Не учите малыша рисовать!
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Не учите малыша рисовать!

Учить ли малыша рисовать? Арт-терапевт Талья Авив считает, что не стоит. Почему? Читайте об этом в нашем интервью.


- Моя подруга - хорошая, заботливая мама. Она вкладывает силы и время в развитие пятилетней дочки, в том числе учит ее рисовать. Вы, как арт-терапевт, утверждаете, что это неправильно. Почему?

- Я не говорю однозначно, что это неправильно. Вопрос, какую цель преследует родитель, обучая ребёнка рисовать. Ваша подруга хочет таким способом развить творческие способности своей дочки? Но обучая правильно рисовать, она не способствует воспитанию творческой личности. 

- Но сотни родителей поступают также. А для чего тогда продаются шаблоны и руководства, где последовательно показывают, как нарисовать или слепить солнышко, домик, зайчика?

- Хочу уточнить. Я не говорю, что нужно кидаться в другую крайность: давать полную свободу самовыражения и вообще не обучать никаким навыкам и правилам рисунка. Это приводит к тому, что дети без ярко выраженных талантов в определённом возрасте просто теряют интерес к рисованию. Без нужных навыков они не могут достичь желаемого результата. Такие ребята просто перестают рисовать, решив, что они к этому неспособны. Много ли вы знаете рисующих взрослых? Единицы. А ведь когда-то все они были детьми и с удовольствием выражали себя в рисунке.

- Выходит, не обучать рисованию тоже плохо…

- На каждом этапе развития рисование имеет для ребёнка абсолютно разное значение. В зависимости от того, на каком этапе находится ребёнок, может быть уместно обучение рисованию или нет. В нашем случае речь шла о пятилетней девочке, которую пока совершенно не интересует реалистичное изображение предметов. Сейчас рисовать для неё – это, прежде всего, исследовать окружающее пространство и себя в нём. По сути подсказки взрослых лишают ребенка возможности самостоятельно найти способ выразить свой внутренний мир. Например, существует тесная связь между развитием речи у ребёнка и развитием рисунка. Ребёнок, который ещё не разговаривает, как правило, не будет способен нарисовать круг, поскольку в его сознании ещё не существует форм.

- Если ребёнок в два-три года ещё плохо говорит, а родители пытаются научить его рисовать, что вы, как специалист, посоветуете?

- Не вмешиваться, а просто дать ребёнку безопасные материалы для творчества. Можно понаблюдать, чему ребёнок отдаёт предпочтение. Как правило, дети интуитивно чувствуют, что принесёт им наибольшую пользу – рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками или же размазывание пластилина по картону. Они выбирают именно то, что им нужно. Но может быть иная ситуация. Если ребёнок уже рисует сам круг и какие-то фигуры, но при этом ещё не разговаривает, это может говорить о том, что у него уже есть внутренняя речь. Но малыш не может выражать себя вербально.


- Выходит, если неговорящий ребенок стал рисовать круг, для родителей это - повод для оптимизма?

- Скорее, знак, что ребёнок готов заговорить, но ему что-то мешает. Возможно, есть проблема с речевым аппаратом, а может быть какой-то психологический барьер. Я бы не стала самостоятельно искать ответ на этот вопрос, а обратилась к квалифицированным специалистам. Они выяснят причины задержки речи и своевременно помогут ребёнку.

- К аппликациям и раскраскам по шаблону вы тоже относитесь отрицательно?

- Они не имеют никакого отношения к самовыражению. Аппликации и раскраски - вещи нужные и полезные для развития мелкой моторики и координации движений. Эти важные навыки понадобятся ребёнку в школе при обучении письму.

- Когда стоит покупать раскраски?

- Когда ребенок переходит на этап «упорядоченных каракулей», то есть пытается контролировать свои движения. В этот момент раскраска будет для малыша стимулом, ведь от него потребуется лучше контролировать свои движения. Ребёнку, который не достиг еще этого этапа, давать раскраску в лучшем случае бесполезно, а в худшем – вредно. Если мы требуем от ребёнка выполнить задание, к которому он психологически не готов, мы не только не помогаем ему, но, возможно, и снижаем его самооценку. Особенно, если ребенок чувствует, что мы разочарованы результатом.


- В каком возрасте обучение рисованию может пойти на пользу?

- Когда начинает просыпаться так называемый внутренний критик. Юный художник прекращает безусловно принимать собственные работы. Появляется желание изображать действительность правдоподобно.

- Это обычно происходит в…?

- Всё очень индивидуально, но чаще - к одиннадцати-двенадцати годам. Это напрямую связано с процессами общего эмоционального развития и с приближением переходного возраста. В этот период самому ребёнку становится важно, чтобы его изображения были похожи на реальность. В этот момент и надо дать ему инструменты, например, обучить правилам перспективы и светотени.

Беседовала Анна Резников 
Фото Ирина Авив

0
0
859
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ