Топ-5 современных методик развития малышей
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Топ-5 современных методик развития малышей

Представляем обзор пяти методик, которые оптимальны для развития детей от двух до трех лет.


Впрочем, никто не мешает использовать эти методики как с младшими, так и со старшими детьми — это зависит от готовности детей и родителей.

Методика обучения чтению «Кубики Зайцева»

Николай Зайцев, педагог-новатор, создал программу обучения, в которой обучающие пособия играют роль игрушек, и дети усваивают знания в процессе игры.

Методика рассчитана на родителей, которые готовы поверить в то, что к 3-4 годам (а иногда и раньше) ребенок без больших усилий может научиться читать.  

В основе методики убеждение автора: чтобы научить ребенка счету, чтению, письму, каллиграфии и иностранному языку в самом раннем возрасте, нужно следовать логике восприятия ребенком звуков и отказаться от традиционных методов изучения букв и счета. Согласно методике, основой строения языка являются не отдельно взятые буквы, а склад — комбинация из гласной и согласной буквы (или согласной буквы с мягким знаком). Такой вывод появился на основании того, что младенец говорит слоги (ма-ма, ба-ба), а не раздельные буквы. А значит, при обучении ребенка чтению по слогам обучающий материал будет восприниматься легче и естественнее.

Кстати! Обучающий материал — 52 кубика, на которых написаны все склады, позволяющие составить любое слово (кубики различаются не только по цвету, но и по размеру, весу и звучанию). Именно благодаря этим особенностям кубиков обеспечивается непроизвольное запоминание складов и определение по твердости, мягкости, звонкости или глухости их звучания. Дети выучиваются читать благодаря множеству игр и упражнений с кубиками.


metodikinz.ru

Есть нюанс! Детям, научившимся читать по системе «от склада к слову», может быть непросто понять традиционную для школ систему «буква-слог-слово»; у школьников могут возникнуть сложности при звуко-буквенном анализе слова и разборе слова по составу. Но именно так, по складам, учили читать еще в начале XIX века по букварю Федота Кузьмичева. Скорее всего, так учился и Лев Толстой.

Частное мнение. Форумчанка МамаИриски: «Кубики Зайцева вещь замечательная! Но уж очень дорогие и занимают много места. Что-то подобное, но поменьше можно сделать самой, будет хорошим подспорьем». 

Скачать шаблоны кубиков можно здесь

Методика Михаила Лазарева

Российский академик Михаил Лазарев — родоначальник идей пренатального воспитания в России. Изначально он создал систему музыкального развития «Сонатал» для обучения беременной женщины общению с ребенком до рождения, а в дальнейшем развил её, направив на раннее развитие малышей от рождения до трех лет.

Методика рассчитана на музыкальных родителей и их детей, имеющих в арсенале пианино или синтезатор.

В основе методики — присвоенный цвет каждой нотке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С одной стороны, разноцветные кружочки, символизирующие цвет каждой нотки, приклеиваются на клавиши музыкального инструмента (так малыш легче запоминает мелодии). С другой — разучивая мелодии, автор методики предлагает выполнять трехмерную цветомузыкальную гимнастику: вырезав из цветной бумаги разноцветные круги-нотки, прыгать с кочки на кочку; приседать/вставать на уровень ноты; приседать и шагать одновременно. 

Есть нюанс! Автор обещает, что при регулярных (20-30 минут в день) занятиях к трем годам ребенок будет знать все цвета, буквы, цифры и ноты, сможет читать записанные на карточках слова, самостоятельно играть мелодии с помощью цветных клавиш.


sonatal.ru

Кстати! Для родителей, кто заинтересован в домашних занятиях с ребенком по методике Лазарева, продаются специальные наборы с музыкальными играми. 

Частное мнение. Екатерина: «Мне очень нравится сама методика, но от преподавателя очень много зависит. Мы ходили на занятия в четыре разные школы — разница огромная. Идея у Лазарева замечательная, её можно адаптировать для домашних занятий, додумав то, что будет интересно вашему малышу. К чему сводятся групповые занятия? Есть повторяющаяся часть — поздороваться со всеми (садятся в кружочек и протягивают в центр по очереди руку, например: «Я Гоша» — все отвечают «Здравствуй, Гоша», и при этом гладят ребенка по ручке, «Я мама Катя», все — «Здравствуй, мама Катя» и тоже берут за руку. Потом здороваются с нотками, разминка на мячике, пробежка по развивающему коврику — и все это сопровождается песенками, улыбками и обязательно движениями. А прощание — повторяющаяся часть, как и приветствие».

 

Вальдорфская педагогика

 Вальдорфская система была создана Рудольфом Штайнером и его последователями в Германии после Первой мировой войны. Она была хорошо продумана для адаптации и социализации самых разных детишек — и обеспеченных, и беспризорных.

Методика рассчитана на родителей, которые согласны с автором методики в том, что главным условием здорового развития ребенка — физического, эмоционального, интеллектуального и личностного — является атмосфера любви.  

В основе методики отсутствие любого принуждения ребенка и убеждение: «Детство — уникальный период жизни человека, когда раскрывается творческий потенциал. И задача родителей и воспитателей — не торопить взросление ребенка, а продлить период детства на максимально возможное время».

Есть нюанс! Вальдорфцы против раннего развития интеллекта. Согласно вальдорфской педагогике, обучение абстрактным дисциплинам (чтению и письму) можно начинать тогда, когда сформирован эмоциональный мир ребенка — то есть когда молочные зубы сменятся на коренные.

Кстати! Хотя в вальдорфские детские сады принимаются дети от 3 лет, родителям вполне по силам начать заниматься дома с детьми по этой методике раньше: обеспечьте ребенка «игрушками» (их роль в методике играет природный материал — шишки, желуди, кусочки коры, спилы веток и стволов), изготовьте вместе игрушки из дерева и глины, сшейте кукол из натуральных материалов, предоставьте ребенку возможность творить с помощью красок (красного, желтого и синего цвета, дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных), лепите из плавленого воска и… И пошагово знакомьтесь с основами методики — вас с ребенком ждет интереснейшее путешествие в мир вальдорфской педагогики, ярких праздников, ручного труда, понимания процессов.  


Частное мнение. ЖЖ-юзер janemouse: «Мне нравится, что в саду домашняя вкусная еда, которая готовится прямо при детях. Дети помогают воспитателям готовить еду, режут овощи на суп и на салат, помогают раздавать еду и посуду… Есть никого не заставляют, и вообще уважают вкусы детей. Если воспитательница знает, что Ваня мало ест или что он не любит такую кашу, то она положит ему поменьше. Захочет — съест, не захочет — унесет на поднос. А если не наелся — сам подойдет за добавкой… Праздники в Вальдорфском саду просто волшебные, я нигде не встречала ничего подобного. Как торжественно они отмечают дни рожденья каждого из детей, и Праздник фонариков, и Рождество, и Масленицу!»

 

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан, автор книги «Поверь в свое дитя», пропагандирует идею: чтобы вырастить детей творческими и раскрыть их таланты, им нужна не опека родителей, а их увлеченность и интерес. По сути, методика Лупан, — доработанная и дополненная методика Глена Домана.

Методика рассчитана на увлеченных родителей, которые осознают, что лучшие учителя для ребенка — они сами.  

В основе методики принципы:

  • внимание к потребностям и склонностям ребенка, индивидуальный подход, отсутствие конкретных рецептов;
  • поощрение стремления и тяги ребенка к познанию;
  • знание предшествует пониманию: говорите с ребенком обо всем!  
  • прекращайте обучающие и развивающие игры прежде, чем ребенок устанет;
  • дайте ребенку возможность для самостоятельных занятий. 


Есть нюанс!

Сесиль Лупан подталкивает воображение родителей в нужном направлении, а начать знакомство с методикой можно со следующих советов её автора:

  • чтобы малыш запомнил алфавит, пойте его на мотив подходящей детской песенки;
  • чтобы приобщить ребенка к чтению целыми словами, развесьте по квартире черно-красные таблички (выделяя красным цветом гласные) «СТОЛ», «ШКАФ», «ДИВАН» и т.д.;
  • чтобы развивать в ребенке интерес к чтению, выпускайте маленькие книжечки про самого ребенка и его любимые игрушки. Каждая страница — одна фотография и одно предложение-подпись крупными буквами;
  • прежде, чем начать ребенка знакомить с историей, научите его ориентироваться во времени, располагая его фотографии в хронологическом порядке, а потом знакомя с фотографиями семьи, расположенными соответственно.

Частное мнение. Форумчанка ProstoMariya: «До прочтения книги Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» я скептически относилась к раннему развитию. В книге автор описывает, как она развивала своих двух дочек и пишет о том, что они оказались очень разными по отношению к методам развития (все дети разные — даже у одной мамы). Книга вселяет желания встать и бежать за всякими карточками для развития, записывать ребенка на английский и т.п.!»

 

Методика Макато Шичида

Методика Макато Шичиды — это детально проработанная идея о раннем развитии японца Масару Ибуки, автора книги «После трех уже поздно». По методике Шичиды работает более 400 школ в Японии, Малайзии и Сингапуре, но только в последние годы методика приобретает популярность в России.

Методика рассчитана на родителей, которые готовы прикладывать серьезные усилия к тому, чтобы развивать умственный потенциал малышей. Шичида уверен, что дети, занимающиеся по его методике, смогут запоминать огромные объемы информации, будут вспоминать прочитанное или увиденное в мельчайших деталях, обладать фотографической памятью, интуицией, и смогут проявить себя в творчестве.

В основе методики — результаты исследования Шичиды, подтверждающие, что правое и левое полушария мозга имеют различные возможности. Правое полушарие — архив информации, в котором запоминается все, что когда-либо видел или чувствовал человек (эта информация воспроизводится в зрительных образах), и задача левого полушария (имеющего краткосрочную память, но зато способного обрабатывать информацию с огромной скоростью) — извлекать её оттуда. Методика рассчитана на то, чтобы увеличить количество связей между левым и правым полушарием.


Предложите ребенку найти 10 отличий между двумя картинками. Чтобы проверить себя, кликните мышкой по картинке

Важно: количество связей в мозгу ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека!

Есть нюанс! Шичида написал множество книг, но на английский переведено только четыре из них, а на русский — одна. То есть хорошего специалиста по данной методике найти непросто. Начать знакомство с методикой Шичиды можно со следующих занятий:

  • флэш-карты (картинки не должны повторяться, и родители должны ежедневно готовить презентацию из 100 новых картинок), которые необходимо показывать ребенку ежедневно с очень высокой скоростью (0,5 секунды на 1 картинку);
  • сетка памяти: ребенку показывается разлинованное на квадраты поле, где в каждой ячейке располагается картинка. Ребенок смотрит на картинки несколько секунд, а затем по памяти старается расположить картинки в ячейках;
  • цепочка памяти — игра на запоминание цепочки картинок с помощью абсурдного рассказа. Выкладывается ряд карточек с разными изображениями, и вы должны быстро придумать ребенку рассказ. Например, три картинки: мяч, дерево, мальчик. История может быть такой: мяч взлетел на дерево и позвал за собой мальчика. Абсурдные истории (по мнению Шичиды) помогают активировать правое полушарие.

Игры на развитие интуиции, например, интуитивное угадывание, в какой руке или под каким стаканом предмет.

Частное мнение. Форумчанка Veralana: «Я узнала об этой методике полгода назад. На бумаге все очень классно, мне все нравится, но с занятиями на практике у меня получился затык, я поняла, что не получится по программе что-то делать. Палитры печатала — не понимает ребенок, что от неё хотят. «Мемори» — не понимает правил. Теория неплохая, а заниматься не получается: ты готовишь всякие материалы, а ребенок посмотрел и пошел. Карточки просишь выбрать, собрать, показать, а она: «А зачем?»

Марина: «Мы с дочкой сходили на занятие по Шичиду, я оттуда извлекла и стала применять два упражнения. Во-первых, навырезала из книжек кучу картинок «найди отличия» и стала показывать одну из них, а через секунду обе, спрашивая, какую показывала первой — это на фотографическую память. А во-вторых, напечатала фотографии с сайта, отрезала палитры от картинок и выдаю по несколько штук, предлагая составить пары, объединив картинку с палитрой».

 

Подготовила Ира Форд

Обсудить на форуме


0
0
167
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ