Развивающие игры и игрушки
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Развивающие игры и игрушки

Что ассоциируется у нас с выражением "развивающие игрушки"? Стандартный набор: игры Никитиных, рамки М. Монтессори, кубики Зайцева. Но для того, чтобы создать гармоничную развивающую среду для малыша от полугода до трех лет одних развивающих пособий не достаточно. И тут уместно вспомнить, что наши предки интуитивно, без всяких методик, развивали младенцев. Прежде всего детей воспитывал богатый русский фольклор, но это слишком серьезная для нас, современных педагогов, тема. Конечно и мы используем разные сказки, песенки, прибаутки, но нам интересна и практическая сторона детского развития. Что-то из дедовских методов дошло до наших времен , и вполне применимо в обычной семье, где стремятся полноценно развивать малыша.

Например, раньше младенцам давали для игр кусочки яркой ткани, разноцветные тряпичные мячики, "колбаски", "полоски", мешочки. Все это легко сшить, набейте мешочки песком (естественно ткань, из которой Вы шьете мешочек должна быть плотной), рисом, гречкой, горохом. Крупу, бусинки , разноцветные бумажки, и даже подкрашенную морскую соль Вы можете засыпать в пластиковые бутылку из под лимонада, и получится погремушка.

Иногда, чтобы занять малыша достаточно сумки и коробки с разными предметами которые младенец с удовольствием перекладывает из одной емкости в другую. Такими предметами могут тряпочные игрушки, деревянные и пластмассовые бруски разной длины, мягкие игрушки, бусы, детали пирамидок, шишки - короче говоря, все, что нельзя проглотить. В некоторых яслях даже ставят тазики с водой, песком, гравием, камешки, рядом с тазиками кладут кружечки, тарелочки и лопаточки. Малыш подходит к тазикам, берет пустые кастрюльки и начинает переливать в них кружкой воду, или сыпать песок. Такой аттракцион можно сделать и дома, где-нибудь в коридоре, на выстланном полиэтиленом участке: грязи не так уж и много, а удовольствия малышу- море.

Естественно, лучше предлагать такие игры для детей старше года, с более маленькими ребятами можно играть в ванной, при купании. Дайте карапузу две мисочки и пускай переливает себе воду. На суше, для перекладывания предметов (предметной деятельности) подойдет различная кухонная утварь: кастрюльки, ковшики, миски, ложки. Деревянная посуда в стиле "хохлома" очень нравится детишкам, причем используется она, начиная с шести месяцев (в предметной деятельности) и заканчивая дошкольным возрастом (в играх с куклами, например). Матрешки, хоть и считаются сувениром, тоже являются развивающими играми. Хотя бы то, что матрешка развивает моторику рук, утоляет сенсорный голод ребенка дает ей право занять достойное место в детской. Детки играют в нее с года до двух, а потом ставят в стеллаж для украшения.

Родители много уделяют внимание тому, как ребенок считает и покупают разные пособия: палочки, пирамидки, яркие пластмассовые счеты. Но таким счетам дети часто предпочитают обычные бухгалтерские - сначала ( в 8-10 мес.) малыш просто передвигает деревянные косточки, катает счеты по полу, а потом (в год) переходит к счету. Более простое пособие для счета - крупные бусы. Такие бусы можно сделать своими руками - из теста. Рецепт прост: соль, растительное масло, мука -все это круто замешать, чтобы можно было вылепить довольно прочные бусинки. Прямо в тесто можно добавить немного гуаши, что придаст бусинкам цвет. Получившиеся бусинки высушить на воздухе, а затем нанизать на толстый шнур. Эти бусы нравятся деткам, даже если бусинки кривые, неравномерно окрашены - видимо, потому что сохраняют в себе тепло родительских рук, как и все самодельные игрушки. Когда малыш подрастет, можно полепить с ним из теста разные фигурки: животных, птичек, человечков.

Привлекают детей и мягкие игрушки, которые шьют для них мамы. Например, из старого серого носка легко получается мышка. Набиваем носок ватой или крупой (кстати игрушки с похожими на крупу наполнителями имеются в продаже, и стоят довольно дорого). Голову перетягиваем ниткой, пришиваем хвост, лапки, ушки из кожезаменителя, нос - пуговка, усы-нитки, а глаза можно и вовсе фломастером нарисовать. Вот и мышка, и уж поверьте ее малыш будет любить больше чем резинового Микки-мауса. Такая мышка сначала (6-9 мес.) предлагается в качестве предмета для исследования, затем на ней показываются глазки, ушки (9 -12 мес.), начиная с года-полутора ребенку можно показывать театрализованные представления с использованием и мышки и других сшитых Вами игрушек.

Ставятся конечно самые простые и знакомые ребенку сказки:"Курочка Ряба", "Репка", "Колобок" , "Теремок", (конец этой сказки не очень то добрый, поэтому мы заканчиваем ее так: "И жили все они мирно и счастливо!"). Если животных еще можно сшить из носков, людей: бабку, дедку и внучку можно сделать другим способом. Для того, чтобы сшить бабку возьмите розовую тряпку, сложите ее "кульком" и набейте нижнею закрытую часть кулька ватой, теперь затяните кулек ниткой так, чтобы получилась голова. Голову повяжите платком, пришейте ниточные волосы, и нарисуйте лицо. Засунув под болтающуюся тряпку руку, Вы сможете управлять бабкой. Необязательно шить всех участников сказки, кого-то могут заменить другие игрушки, а кого-то, например репку сыграете Вы или малыш. Теремок можно построить из конструктора и напевая слова сказки, потанцевать вокруг Вашего построения. Яичко может быть вырезано из картона, а может быть деревянным. Колобок может быть тряпочным, а может быть настоящим: выпеченным заранее. Последним участником сказки в этом случае становится сам ребенок, который съедает колобок (роль колобка может сыграть обычный оладушек). В общем, будьте проще!

Естественно, что текст сказки должен быть знаком малышу. Сказки, и книги вообще необходимы для полноценного развития ребенка. Хотя в этом возрасте дети больше разглядывают иллюстрации, слушают чтение взрослого и обыгрывают сюжет книги в рисунках, пении, ролевых играх (вместе с папой и мамой, конечно). Годовалым младенцам обычно дарят книжки- раскладушки "Животные", текст которых - звуки, которые издает домашняя живность. Выбирая книги для детей постарше родители совершенно обоснованно отдают предпочтение русским народным сказкам, и вообще элементам фольклора. Например, в знакомой мне семье есть замечательная книга огромного размера "Сорока- белобока". На следующих строчках рейтинга детских книжек произведения К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто. Любая книжка, предлагаемая ребенку должна отвечать определенным требованиям. Картинки в книжке должны быть яркими, крупными, но и не слишком утрированными, зайка должен быть похож на зайца, а не на серого саблезубого тигра.

Буквы в словах должны быть крупными, заметными, слова на странице соответствовать иллюстрации. Бумага, на которой напечатана книга должна быть хорошего качества, плотной и чистой . Обложка должна быть твердой и прочной. И самое главное, книжка должна нравиться Вам, тогда она понравится малышу. Сюжет книги можно не только обыграть, но и нарисовать, слепить, можно отрывки из текста можно переложить на простую, буквально из двух-трех нот, мелодию, и сыграть эту песню на пианино. Как видите многое в развитии малыша зависит от Вашей фантазии, а точнее креативности ( англ. "creativity" - "творческость" ). Именно креативность, как необходимое для любого человека качество, мы стараемся развить в маленьких детях. Для этого мы используем и домашний театр, и чтение книг, и художественное творчество, и музыку, и математические игры и многие другие элементы современной культуры.

И все же, когда говорят "раннее развитие", на ум приходит "развивающие игрушки". На российском рынке существует небольшое количество развивающих пособий для детей от нуля до трех. Среди них как правило преобладают пластмассовые игрушки разного плана. Они яркие, интересные, и к тому же недорого стоят. Покупать пластиковые игры лучше в магазинах, даже если в магазинах дороже. Ведь для того, чтобы выставить игру на магазинный прилавок производителю необходимо получить различны сертификаты и разрешения, позволяющие использовать эти игры для маленьких детей. Для детей от четырех месяцев до восьми предлагаются красочные погремушки, по-разному гремящие, крутящиеся, катающиеся.

Все это очень хорошо для развития моторики, предметной деятельности, утоления сенсорного голода. Затем родители обычно покупают развивающие центры с разными животными, которые выскакивают при нажатии кнопки. Часто корова при этом еще и мычит, лошадь ржет и тому подобное. Такие центры относительно дорогие, острой необходимости в них нет. Хотя то же самое можно отнести ко всем развивающим игрушкам, ведь это не еда, и не памперсы - так думают многие родители, даже не подозревая, сколько пользы приносит правильное употребление качественных развивающих игрушек. Если говорить по поводу развивающих центров, действительно, способов игры с ними мало, как правило все ограничивается наблюдением, нажимом на определенные кнопки, называнием.

Бывает- нажмешь кнопку, и в игрушке начинает играть заводная музыка, как правило на английском. Со встроенным музыкальным чипом продаются и мягкие игрушки: мяукающие кошки, лающие собаки. Но, понажимав с десяток раз на грудь милой кошечки, ребенок бросит ее и пойдет лучше гладить настоящую, живую и теплую Мурку. Или например, подарили моей племяннице на год симпатичную пластмассовую утку с палочкой и колесиками, с помощью которых она собственно и передвигается. Во время движения лапки у утки поднимаются и опускаются, хлопая об подставку. Девочка с удовольствием бегала с уткой по квартире, развивая так сказать свои неокрепшие ножки, два дня, пока у птицы не отвалились лапы. Видимо не рассчитывал производитель на столь интенсивное пользование своей продукции. Та же самая история с погремушками, у некоторых особо активных детей они ломаются в первую же неделю.

Сказывается засилье китайского ширпотреба в ларьках и на рынках. В годовалом возрасте обычно предлагают всякие пирамидки из колечек, кубиков, конусов. С помощью таких пирамидок ребенок развивает предметную деятельность, узнает названия цветов, учится считать. О способах игры с пирамидками Вы можете прочитать в главе: " Игрушка "Пирамида" При покупке пирамидок можно полагаться только на свой вкус, но мы рекомендуем Вам воздерживаться от покупки пирамидок большим количеством деталей, а также если детали очень мелкие. Такие пирамидки будут уместны в другом возрасте - от двух до трех лет.

В полтора-два года дети начинают играть в широко распространенные кубы с отверстиями в каждой грани, в которые проваливаются разные геометрические фигуры: овалы, треугольники, квадраты (но по сути все это призмы, так как каждая фигура имеет два основания). Грани и фигуры ярких (но иногда едких) цветов, поэтому дети с интересом играют в такие кубики. Строить сооружения из пластмассовых кубиков - одно из любимых занятий малышей. Покупая строительные конструкторы из синтетических материалов, позаботьтесь о том, чтобы детали не были чересчур мелкими и были созданы из разрешенных материалов. Игры, купленные с рук могут быть не только плохого качества, но и вызвать аллергию у малыша на химические компоненты.

Это правило относится ко всем развивающим пособиям. Приобретая пластмассовые счеты, обратите внимание на их устойчивость, количество счетных бусинок, прочность крепления металлических палочек, на которых надеты бусинки, желательно также, чтобы расстояние между этими палочками было не большим и не маленьким. Очень много появилось развивающих пособий из бумаги, здесь мы лучше воздержимся от комментариев, так как не хотим показаться необъективными. Выбирая пособие по тому или иному методу обучения, прислушайтесь к себе: нравится это Вам или нет, подойдет ли это Вашему малышу, может стоит применять это позже, чем предписывает автор, а может и раньше. Посоветуйтесь, если имеете такую возможность , с психологом и методистом, которому Вы доверяете. Некоторые родители считают, что комплексность методик - залог успеха, и действительно достигают больших успехов в обучении своих детей.

И все же как ни хороши самодельные, пластмассовые, бумажные игрушки без деревянных игрушек картина не была бы полной. Ведь очень часто яркому пластиковому конструктору ребята предпочитают бесцветные кубики, машинке- деревянную лошадку-качалку. А все потому что дерево приятно на ощупь, в руках оно не мнется и не гнется (когда предмет деформируется в руках у ребенка , малыш чувствует беспокойство и тревогу), к тому же дерево - природный материал. Качественная деревянная дидактика, как правило, красивая и нарядная, хорошо обработана : гладко отшлифована, ровно покрашена. Хорошие игрушки должны быть прочными и удобными. Такие игрушки остаются с малышом на долгий срок: месяцы, а то и годы, оставаясь интересным и полезным для ребенка материалом. Разнообразие современных развивающих пособий впечатляет. Это и кубики, и рамки с различными вкладышами, цветные палочки, шнуровки и т.д. Авторы этого текста- сотрудники небольшого предприятия, занимающегося разработкой, производством и продажей дидактических игрушек для детей в возрасте от полугода до трех лет. Так как деревянных игрушек для детей такого возраста мало, мы хотим поговорить именно о них.

Эти игрушки испытаны временем, многие из них являются классикой дидактики (Рамки Монтессори) и производятся многими другими фирмами, но часто качество их оставляет желать лучшего. Если говорить о качестве, почти все наши игры делаются на фабрике, а потом дорабатываются мастерами вручную, что позволяет сохранять нам довольно высокий уровень выполнения. Оригинальные игрушки Тепляковой применялись прежде всего в ее семье, затем в родительском клубе Тепляковых "Поиск" и во многих группах детей и их родителей. Вы можете приобрести эти игрушки у нас, а если Вас пугают высокие цены (хотя мы стараемся постепенно снижать розничные цены), можете выпилить эти игры самостоятельно. Для умелого мужчины это не составит большого труда, особенно если этот мужчина- папа.

Немного истории.

Но прежде чем говорить о самих играх, необходимо небольшое вступление, в котором мы хотим затронуть историю создания дидактики, людях, посвятивших жизнь проблемам развития и обучения малышей. Мы не претендуем здесь на подробность и объективность, а просто желаем напомнить Вам некоторые важные, на наш взгляд, моменты из истории развивающих игрушек. Развивающим играм , обучению и раннему развитию посвятили свои жизни многие ученые, педагоги, психологи. Свою лепту внесли, как это ни странно звучит, и физиологи. Как связаны между собой труды великого русского физиолога И. Сеченова и раннее развитие? А вот как, Сеченов доказал, что чем больше анализаторов человек использует, воспринимая что-либо, тем лучше это воспри Безусловно одним из самых известных разработчиков игр является уже упомянутая Мария Монтессори, итальянский педагог начала двадцатого века.

Многие из ее игр, хотя и в несколько измененном виде, широко используются современными педагогами и воспитателями. Наиболее известны ее " Рамки с вкладышами", которые использовались педагогом, как впрочем и другие игры, для детей в возрасте от четырех до семи лет, часто с отставанием в развитии, собранных в огромные по нашим меркам группы ( 30-50 человек). Занимаясь в группах, педагог ставила целью не только улучшение умственного развития, в особенности развития речи, но и общую социализацию детей. Учитывая те задачи, которые стоят перед современными родителями при воспитании и обучении самых маленьких детей ( 0-3 года) , мы несколько адаптировали сами игры, но самое главное , изменили способы их употребления (для обучения в семье и небольших группах детей). Например речевое сопровождение игры в силу обстоятельств у М. Монтессори было сведено к минимуму , мы же предлагаем как можно больше говорить об игре с ребенком, называть различные детали игры. ( чтобы было о чем говорить мы расскажем о различных способах действий с той или иной игрой, привнесенных десятками педагогов, в том числе и Монтессори.

Много игр для малышей - в основном для дошкольников и младших школьников - предложили Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины. Игра Никитиных "Сложи узор" представляет собой почти неизмененный психологический тест, который раньше использовался для тестирования школьников и взрослых. Б. П. Никитин предложил использовать его в качестве игры для детей. Эта красивая игра многие годы применялась как в семье Никитиных, так и во многих других семьях с большим успехом. Она описана в книге Б. П. Никитина "Развивающие игры" ("Ступеньки творчества"). Цель этой игры заключаются в том, что ребенок-дошкольник должен сложить кубики, на поверхности которых воспроизводится узор, изображенный на листе бумаги. Однако для совсем маленьких эта игра не подходит, ведь очень часто даже интеллектуально развитый ребенок в возрасте трех лет не может самостоятельно воспроизвести рисунок, увиденный на листе бумаги, особенно если он состоит более чем из четырех частей. Кроме того при складывании малышу приходится выбирать из шести граней кубика, что очень сложно.

Учитывая все эти особенности, мы облегчили данную игру, превратив кубики в деревянные пластины, и ограничили рисунок рамкой, от которой позже можно и отказаться, и складывать рисунок на плоскости. Естественно мы отказались от рисунка-шаблона, что дает простор для фантазий и совместного творчества родителя и ребенка. Многие наши игры также взяты у других педагогов и адаптированы для самых маленьких детей. Их можно применять уже с того возраста, как ребенок сможет удержать предмет в руке (4 - 6 месяцев). Они сделаны достаточно безопасными. Поэтому игры, как правило, включают в себя крупные неострые детали, выполненные из дерева, которые невозможно проглотить, когда дети делают оральное обследование( то есть засовывают предмет к себе в рот).

Детали в играх заметные, крупные, по возможности ярко окрашенные. Однако некоторые игры мы оставляем бесцветными - это игры для самых маленьких, где важнее представление о форме и где яркий цвет отвлекает от восприятия формы. Деталей обычно немного, либо часть деталей просто убирается на некоторое время. Это позволяет ребенку лучше сосредоточиться, так как объем внимания маленького ребенка невелик. Игры учитывают такую особенность психики ребенка, как неумение удерживать в памяти одновременно представление о целом и его частях, поэтому для многих игр предлагается удерживающая рамка. Кроме того наличие рамки позволяет обеспечить еще одну особенность раннего возраста - жажду предметной деятельности, жажду ощущений (сенсорный голод), желание достижения немедленного результата. Закладывая, выкладывая детали в рамки, малыши удовлетворяют эту жажду. В следующих главах мы не опишем не только сами игрушки, но и способы действий с ними. Эти способы вполне можно применять к похожим игрушкам других производителей.

Вот некоторые оригинальные "Игры для маленьких", авторами которых являются педагоги Ю. И. Тепляков и О. Н. Теплякова.

  • "Счетные палочки", напоминающие своим построением ладошку.
  • "Бусинки", доска с разноцветными кругами разной величины.
  • "Мозаика для маленьких", в которой используются деревянные полоски различной величины и цвета, вложенные в большую рамку.
  • "Пирамида", представляющая собой доску с палочками убывающей длины, на которые надеваются разноцветные квадратные бусинки.
  • "Шнуровка Тепляковой", которая состоит из деревянного "блюда", в дырочки которого вдеваются шнурки. К блюду при помощи шнурков привязываются фрукты и овощи из дерева.
  • "Квадрат" -это рамочки с подложкой и 2-5 вкладышами в виде геометрических фигур, которые составляются в одноцветный квадрат.
  • "Треугольники", которая состоит из множества треугольников, складывающихся в одну большую рамку. В каждом треугольнике - несколько цветных деталей различной формы (взаимозаменяемых). Похожа на нее игра "Квадраты".

Здесь мы также опишем и другие игры , такие как:

  • "Рамки Монтессори" (в адаптированном виде): отдельные рамки, планшеты со множеством фигур (различные эталоны формы), планшеты с различием( дифференцированием) фигур по величине и форме, планшеты с дифференцированием фигур по величине, форме и цвету.
  • "Цветные квадраты", адаптированная игра Никитиных "Сложи узор"
  • "Сложи квадрат", прототипом которой является игра Никитиных " Разрезной квадрат" (квадратная рамка, в которую вкладываются различные геометрические фигуры, составляя квадрат)
0
0
535
КОММЕНТАРИИ1
0
Отличная статья! Особенно про сказки понравились идеи, стоооолько сейчас сказок-переделок и иллюстрации во многих книжках неправдоподобные(( я пока хорошую книгу Теремка только у издательства Умка нашла
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ