Растем, развиваемся, познаем
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Растем, развиваемся, познаем

Прежде чем приступить к освоению тех или иных упражнений с вашим малышом, прислушайтесь к некоторым нашим советам:

  1. Ваше общение с ребенком должно всегда носить характер игры;
  2. Начинать игру нужно только тогда, когда и вы, и ребенок находитесь в соответствующем расположении духа; взаимодействие с раздраженной матерью может нанести ребенку только вред; поэтому в общении с малышом старайтесь быть веселыми ласковыми и внимательными. Общаясь с ребенком, вы должны учитывать не только степень его физической и психической готовности к выполнению предлагаемого вами действия, но и его состояние, настроение и желание играть с вами. Помните о том, что ребенок в этом возрасте быстро переутомляется. Вы должны быть готовы в нужный момент прекратить игру или заменить ее на новую, более интересную для него;
  3. Вы должны творчески подходить к выбору игр: здесь приведены лишь "стратегические линии" взаимодействий с малышом, примеры того, как достаточно простыми способами можно достигнуть комплексного воздействия на развитие ребенка; разнообразьте игры в соответствии с вашими возможностями, желаниями малыша, особенностями его индивидуального развития;
  4. Обязательно сопровождайте все ваши игры с малышом речью: разговаривайте с ним, комментируйте свои действия, пойте ему песенки, читайте стихи и т.п.

Развитие двигательных способностей ребенка

0-1 месяца

  • Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Находясь в разных положениях (на животе, на спине, на боку), малыш научится двигать руками и ногами.
  • Чаще выкладывайте ребенка на жесткий матрас с тем, чтобы он мог иметь возможность свободно подвигать ручками и ножками.
  • Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.

1-3 месяца

  • Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
  • Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. При этом напевайте какую-нибудь песенку.
  • Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. В конце упражнения приподнимите нижнюю часть его туловища. Это упражнение способствует укреплению мышц ног.
  • Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом и постарайтесь привлечь его внимание, называя по имени или показывая яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук. (То же самое можно делать, если вы находитесь в лежачем положении, а малыш располагается у вас на животе).
  • Когда вы берете ребенка на руки, старайтесь разнообразить его позы: поднимайте его, опускайте, поворачивайте в разные стороны, пройдитесь с ним вперед и назад, покружитесь, с тем чтобы малыш мог имел возможность видеть окружающие предметы под разным углом зрения. Это упражнение способствует также развитию вестибулярной системы.
  • Положите погремушку в руку малыша. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.
  • Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря разным качествам игрушек ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук.
  • Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед.

3-6 месяцев

  • Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, медленно качайте малыша взад и вперед, напевая при этом какую-нибудь песенку.
  • Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение помогает развитию у ребенка навыка ползания.
  • Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Игрушки надо выбрать такие, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами.
  • Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.
  • Для того чтобы помочь ребенку в освоении навыка переворота (перекатывания) своего тела, предложите ему следующее упражнение: подложите руку под его плечи и в ритм веселой песенки осторожно покачайте его из стороны в сторону; когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.
  • Продолжайте класть в руку ребенку погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш ручку, чтобы посмотреть, откуда доносится звук.
  • Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70 см от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. Это упражнение развивает координацию движений глаз и рук.
  • В каждую руку ребенка положите по игрушке, которая легко сжимается и может пищать. Став постарше, малыш научится сжимать обе игрушки одновременно.
    Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.
  • Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
  • Положите ребенка на живот. Согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе.
  • Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны.
  • Поместите игрушку на таком расстоянии от малыша, чтобы он не мог -достать ее рукой. Это будет стимулировать развитие навыка ползания. Однако если в течение нескольких секунд ребенок не сможет дотянуться до игрушки, положите ее рядом с ним.
  • Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки так, чтобы расстояние между ними было около 10 см. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Понаблюдайте за его попытками схватить вторую погремушку.
  • Посадите малыша на высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: "Ты большой?". Затем поднимите руки над головой и скажите: "Вот какой ты большой!".
  • Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Это будет способствовать выработке навыка перекладывания предмета из руки в руку.

6-8 месяцев

  • Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки и поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро. Такие игры развивают чувство равновесия, и малыш научается контролировать свои движения.
  • Соорудите перед ребенком своеобразную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
  • Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Обратите внимание малыша на шарик и начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка.
  • Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается взять ее, не выпуская из рук те, что держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
  • Повесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячику и наблюдать, как он раскачивается.
  • Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Игра с ними развивает тонкую координацию руки.

8-12 месяцев

  • Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Их можно использовать для развития двигательных способностей ребенка. Спрячьтесь за стулом, и пусть малыш, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.
  • Передвигаясь по дому ползком или уже на ногах, ребенок встречается с различными трудностями: что-то не достать, до чего-то не дотянуться, куда-то не пролезть и т.п. Таким образом, он не только узнает размеры своего тела, но и научается соотносить их с окружающим пространством. Предложите ему пролезть через узкий проход и под столом, перебраться через гору подушек.
  • Когда ребенок начнет делать попытки подтянуться, чтобы встать на ножки, помогите ему в освоении этого навыка. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.
  • Пустите большой надувной мяч катиться по наклонной плоскости или слегка ударьте им о стену, и пусть малыш поймает его. Это занятие помогает ребенку лучше координировать движения.
  • В этот период дети любят подпрыгивать и подтанцовывать. Для развития соответствующих движений и укрепления мышц нижних конечностей возьмите ребенка под мышки, поверните лицом к себе и под веселую ритмическую песенку поиграйте с ним, помогая ему совершать движения, напоминающие прыжки.
  • Играя с малышом, показывайте ему, как кто двигается (как ходит мышка, как летят птицы, как едет машина и т.п.)

Развитие сенсорных способностей ребенка

0-1 месяца

  • Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом, медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
  • Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук.
  • Держа ребенка на руках, тихонько пританцовывайте под музыку. Это будет способствовать развитию у него чувства ритма.
  • Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. (Если в жестяную баночку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка).

1-3 месяца

  • Постарайтесь сделать окружающую малыша обстановку интересной и привлекательной.
  1. повесьте на стене около детской кроватки какие-нибудь рисунки и картинки. Время от времени меняйте их
  2. повесьте на стену рядом с кроваткой или детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутов. Для этой цели подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая
  3. фольга. Дайте ребенку возможность потрогать ручками разные лоскутки;
  4. повесьте над столом или кроваткой красный красивый воздушный шар;
  5. повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя;
  6. прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их.
  • Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.
  • Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет на расстоянии 25-30 см от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу.
  • Попробуйте поиграть с ребенком в игру "гляделки". Вы и ребенок пристально смотрите друг на друга ("глаза в глаза"), затем отводите взгляд в сторону и снова встречаетесь взглядом. Это способствует выработке навыка общения.
  • Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от лица ребенка. Можно нарисовать на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой - печальную. Поворачивайте тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Очень скоро малыш начнет "разговаривать" с куклой.
  • Повесьте над кроваткой игрушку, которую легко передвинуть. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, затем с другой. Для того, чтобы у ребенка не развивалось привыкание к одним и тем же стимулам, время от времени меняйте игрушки.
  • Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с кроваткой.
  • Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз, шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика. Можно прикрепить различные шумовые игрушки (погремушки, колокольчики) на лодыжках и предплечьях ребенка.
  • Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
  • Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты.
  • Сделайте так, чтобы ребенок мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Чаще изменяйте его положение, носите его на руках по квартире.
  • Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях - вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу. Можно использовать куклу, одетую на палец.
  • Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Попробуйте предложить ему игрушки, издающие разные звуки.
  • Потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.
  • Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги (фигурки должны быть разного цвета и формы).
  • Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.
  • Предложите малышу различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани (лоскуты мешковины, шелка, бархата и вельвета) деревянной прищепкой для белья.

3-6 месяцев

  • Натяните в манеже бечевку с катушками или повесьте цепь из колец для занавески. (Эти "звучащие" бусы можно закрепить и между двух стульев).
  • Знакомьте ребенка с различными ритмами. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую, читайте малышу произведения разных стихотворных размеров. Прослушивая мелодию, где есть четкий ритм, попробуйте хлопать ладошами в такт музыке, или используйте для этого деревянные ложки, барабан, бубен, прищепки для белья и другие предметы, с помощью которых можно извлечь звук.
  • Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на это раз намного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Развитие когнитивных способностей ребенка

(прим. - когнитивные, то есть мыслительные способности, направлены на активное познание мира).

3-6 месяцев

  • Позвоните колокольчиком так, чтобы ребенок мог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. (То же самое можно сделать с погремушкой или игрушкой, которая может пищать). Это упражнение будет способствовать постепенному укреплению памяти.
  • Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно вращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.
    Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ку-ку!".
  • Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках.
  • Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

6-8 месяцев

  • Спрячьте любимую игрушку под одеяло или накройте чем-нибудь, так чтобы был виден ее край. Понаблюдайте, каким способом малыш будет доставать предмет.
  • Показывайте малышу различные действия с предметами (стучите двумя игрушками друг о друга, бросайте их на пол, катайте шарик по столу и пр.) и понаблюдайте, будет ли он стараться повторить ваши действия.
  • Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
  • Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение.
  • Понаблюдайте за действиями и реакциями вашего малыша.
  • Сожмите в ладони игрушку так, чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
  • Опустите в детскую ванночку несколько маленьких игрушек. Каждый раз, когда в руках малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
  • Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает. Возьмите себе за правило комментировать ваши действия.
  • Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.
  • Поставьте у стены стул, на котором сидит ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

8-12 месяцев

  • Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Ребенок с удовольствием подержит трубку и "поговорит" в нее.
  • В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в игру "делай, как я". Бейте в "барабан", хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром", постучите по столу, зажмите и разожмите кулак, наденьте на голову шляпу - пусть малыш повторит движения вашей руки и простые жесты. Все время объясняйте малышу, что вы делаете.
  • Попробуйте еще один вариант игры в "прятки". Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать малыш.
  • Наклейте на плотный картон яркую картинку. Поверните картинку так, чтобы малыш не смог видеть изображение. Понаблюдайте за его действиями.
  • Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему шляпу. Понаблюдайте за его реакцией на свое "новое" изображение.
  • Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Обязательно похвалите малыша за правильное действие.
  • Дайте возможность малышу самому "помыться" и "покушать". Покажите ему, как нужно мыться, вытираться, как держать ложку, чашку и пр. Это будет способствовать развитию навыков самообслуживания.
  • Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (можно их смастерить из упаковок молочных продуктов). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли малыш, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
  • Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух две сторон дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или шершавой бумагой. Покажите ребенку, как сунуть палец в дырочку. Поговорите с ним о том, что он чувствует - мягко и приятно ли его пальчику или стенка шершавая и жесткая и т.д.
  • Старайтесь научить ребенка соотносить размеры предметов, понимать, что такое "больше" и "меньше". Для этого подойдут однотипные, но различающиеся по величине предметы, например, стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они накладываются друг на друга, затем постепенно добавляйте по одному.
  • Привяжите к любимым игрушкам малыша тесемку или шнурок, один конец которого прикрепите к ручке стула или к столику - малышу понравится, сидя на стуле, поднимать игрушку, дергая за веревочку. Позднее, когда он научится ходить, у него появится другая "страсть" - катать за веревочку машинку, лошадку и пр.
  • Соорудите из картонных коробок или куска плотной бумаги тоннель. Покажите малышу, как пустить через него игрушечную машину. Понаблюдайте, будет ли ребенок ждать ее появления с другого конца тоннеля.
  • Дайте малышу возможность "порисовать", предоставив в его распоряжение карандаш или цветной мелок.
  • Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.
  • Смастерите для ребенка "грабли", прикрепив к палочке расческу. Разложите на столе игрушки. Посадите малыша за стол и покажите ему, как с помощью изготовленного вами "орудия труда" можно достать игрушки, до которых не дотянуться рукой.
  • Сделайте для малыша длинную картонную трубку. Покажите, как ею подталкивать мячик, чтобы он катился по полу.

По книге Н.Г. Андреевой и Л.В. Соколовой "Этот удивительный младенец"

0
0
25
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ