Учиться никогда ... не рано
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Учиться никогда ... не рано

Прошумел День знаний, начался новый учебный год. Хлопоты со школьной формой и тетрадками-учебниками остались позади. Теперь на повестке дня новые вопросы. Как помочь детям справиться со школьной нагрузкой? Как научить их учиться? Как превратить обучение в игру? 

Здесь на помощь родителям придут развивающие книги. Вернее, 3R-книги: развивающие, разнообразные, радующие. Именно таким книгам и посвящен наш обзор.

Начнем с самых маленьких. Ведь, в конце концов, как сказал американский писатель Роберт Фулгам: «Все самое важное для жизни я узнал в детском саду». А поскольку некоторые уверены, что «после трех уже поздно», то озаботимся развитием самой юной аудитории — от нуля до трех лет.  

Для самого раннего развития наилучший вариант — мягкие книжки с чистыми цветами и простыми объектами. Очень хороши текстильные книжки, их можно даже стирать. И совершенно незаменимы книжки для купания из мягкого пластика. Например, у издательства «Лабиринт» есть книжки-брызгалки («Смешинки» с дикими животными, «Мы играем» с подводными обитателями). А издательство «Мозаика-Синтез» выпускает целые наборы для купания — книжка+игрушка («Дельфин», «Кораблик», «Осьминог»).

Очень интересная серия книжек-купалок — «Разбуди цвет» (Лабиринт, 2012). Если намочить страничку, картинки «раскрашиваются». С такой книжкой можно не только купаться, но и (на вырост) раскрашивать ее мокрой кисточкой, попутно изучая цвета и животных. Причем раскрашиваются только картинки, а столы-стены-пол-потолок-родители цвет не меняют.

Следующий этап — маленькие картонные книжки-развивалки. Именно картонные: мягкие странички из пены EVA их не заменят! Хороши лабиринтовские многофункциональные неваляшки-погремушки «Мои первые слова» («Животные», «Цвета», «Мамы и детки»). Плотный картон, крупные простые рисунки, ручки-погремушки — можно и погрызть, и погреметь, и картинки рассмотреть, и колечки посчитать.

Для развития мелкой моторики пригодятся картонные книжки-тренажеры. Например, прекрасная серия издательства «Стрекоза» — «Ловкие пальчики» («Молния», «Пуговка», «Шнурочек»). Или сказки-шнуровки издательства «Лабиринт» («Теремок», «Колобок», «Репка»).

Есть и универсальная книжка-тренажер: «Одеваюсь сам» Татьяны Коваль (АСТ-Пресс, 2012). Здесь есть молния, шнурок, липучка, пуговицы, пряжка, ленточки. И чтобы открыть страничку, нужно ее расстегнуть.

Множество развивающих игр можно придумать и провести с наборами книжек-кубиков. Из новинок стоит отметить «Мир вокруг меня» (Робинс, 2013). В коробке девять мини-книжек, каждая посвящена отдельной теме. Книжки можно листать, тренируя мелкую моторику; читать, изучая первые слова и понятия; строить из них пирамиды, развивая пространственное воображение. А еще с обратной стороны книжек-кубиков — небольшой пазл, который можно складывать.

Замечательный вариант «на вырост» (на 2–3 года) — «Мой первый словарик» (Клевер, 2013). Эта книжка покрупнее обычных картонных «малышек». Слова сгруппированы на разворотах по нескольким темам (есть, кстати, и глаголы-действия, что особенно ценно!). На картонных страничках сделаны окошки, которые очень интересно открывать, а заодно и разглядывать соответствующую слову картинку (или наоборот).

В серии есть и английский словарик: «Мой первый словарик. Учим английский» (Клевер, 2013). Единственный минус книжки — нет транскрипции английских слов. Так что для занятий с малышом родителям придется подтянуть технику чтения. Например, вы знаете, как говорят животные по-английски? Кошки — meow, собаки — woof, а утки — quack.

Для развития творческого мышления очень хороши книги Юсуке Ёнедзу: «Кто прячется под цветами», «Кто прячется под фруктами», «Кто прячется под сладостями» (Поляндрия, 2012). Это забавные книжки-загадки: на каждом картонном развороте нарисованы цветы, фрукты или сладости, за которыми кто-то прячется. Например, за одуванчиком прячется лев, за грушей — цыпленок, а за леденцом — хамелеон... Чтобы их найти, нужно открыть картонный клапан. Проверено: при первом перелистывании восторг испытывают не только детишки, но и взрослые!

Опять же на вырост (годам к трем) — любопытная серия «Волшебные превращения» (Клевер, 2013). Самые интересные книжки серии — «Учим цвета» и «Учим противоположности» (есть еще цифры и формы). Кроме плотных страниц здесь есть полупрозрачные странички, которые при перелистывании создают любопытные визуальные фокусы. Например, превращают коричневого мишку в зеленую лягушку, а мальчика — в девочку… Впрочем, эта серия — на любителя: здесь скорее книжки-игрушки, чем дидактические пособия.

Детишек постарше, которые уже разгрызли свой первый орешек знаний — картонную книжку, — можно переводить на более тонкую книжную продукцию. Например, на наборы развивающих карточек. Пожалуй, самые оптимальные по соотношению цена-качество — это наборы «Смотрю. Играю. Узнаю» (Издательство Мещерякова, 2013). В них по 70 двусторонних карточек. Карточки разбиты по темам (растения, животные, мебель, одежда, игрушки, овощи и фрукты, цветы…). На одной стороне — легко узнаваемые фотографические картинки с подписями. На обороте — разные цвета и формы. Кроме разглядывания картинок и изучения разных слов и понятий, с карточками можно играть. Например, сортировать карточки по цветам или фигурам. Или играть в «собери тройку», «съедобное-несъедобное».

 

Для развития речи и профилактики дисграфии пригодятся логопедические карточки. Например, набор «Учимся говорить правильно. Книга + 25 логопедических карточек» (Питер, 2013). Карточки подготовлены профессионалом-логопедом, при этом работать с ними достаточно просто. На одной стороне — яркие простые картинки, понятные для ребенка. На другой — краткая инструкция, как работать с карточкой. Начинать заниматься лучше с 2–3 лет, чтобы вовремя выявить возможные проблемы и справиться с ними.


Хорошая серия для детей 2–3 лет — «Умные книжки» Ольги Земцовой (Махаон, 2013). Самая интересная книга серии — универсальная «Грамотейка»: здесь под одной обложкой собраны простые игровые задания на развитие речи, математических способностей, графических навыков, памяти, внимания. 

В конце — небольшая «шпаргалка» для родителей: что должен уметь ребенок в определенном возрасте. В этой серии есть книжки и для детей постарше: 3–4, 4–5 лет. Но о развивающих книгах для дошкольников речь в следующем обзоре.

Подготовила Ольга Феофанова

Обсудить на форуме

0
0
26
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ