамическая гимнастика, йога, плавание

Увы, мне ни разу не довелось побывать на семинарах Лены Фокиной, но, найдя ролики, где она объясняет принципы динамической гимнастики и показывает простые упражнения, я освоила их вместе с ребенком. Сын принимал занятия очень тепло, чего не скажешь о его бабушках, которые переживали, что я сыну «ручки-ножки оторву». До зимнего Дахаба мы ни разу не добрались, потому с наныриванием сына (я не адепт ныряний в ванной), я опоздала на 8 месяцев, начав практиковать его в зимнем Таиланде. На третий день наныривания сын поплыл сам — и это было невероятное ощущение, когда твой 8-месячный ребенок чувствует себя в океане как рыба в воде.

Методика рассчитана на физическое развитие младенца с рождения, на доверие между ребенком и родителем, на воссоединение с природой. Способствует трансформации внутрисемейных отношений. Занятия также ведут к общему укреплению организма малыша.

В основе методики — семейный подход: если ты учишь нырять своего ребенка, то обязан и сам учиться плавать и нырять (совершенствоваться). Если занимаешься с малышом йогой, важно улучшать свои навыки. На занятиях динамической гимнастикой Лена учит родителей взаимодействовать с малышом. Во время занятий плаванием мамы получают навык плавания со своим ребенком / с ребенком на глубине в ластах / с ребенком за спиной.                       

Есть нюанс! Лена Фокина проводит свои обучающие программы там, где есть море: в Египте (Дахаб), Крыму, Абхазии, Азии. Если внимательно следить за программой мероприятий, есть шанс «поймать» семинары в Карелии и на Ладоге. Часто последователями Лены Фокиной становятся приверженцы «естественного родительства», прошедшие соответствующие курсы для беременных, а также родители, которые, путешествуя с малышами с рождения, зимуют в теплых странах.

Частное мнение. Татьяна: «Для нас с мужем и сыном семинары Лены Фокиной стали настоящей трансформацией семьи: мы с мужем будто заново увидели нас, наши отношения и определили место сына в нашей команде».

 

*** 

Методика Глена Домана

Глен Доманамериканский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями ЦНС, разработал систему, которая стимулирует мозговую активность человека, развивая все виды памяти. Взрослые, изучающие иностранные языки, нередко пользуются карточками, с одной стороны которой написано слово на русском языке, а с другой — на изучаемом. Если добавить на такую карточку еще и изображение, получится «по Доману». Эффективность данного подхода не вызывала моих сомнений, и когда дочке было около полугода, мы начали занятия. Со временем к карточкам добавились презентации из интернета. Карточки можно создавать самим, добавляя их по мере взросления ребенка, а можно распечатывать их из сети.  

 

Методика рассчитана на родителей, которые разделяют мнение Домана о том, что основу любого знания составляют факты, и чем больше у человека набор фактов, тем масштабнее будет его база знаний.

В основе методики — специальные карточки с изображениями и названиями, благодаря которым дети учатся быстро запоминать новые предметы, цифры и буквы. Рисунки (а лучше фото) должны быть наклеены на картон, и при этом на обратную сторону карточек наносится точная информация. Факты должны быть систематизированы по разделам: «Животные», «Растения», «Планеты» и т.д.

Есть нюанс! Поскольку дети все новое схватывают легко и с огромной скоростью, то качество преподносимой им информации должно быть высоким.


Карточки Домана в App Store. Скриншот 

Частное мнение. «Всё!» (форумчанка): «Я своему годовичку на андроид загрузила карточки Домана с изображением животных, и когда мы в дороге с ним, то смотрим эти картинки. Дома я ему эти же картинки развесила на стены в виде плакатов. Через какое-то время возле плаката он тычет пальчиком и говорит — «Озя» (коза), «Аф» (жираф), «Офь» (ёж). Я бы и не поняла, что он говорит, если бы он при этом на картинку не показывал».

*** 

Методика Марии Монтессори

Не могу сказать, что я поклонник системы Монтессори: зная, как сама Мария Монтессори «воспитывала» свою дочь (сдала в приют), трудно относиться к автору системы непредвзято. Но при этом сама система, принцип которой можно сформулировать как «взрослый, помоги мне это сделать самому», безусловно, действенна.

Методика рассчитана на родителей, которые готовы дать своему ребенку стимул к развитию самостоятельности, и лишь при необходимости оказывать ребенку своевременную помощь.

В основе методики лежат её принципы: индивидуальная программа обучения, максимальная свобода, минимальное вмешательство в деятельность ребенка. Мария Монтессори сделала акцент на любовь детей к воде, песку и мелким сыпучим материалам. Конечная цель методики — стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой.

За реализацию принципов отвечает обстановка классов (Монтессори-среда), которую можно было бы охарактеризовать «как у взрослых»: в ней нет места традиционным пластиковым игрушкам, а есть место зонированию (зона практической жизни, математическая зона, зона сенсорного развития и др.) и уменьшенным копиям привычных взрослых предметов: столы-стулья, чашки-тарелки, веники-совочки и т.д.

В итоге система помогает развивать мелкую моторику ребенка (благодаря игровому использованию различных мелких предметов), логическое мышление и приучает ребенка к порядку.

Есть нюанс! Паззл «система Монтессори» состоит из трех частей: «ребенок», «окружающая среда», «учитель». И момент «учитель» в этой системе наиболее уязвим: Монтессори-педагогов, которые готовы выстраивать с ребенком диалог, а не давить его авторитетом системы, не так много. Негативные отзывы родителей о системе Монтессори чаще всего связаны именно с моментом «не повезло с педагогом». Если вы заинтересованы в том, чтобы развивать ребенка в центре, специализирующемся на принципах Монтессори, заранее познакомьтесь с воспитателями этого центра и изучите отзывы. Чтобы создать свою Монтессори-среду дома и ознакомиться с методами взаимодействия с ребенком по принципу Монтессори, посетите занятия вместе с ребенком, при желании это возможно сделать даже до рождения малыша.

Частное мнение. Елена: «Я несколько раз бывала в Монтессори-центрах со старшим сыном, когда ему не было еще и года. Я поняла, как устроена Монтессори-среда, на чем базируется система. В результате дома создали свою небольшую Монтессори-среду, систематизировав игрушки, добавив коробочки, баночки с прорезями, метелки-совочки-губки. В результате сын в два с половиной года уже вполне прилично мыл посуду и полы, был в состоянии нарезать салат, а с новорожденной дочкой я не жду какого-то определенного возраста и занимаюсь с ней по методике Монтессори с нескольких месяцев, как только она проявила интерес к занятиям».

*** 

«Школа Семи гномов»

Первые 12 книг «Школы Семи гномов» «0-1 год» друзья подарили нам с мужем к рождению дочери. Мы восприняли подарок серьезно: вырезали и склеили черно-белый мобиль, развесили по стенам картинки, выучили потешки и колыбельные. Дочь не слишком одобряла наше рвение к занятиям, рвала картинки и игнорировала мобиль. Но… второй курс, «1-2 года», мы с мужем уже купили сами. Занятия оказались соблазнительными именно с точки зрения родителя — всегда знаешь, чем заняться с ребенком. И интуиция нас не подвела: ближе к двум годам дочка стала настоящим адептом «Школы», а когда родился сын, по уцелевшим брошюрам дочь уже сама занималась с ним, выступая в роли учительницы.

Методика рассчитана на родителей, которым нужна пошаговые рекомендации для регулярных занятий с детьми. В «Школе Семи гномов» информация подается дозировано, так, чтобы не перегрузить ребенка. Одна страничка пособия соответствует одному 10-минутному занятию в спокойной обстановке с малышом, находящимся в хорошем настроении.

В основе методики — комплект из 12 книг для каждого года жизни ребенка от рождения до 7 лет, где информация представлена соответственно возрасту малыша. Для детей в возрасте 0-1 год это яркие картинки и абстрактные рисунки, которые можно показывать с любого ракурса, время от времени меняя положение картинок.

Есть нюанс! Нужно учитывать, что возрастная градация заданий «Семи гномов» условна, и не нужно расстраиваться, если ваш годовалый малыш не слишком заинтересовался «уроками», а, допустим, трехлетка не усвоил программу «2-3 года». Дайте ребенку право на индивидуальный темп развития и адаптируйте «Школу» к его возможностям и интересам.

Частное мнение. Алина: «Начав заниматься с ребенком с момента рождения по «Школе Семи гномов», я не остановилась только на «школьных» пособиях: убедившись, что дочке нравятся яркие картинки, я поняла, от чего отталкиваться, и теперь задаю развивающую среду дома сама, развешивая по стенам плакаты и картинки, при этом регулярно меняя их местами. В свои два года дочь еще не говорит, но может на сложных мелких картинках показать много редких животных, насекомых и птиц. И по-прежнему любит «Школу Семи гномов!».

На своем опыте я убедилась, что все эти методики работают в полную силу именно тогда, когда применяются не разово, а регулярно, распространяются за пределы детской комнаты и задействует всех членов семьи. И, конечно, при желании занятия по любой из перечисленных методик можно продолжить в следующей возрастной категории: от 1 года до 3-5-7 лет.

Текст: Ира Форд

Обсудить на форуме


.
0
0
1068
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ