Живопись
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Занятия живописью можно проводить с детьми, уже начиная с года. Некоторые родители начинают еще раньше: в этом есть свой смысл.

Мы давно заметили, чем моложе ребенок, тем легче с ним заниматься. Он легче и охотнее воспринимает новое. Чем старше ребенок, тем больше его жизненный опыт, тем устойчивее стереотип поведения, привычки. И хорошо, если эти привычки полезны, так как менять что-то в отношениях к ребенку и в отношениях ребенка к самому себе с возрастом становятся все труднее. Поэтому очень неплохо дать малышу попробовать себя в различных видах деятельности, давать ему различные роли в играх, и сделать это так, чтобы он ощутил свою успешность, результативность. Подрастая, он не будет бояться осваивать новые виды деятельности - будь то изучение еще одного иностранного языка или освоение игры на музыкальном инструменте. У детей, рано начавших рисовать, в дальнейшем отсутствует "боязнь белого листа бумаги". Кроме того доказано, что все узнанное нами в раннем детстве остается с человеком на всю жизнь. Это вовсе не означает, что начавший рано рисовать ребенок станет художником, просто он не будет бояться этого вида деятельности.

Занятия живописью хороши еще и тем, что дают большой простор фантазии маленького ребенка. Разумеется, это происходит не сразу, ведь поначалу набор умений малыша невелик, а значит невелик и выбор вариантов творчества. Но рано начав, малыш уже к трем - четырем годам может выражать свое видение окружающего мира, свое понимание и отношение к жизни, к себе самому. Способы этого выражения "размножаются" по мере роста и развития ребенка, и занятия живописью очень способствуют этому. Живопись легко сочетать с другими видами игр малыша - с чтением, ролевой игрой, наблюдениями на прогулке. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима малышу для физического, психического и умственного развития.

При действии кисточкой и красками работают пальцы - развивается мелкая моторика рук, а значит улучшается развитие речи. Речь малыша становится активнее потому, что появляется еще один (и какой интересный!) повод речевого общения ребенка и взрослого. Психологически этот вид совместной деятельности очень хорош для развития конструктивных видов отношений, то есть, попросту говоря, для ваших "деловых отношений" с ребенком и освобождает Вас от капризов малыша и мелких бытовых, часто чрезмерных, претензий к нему.Вот поэтому мы приглашаем Вас и Вашего малыша к занятиям живописью. Смело берите лист бумаги и - за дело!

Что надо приготовить для занятия?

Первое и самое важное - Ваше собственное желание заниматься. У малыша, можете не сомневаться, оно есть. Но если Вы своим "кислым" видом или неуверенностью покажите, что Вам не очень-то это надо, то и его энтузиазма заметно поубавится. Очень часто родителей беспокоит вопрос: "Могу ли я чему-то научить своего малыша, если сам не умею рисовать?". Сможете. Если уж не научить рисовать, то научить любить это интересное занятие. Второе, что необходимо для начала занятия - кисти, краски и бумага. Кисти возьмите довольно большие - №7-8, маленькие кисти неудобны для использования, кроме того при использовании больших кистей лучше виден результат. Лучше использовать кисти из козы, колонка или хорошие синтетические. Можно взять плоские, но лучше использовать круглые. Краски для рисования с малышом возьмите акварельные - "Медовые" или типа "Ленинград".

Пусть они будут подороже других, но зато их качество не заставит Вас волноваться, а при аккуратном использовании их хватит надолго. Заранее приготовьте небольшую плоскую мисочку для воды, она должна быть устойчивой, совсем низенькой, типа "пепельницы". Высокая посуда перевернется и первое занятие будет испорчено, или Вам придется постоянно опасаться за это. Не наливайте много воды - совсем капельку, на донышке, не вводите в искушение малыша "подрызгаться" - этим можно позаниматься и в ванной, а сейчас большое количество воды только отвлекает. Бумага Вам понадобится довольно-таки большого формата (альбомные листы А-4), на совсем маленькой бумаге рисовать неудобно и неполезно. Для самых маленьких можно взять бумагу еще большего формата - хуже не будет. Целые альбомы неудобны для использования на занятиях с маленькими - ребенок пытается листать альбом, разрисовывать все страницы, может порвать. Гораздо удобнее на занятии выдавать ребенку по одному листу бумаги, а остальные класть неподалеку, но недосягаемо для ребенка.

Перед занятием не забудьте положить неподалеку маленькую тряпочку для вытирания рук или кисти (при необходимости можно использовать бумажные салфетки). Прежде чем начать занятие, освободите место, где оно будет проходить. Можно рисовать за маленьким столиком - тогда ребенок работает стоя,а Вы находитесь рядом, чтобы помочь ему в любую минуту. Не бойтесь, что ребенок устанет. Ведь занятие займет совсем немного времени. Для самых маленьких более удобно, когда малыш сидит у Вас на коленях за высоким столом. На столе не должно быть ничего лишнего. Оставьте только несколько листов бумаги, краски, кисти, тряпочку, салфетки, мисочку для воды (пока она пустая). Воду мы обычно наливаем вместе с ребенком, начиная занятие. Каждое наше занятие с малышом изобразительной деятельностью начинается с формирования образа ситуации и "действующих лиц", для этого заранее понаблюдайте явления природы - дождик, снег, радугу; почитайте и обыграйте простые сказки - "Колобок", "Курочка Ряба"; потанцуйте и похлопайте, "как зайчики"; спойте песенки о дождике, о зайчике, о гусях, о бусинках; рассмотрите бусы на елке, мамины бусы и т.д. Очень хорошо, когда малыш привыкает заранее к этим предметам - у него будет больше желания это изображать. Когда Вы придумали, что Вы хотите изобразить, например, "дождик", попытайтесь вспомнить песенку "про дождик":

Дождик, дождик

Кап да кап,

Ты не капай

Долго так. Дождик, дождик

Льется,

В руки не дается.

Кап, кап, кап!

Спойте малышу эту песенку (или любую другую), и не пугайтесь, если Вы почти не умеете петь, просто проговорите стихи нараспев, не спеша, или спойте на любой мотив - малышу непременно понравится. Дети не так часто видят взрослых поющими и бывают приятно удивлены. Песня помогает не только сформировать образ, но и сосредоточить внимание ребенка, установить эмоциональный контакт. В этом плане еще лучше - танец. Возьмите малыша на руки и немного покружитесь по комнате. Это способствует расслаблению рук ребенка. Такое вступление приятное для ребенка, пусть небольшое, но достаточно эмоциональное, хорошо бы подготовить заранее. Также заранее можно почитать книжку "Колобок", но читая книжку маленькому ребенку, помните, что помимо чтения потребуется еще разговор с малышом и некоторое обыгрывание этой сказки, хотя бы голосом:

Катится Колобок, а навстречу ему заяц.

"Колобок, Колобок, я тебя съем!".

"Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

"Я Колобок, колобок, я по коробу скребен, по сусеку метен...".

Прежде чем устроиться удобно за столом, возьмите малыша на руки или за руку и, решив окончательно вместе с ним, что вы будете рисовать, берите мисочку и отправляйтесь за водой. Возьмите кисть сами и вложите ее в руку ребенку достаточно быстро, и сразу правильно, не теряя времени, обхватите руку ребенка Вашей рукой. "Капельки дождя" рисуйте достаточно быстро, но не слишком резкими движениями. Левая Ваша рука охватывает ребенка и прижимает к себе. Одновременно ухитритесь поддерживать правую руку ребенка, слегка приподнимая его локоть. Это поможет сделать движения ребенка более плавными. Рисуйте и пойте песенку про "дождик". Ваш "дождик" должен капать по всему листу - не в одну точку и не по порядку, чтобы капельки не получились как "солдаты в строю". Если вы взяли большую кисть, то "капельки" получатся крупными и нарядными и очень понравятся малышу. Не стремитесь сделать их очень много - это утомительно для малыша. Постарайтесь закончить рисование в течение 20-40 секунд - рука ребенка быстро устает и появляется напряжение, он уже не в состоянии держать правильно кисть, нервничает. Покажите Ваш "дождик" мишке, зайке. Очень хорошо, если они находятся в дальнем углу комнаты или лучше в другой комнате - движение снимает напряжение и помогает усвоению знаний и умений. "Вот, зайка, какой красивый у нас дождик!". Возьмите ребенка за руку и его пальчиком покажите "капельки".

Когда малыш отдохнет (через несколько минут, а может и часов), можете нарисовать еще дождик, а старый рисунок, который уже подсох, можно обвести при желании ярко - синим фломастером. "Капельки" обводите свободно, не вплотную - это красиво и легко для ребенка. Ваши рисунки можно надписывать. "Дождик, дождик, кап да кап" или "Капает дождик", а для самых маленьких - просто "Кап, кап". Надписи делаем вместе с малышом. Самые маленькие только смотрят. Дети около 1,5 лет охотно дают свою руку, и мы пишем вместе. Двухлетки могут уже обвести готовые надписи ярким фломастером. К двум годам ребенок, как правило, сам выбирает, какую надпись сделать и может сообщить об этом. Около трех лет малыш сам пытается надписывать свои рисунки - помогите ему в этом. Не забудьте поставить на рисунке "имя автора". Ведь ребенок считает выполненный рисунок своим произведением, даже если доля его участия невелика. В отношениях с ребенком не забывайте, что не он помогает Вам, а Вы помогаете ему. Он - основное действующее лицо, творец! Поэтому мы пишем на каждом рисунке "Рисовал Саша"...

Что можно рисовать с маленькими?

  • "Дождик" - смотри выше.
  • "Снег", "Снежок" - рисуйте так же как и "дождик", только песенка другая|
    На полянку, на лужок
    Вот летят снежиночки-
    Тихо падает снежок.
    Белые пушиночки.
  • "Ягодки" - можно рисовать разные - оранжевые, красные, синие (черника). Старайтесь делать "ягодки" крупными и не рисуйте их слишком много. У "ягодки" может быть зеленый хвостик, а если Вы соедините два хвостика, то получатся "вишенки".
  • "Яблоки на блюде" - яблоки могут быть желтыми, красными, зелеными. Блюдо обводим вокруг яблок пошире, почти до краев бумаги.
  • "Бусинки" - разные по размеру и цвету. Сначала с помощью фломастера нарисуйте ниточку, а потом кистью "нанизывайте на нее бусинки" - получатся красивые бусы.
  • "Катится Колобок" - "Колобок" может быть красным, желтым, оранжевым. Не забудьте нарисовать "дорожку", "травку".
  • "Золотое яичко" - "яичко" может быть желтым или оранжевым. Оно лежит в "травке", можно нарисовать в "травке" "ягодки".
  • Можно нарисовать "Репку" - желтую или оранжевую с зелеными "листиками", а вокруг "репки" растет "травка". Также красиво смотрится на "травке" "Одуванчик", который "носит желтый сарафанчик". То есть сам цветочек желтенький, а стебелек и листочки зеленые. Старайтесь располагать изображение в центре листа. Детали композиции должны быть крупными. Очень хорошо, если самые лучшие Ваши произведения (пусть ребенок сам выберет - какие) будут иметь постоянное место для "выставки". Это может быть стена, на которую Вы с малышом повесите рисунки; леска, натянутая вдоль стены - на нее очень удобно вешать "картины"; или можно соорудить специальный стенд для работ. Необходимо учесть, что рисунки должны располагаться так, чтобы ребенок смог в любое время подойти к ним и похвастаться перед дедушкой, бабушкой, папой и т.д. Такой показ произведений помогает малышу осознать значимость своих работ. Счастливого Вам творчества!

Ольга Теплякова 12 января 2001 года

0
0
7
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ