Распознаем признаки зимы
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Распознаем признаки зимы

 

- Мам, а осень прошла? – поинтересовалась четырехлетняя Вера.
- Прошла, доченька. И наступила зима – твое любимое время года. Мы опять нарядим елку, позовем Деда Мороза, а потом всей семьей пойдем кататься на санках!


С чего начать и как рассказать ребенку о смене сезонов, о том, что за чем следует в нашем календаре и как это распознать? Как это сделать в игровой форме, чтобы малыш не заскучал?

Наш год разбит на времена года, месяцы, недели, дни, часы, минуты и секунды. Чтобы обучить ребенка ориентировке во времени, первые занятия стоит посвятить тому, чтобы объяснить малышу на понятном ему языке, что такое зима, весна, лето и осень, как они сменяют друг друга, каковы их признаки. Мы остановимся лишь на одном времени года и расскажем об увлекательных занятиях, которые помогут вам в игровой форме обучить вашего малыша признакам зимы. Не важно – находитесь ли вы на прогулке или избрали специальное время и сидите с ребенком за письменным столом – вы можете проводить свое обучение в любых обстоятельствах, ведь главное – ваша обоюдная заинтересованность в этом деле.

                          Занятия в помещении

Самодельное лото
Эта игра будет интересна как деткам трехлетнего возраста, так и тем, кто постарше. Такое лото можно сделать для каждого времени года. Благодаря этому занятию малыш научится узнавать изображения зимы на картинках.

                Вам понадобится:
                9 картинок с признаками зимы;
                9 картинок с признаками других времен года;
                лист картона

Разлинуйте картон, чтобы получилось 9 одинаковых квадратов. Придайте вашим картинкам такую же форму, как квадраты на картоне. И начинайте играть. Объясните малышу правила игры: необходимо, чтобы все пустые квадраты на листе были заполнены только карточками с признаками зимы. Вынимайте по одной картинке и показывайте их ребенку. Когда он верно определит карточку, отдайте ее ему, чтобы он положил ее в квадрат. Так постепенно, когда все девять картинок будут положены на картон, вы подойдете к концу игры. Но не спешите убирать ее. Ребенку будет интересно побыть теперь в качестве ведущего. Поменяйтесь с ним местами и поиграйте еще раз – это закрепит познания малыша.





Юный читатель
Подобно предыдущему занятию, эта игра разовьет внимательность у малыша и научит различать «зимние» картинки среди множества других.
               
                Вам понадобится:
                несколько зимних выпусков журналов.

Выберите несколько зимних выпусков журналов, в которых есть много картинок. Это не обязательно должны быть детские издания, можно использовать журналы для родителей, для детей, для женщин, а также выпуски о природе. Полистайте их заранее и посмотрите, есть ли там картинки или фотографии с изображением зимы, людей в зимней одежде, зимней атрибутики. Обычно такие изображения фигурируют и в рекламе и в статьях декабрьских, январских и февральских выпусков.Позовите малыша и предложите ему поиграть: вы открываете страницу, а он говорит, есть ли на ней что-то зимнее. Если есть – он должен показать эту картинку. Если ребенок уже хорошо ориентируется, вы можете немного запутать его, указывая на не зимние изображения и спрашивая: «Ведь, правда, это зима?»Играя с двумя детьми в эту игру, можно в качестве баллов за каждый правильный ответ давать по спичке, а затем, в конце игры, подсчитать, у кого их больше.В конце игры можно дать ребенку превратить не зимние изображения в зимние. Если вам не жалко картинок в журнале, позвольте малышу дорисовать на них людям – теплые вещи, на земле – снег и т.д.

Что надеть
Эта игра научит ребенка мыслить логически и обосновывать свои решения. Рассматривая одежду, малыш должен будет делать выводы: в какую погоду ее надеть и какой наряд подойдет для самого холодного времени года – зимы.
                   
                   Вам понадобится:
                   предметы одежды на разные времена года (можно разных размеров) по желанию - обувь для разных времен года

Всю одежду сложите в одну кучу. Доставайте по одной вещи, показывайте ее ребенку, дайте пощупать, рассмотреть. Малыш должен определить ту одежду, которая подойдет для прогулки зимой. Таким образом, из одной у вас должно получиться две кучи вещей: одна – зимние, вторая – все остальные.Такую же процедуру можно проделать с обувью. Если вы боитесь, что ребенок запачкается, можно вместо нее использовать картинки с изображением различных сапог, туфлей, босоножек и т.д. В конце выберите несколько вещей и спросите, почему малыш решил, что их нужно носить зимой. Пусть ребенок подумает и расскажет вам свое объяснение, а вы, родители, помогите ему в этом.

                           Занятия на улице

Найди признаки зимы
Хорошо, если в зимний период времени, перед тем, как прийти с малышом на детскую площадку, вы немного побродите с ним по окрестностям и поиграете в занимательную игру. По очереди мама и ребенок называют признаки зимы, которые встречают по пути. Это могут быть как природные изменения, так и изменения в образе жизни людей, животных и птиц. Причем, родителям необходимо называть более скрытые факты, которые детям самостоятельно будет сложно заметить, например: «У собачки шерстка стала густой и пушистой» или «Из коттеджей идет дым – там топят печь или камин». Это важно для того, чтобы, играя, не только проверять развитие ребенка, но и давать ему новые знания о том, что окружает его. 

Люди или природа?
Задача данного занятия – заметить изменения, произошедшие в разных сферах жизни людей, а также живой и неживой природы зимой. Оно проводится с пояснениями, какие изменения природные, и какие исходят от людей.При желании можно совместить эти две части и, называя какой-то факт, комментировать, что к чему относится. По очереди участники называют изменения, которые они замечают в природе, в людях, в животных. Например: «Дети одеты в теплые шубы – это делают люди», «На деревьях облетели листья – это делает природа». Родители могут подсказывать более сложные моменты: «На машинах – зимние шины. Это делают люди», «Насекомые зимой не летают – это делает природа».Помогайте малышу заметить то, на что он сам не обращает внимание: «Помнишь, что росло на этой полянке летом? А что ты видишь сейчас?». Спросите ребенка, заметил ли он, что его прогулки стали короче, что темнеть стало раньше, а по утрам не поют птицы, как летом.

«Зимнее – не зимнее»
Эта коллективная игра придется по вкусу не только самым маленьким ребятишкам, но и дошколятам. Наблюдение за тем, как играют другие дети, будет способствовать как лучшему интеллектуальному развитию, так и более успешной социализации малыша.Вам понадобится:мячУчаствовать в этой игре могут сколько угодно детей. Все садятся на скамейку в ряд. Ведущий (желательно – взрослый) называет любой предмет, отражающий какое-либо время года, и кидает игроку мяч. Если этот предмет зимний, ребенок ловит мяч, если же не зимний – отбивает его. Когда дети освоят игру, можно ввести новое правило: неправильно отбивший или поймавший мяч – выбывает. Например: «Санки» - зимний предмет, нужно ловить. «Надувной круг» - не зимний предмет, отбиваем. «Варежки» - зимний предмет. «Панамка» - не зимний и т.д. 


И дома и на улице

Зимние слова
Это занятие расширит словарный запас вашего ребенка и даст новые познания о зиме. Вам не нужно специальной подготовки, играть в «Зимние слова» можно где угодно и с каким угодно количеством участников. Правила таковы: каждый игрок по очереди называет слово, связанное с зимой, например: Дед Мороз, снег, холод и т.п. Тот, кто не может назвать слово, выбывает. Побеждает тот, кто останется последним. Поскольку это занятие для малышей, взрослые, участвующие в «Зимних словах» должны максимально помогать и подсказывать ребенку правильные ответы, тем самым способствуя его обучению.



«Я знаю три зимних…»
С данной игрой дети не соскучатся, потому что они смогут продолжить начальную фразу: «Я знаю три зимних…» как только им вздумается. Если взрослые смогут подыграть малышам, показав, как можно придумывать смешные продолжения фраз, ребятишкам будет еще веселее. Продолжить фразу можно словами из совершенно разных сфер. Это могут быть фрукты, овощи, месяцы, одежда, стихии, игры, сказки, песни и т.д. – все, что происходит зимой, что мы едим и используем в это время года. Главное - чтобы ребенок при этом уловил суть игры и смог сориентироваться в правильных ответах. Например: «Я знаю три зимних фрукта: мандарин, апельсин, яблоко», «Я знаю три зимних вида одежды: перчатки, пальто, шапка». Если ребенок на ваш взгляд назвал что-то неверно, спросите у него, почему он считает это зимним, возможно он окажется в чем-то прав. Как взрослый может развеселить детей в этой игре? Во-первых, нарочно называя что-то неверно. Это заставит ребенка быть более сосредоточенным на ответах других игроков. Во-вторых, называя «загадочные шифры», например: «Я знаю три зимних буквы: «в», «ш», «с»». Что это? Когда ребенок задаст вопрос, вы можете дать объяснение: «Буквы, на которые начинаются слова: «варежки», «шуба», «снег»». Малыш начнет подражать вам, сочиняя свои «зимние» буквы.

Преображения
Если ребенок уже достаточно осведомлен о том, какие изменения происходят зимой в окружающем его мире, попробуйте провести с ним устное занятие на закрепление знаний о самом холодном времени года. За основу можно взять сказкотерапию и провести ее дома, лежа с малышом на ковре с закрытыми глазами, или сидя на скамейке в парке. Начните сочинять сказку с зимним сюжетом. Дети очень любят слушать такие импровизированные произведения! Через каждые несколько предложений заостряйте внимание ребенка на каком-то предмете из вашего повествования и спрашивайте, каким он его представляет. Напоминайте малышу, что действие происходит зимой, чтобы он мог представить именно зимнюю картину. Рассказывая, как выглядят те или иные детали в сказке, малыш как бы сам начнет участвовать в сочинении вашего произведения. Дайте простор его фантазии, пусть он подробнее описывает все, что представляет. Например, если бабушка из сказки одета в теплый платок, спросите, что нарисовано на нем, какого он цвета, откуда он появился у бабушки. Если малыш описывает детские качели, покрытые снегом, пусть уточнит, когда выпал снег и что теперь делать ребятишкам, чтобы снова покататься.

На детей не нужно жалеть времени. Даже, если они уже достаточно знают о зиме, все равно с ними стоит проводить различные игры и уроки. Основная цель таких занятий – углубить отношения с родителями, развить пытливость ума, укрепить чувство значимости малыша. Специалистами доказано, что способность усваивать знания напрямую зависит от душевного настроя ребенка, от обстановки в семье, от того, сколько много уделяют чаду внимания. 


                                                                                                                                                          Увлекательных вам занятий желает Наталья Ворожцова

 

Топик для обсуждения
0
0
583
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ