Как нам жить, чтоб не скучать
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Как нам жить, чтоб не скучать

- И чем вы там с Ксюшей занимаетесь целыми днями? - удивляется моя подруга Алена. Ее голос в телефонной трубке звучит устало и удрученно. Поздний вечер воскресенья.

Наши дети уже спят, и она звонит мне в надежде получить очередную педагогическую консультацию. У меня есть опыт выращивания старшего ребенка без детского сада. Теперь без услуг сада и нянь растет младшая, Ксюша. Алена вздыхает:

- Хочешь - верь, хочешь - не верь, но за выходные я устаю больше, чем за всю рабочую неделю. Вечная проблема: чем их занять? Ну, погуляем. Ну, мультики посмотрят. А что еще?.. Играть ни во что не играют, только бесятся. А я думаю: скорей бы понедельник, скорей бы отвести их в сад... Я бы с ума сошла, если бы мне пришлось сидеть с ними дома. Вот скажи: чем вы занимаетесь целыми днями? Помнится, я у тебя список на стене видела...

- Ты же сказала, что это занудство.

- Это когда Катюша с Гошей еще кубиками играли и куличи из песка лепили. А теперь?... - оправдывается Алена. - В общем, я записываю.

- Я этот список называю "Свиток Радости". Ксюше не было четырех лет, когда мы его составили. Ведь невозможно все держать в голове!

Вместе под теплым абажуром

  • Чтение в слух. Каждый день. Хоть понемногу. Это важно и для тебя, и для детей: чтобы были общие переживания. Чтобы было о чем поговорить. Чтобы не утрачивался внутренний контакт. "Хроники Нарнии" Льюиса читала? А "Бесконечную историю" Михаэля Энде? А неадаптированного Андерсена? Нет? Прочти, не пожалеешь! И с детьми будет о чем поговорить после таких книг. А потом можно нарисовать любимых героев или слепить из пластилина. И играть в бесконечную историю...
    Детям помогать нужно создавать этот мир. Например, вся семья за круглым столом, под теплым абажуром, и кто-то читает вслух... Скажешь, архаика? А ты попробуй.
  • Рисование. Пойдите в зоопарк и порисуйте там животных с натуры, мы с Ксюшей так делаем. А можно рисовать свои фантазии, сны... Ты им подскажи. И дай им акварельные краски, кисточки, гуашь.

- Так ведь перемажутся с ног до головы и все стены перемажут...

- А мы Ксюше дали краски, когда ей и двух лет не было, - какие акварели она рисовала, еще не умея говорить!..

Игры на каждый день

Игры. В больницу. В цирк. В магазин. В почту. В зоопарк. Гимнастика под музыку. Танцы. Игра в корабль: плавание по разным странам. Игра в поезд: путешествие по разным городам. Игра в прятки, горячо-холодно. Сейчас множество книг издается на эти темы: игры, загадки, шарады, фокусы... Они должны быть под рукой.

  1. Обыгрывание предметов. Эта игра развивает воображение. Берешь, к примеру, пластмассовую тарелку и поочередно бросаешь каждому ребенку. И каждый должен обыграть ее, причем без слов. Один надел ее на голову шляпа. Другой крутит перед собой - руль.
  2. Угадывание предметов. Это уже другое. Берешь шапку, насыпаешь туда мелких игрушек, ребенку завязываешь глаза, и он, ощупывая предметы, должен их угадать.
  3. Изобрази кого-нибудь. Или что-нибудь. Животное, растение, предмет, человека какой-нибудь профессии. А другие должны угадать.
  4. Тропинка. Это когда один ребенок ведет другого, и второй должен повторять все, что делает первый: перепрыгивать воображаемую канаву, "переплывать" ручей, ну и так далее. Позовите соседских детей, будет еще веселее.
  5. Найди прищепку. Очень смешная игра! Один цепляет на себя бельевые прищепки, а другой с завязанными глазами на ощупь должен отыскать их.
  6. Угадай, где находишься. Ребенку завязывают глаза и начинают водить по всей квартире, потом останавливаются, и он должен угадать, где он.
  7. Дорисундия. Первый игрок рисует что хочет, хоть закорючку, второй - пририсовывает к ней что-нибудь свое, и так далее. Пока не получится смешной рисунок.

А еще много игр на внимание.

  • Повтори. Один, скажем, хлопает в ладоши, "умывается", скачет на одной ножке, а другой должен повторить.
  • Кто летает? Называешь любые предметы и животных. И если назовешь что-то летающее, дети должны поднять руки - "полететь".
  • Что изменилось? Ребенок внимательно осматривает комнату, потом выходит, а ты что-то переставляешь, убираешь. И ребенок должен определить...

От лепки до оригами

- Но вы же не только играете целыми днями? - недоумевает Алена.

- Нет, конечно. Еще у нас много любимых занятий, дел.

  • Лепка. Очень здорово лепить из глины! Где мы ее берем? Во дворе! Когда водопроводчики в очередной раз меняют трубы. Но дворовую глину нужно сначала "отмучить": размочить в воде и пропустить сквозь сито - чтобы не осталось никаких камушков и мусоринок. А потом дать глине подсохнуть - и можно лепить. У нас в семье все любят лепить из глины. Муж даже купил когда-то старый муфель - печь для обжига глиняных изделий. А вы можете обжигать в обычной духовке. Но даже и необожженные поделки из глины красивы и довольно прочны, в отличие от пластилиновых. Еще можно лепить из муки, смешанной пополам с солью. Для таких поделок достаточно обжига в домашней духовке. А потом их можно раскрасить акварелью или гуашью. Получится очень красиво.
  • Аппликация. Для этого дела подходит не только цветная бумага, но и все, что оказалось под рукой: обрывки пряжи, лоскутки материи, птичьи перышки, колоски, лепестки цветов, осенние листья... Советую попробовать!
    Делание игрушек-зверушек. Сделать их можно из чего угодно: из старой перчатки, например, или из фетровой шляпы, которую собирались выбросить. Нужно лишь чуть-чуть пофантазировать.
  • Папье-маше. Это очень просто. Нужна лишь размоченная бумага и клей. Берете, к примеру, блюдце, смазываете внутреннюю сторону подсолнечным маслом и обклеиваете ее кусочками мокрой бумаги. Затем смазываете клеем и наклеиваете второй слой бумаги. И так раз пять-шесть. Потом кладете на горячую батарею. Когда просохнет, обрежьте неровные края, снимите бумажное блюдце и распишите его акварелью или гуашью. Получается очень красиво!
  • Возьмем оригами.
    - А это что такое? - удивилась Алена. - Впервые слышу.
    - Древнее японское искусство делания животных и птиц из листа бумаги. Ксюша может часами этим заниматься, не оторвешь. Сейчас много книг выходит по оригами, с подробными чертежами - от простого к сложному. Советую купить.

Нет конца у Свитка Радости

- Конец будет у вашего Свитка Радости?

-Надеюсь, нет...

  • Рукоделие самое разное! Шитье, вышивание, вязание... Макраме.
    - Но они же маленькие у меня еще! Да и зачем это все Гошке?
    - В пять лет ребенок уже вполне может орудовать иголкой и детскими спицами. А мальчикам это так же интересно, как и девочкам. Кстати, вязание когда-то было исключительно мужским занятием. Ты не знала?.. Так, дальше.
  • Театр! Кукольный, теневой, "живой". Маскарады. Кто из детей не любит наряжаться? А если еще сделать маски!..
  • Настольные игры: реверси, шашки, шахматы, крестики-нолики, турнир, бильярд, волк и овцы, "блошки", домино...
    - Ой, а у нас этого ничего нет. Даже шахмат.
    - Ну, так купи. Это дешевле, чем, например, дом для Барби, а пользы больше. Или дети обожают играть в лото, растительное, зоологическое, их много видов. Еще у нас куча разных мозаик-собиралок...
  • И много развивающих игр: занимательный куб, уникуб, кубик Рубика, разные головоломки, множество конструкторов...

- Неужели вы во все это играете и всем этим занимаетесь?

- Конечно. Ведь дней в году много. И все они могут быть радостными.

Еще мы любим смотреть в микроскоп: все изучать! А в монокуляр - на звезды!.. Как видишь, наш Свиток Радости все время пополняется, в нем уже больше семидесяти пунктов. Так что скучать некогда!

Мария Сергеевна Романушхо - поэт, писатель. "Улица Сезам" 1998 год.

0
0
34
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ