Книги для детей, часть II
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Книги для детей, часть II

С трех лет

К 3-4 годам у ребенка расширяется кругозор, малыш становится способен усваивать более сложную информацию. Пришло время первых энциклопедий. В основном они посвящены животному миру и транспорту. Информация в таких энциклопедиях должна быть изложена максимально простым языком, без сложных терминов. К примеру, «Моя первая зоология» Чарушина, хоть и стоит на прилавках обычно рядом с художественными книгами, на самом деле отвечает познавательным запросам, причем в увлекательной форме.

Вы можете выбрать классический вариант энциклопедии, где наглядную иллюстрацию дополняет краткая, ёмкая информация, или книжку-игрушку с секретами, открывающимися окошками, несложными заданиями.

Сказки все так же актуальны - ведь теперь ребенок может усвоить из них больше полезного, например, определенную мораль. Конечно, на нее следует указать родителям. В этом смысле сказки могут оказать бесценную педагогическую помощь – ведь многие из них для этого и придуманы. К трем годам у ребенка заметно развивается понимание своего «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главным героем рассказа, сопереживать ему.

Некоторые родители жалуются, что сказки жестоки, и им приходится пропускать часть текста, так как он может травмировать ребенка. Нужно понимать, что за счет наличия пугающих выражений сказка учит взаимодействовать с опасностью, понимать и различать её. Г.К Честертон в своем эссе о сказках писал : «Если вы отнимете у ребенка гномов и людоедов, он создаст их сам. Он выдумает в темноте больше ужасов, чем Сведенборг; он сотворит огромных черных чудищ и даст им страшные имена, которых не услышишь и в бреду безумца. <...> Дети и дикари пугливы — и правы. Они боятся этого мира, ибо он и впрямь опасен. Они не любят одиночества, ибо нехорошо, нет — очень плохо быть человеку одному. Дикарь страшится неведомого по той же причине, по какой агностик ему поклоняется — потому что оно существует. Сказки неповинны в детских страхах; не они внушили ребенку мысль о зле или уродстве — эта мысль живет в нем, ибо зло и уродство есть на свете. Сказка учит ребенка лишь тому, что чудище можно победить. Дракона мы знаем с рождения. Сказка дает нам святого Георгия». Это эссе можно рекомендовать к прочтению всем родителям, его легко найти в сети.

При этом нет никакой необходимости читать детям, к примеру, неадаптированные варианты сказок братьев Гримм - с той поры нравы и условия жизни смягчились, потому изменились и сказки. Добавлять дополнительные страхи тоже излишне. Есть мнение, что эти сказки изначально создавались для взрослых, которые собирались послушать странствующих сказочников, и только годы спустя они были пересказаны детям в смягченном варианте.

Другая распространенная претензия у родителей к детской литературе - «неправильная» мораль. С одной стороны, никакое произведение не может поспорить с родительской позицией, и с этой точки зрения опасения беспочвенны. С другой же - я никогда не читаю дочери, к примеру, стихи вроде «Один дома» (о том, как мальчика оставили вечером дома родители, а сами ушли в кино), потому что знаю, что не смогу удержаться от возмущения, и мне не хочется этих переживаний. Если же вдруг прочитанная вами или кем-то другим история вызывает ваше беспокойство - вы всегда можете выразить свое отношение к описанной ситуации, обсудить ее с ребенком, подсказать более приемлемый вариант действий.

С пяти лет

К 5-6 годам становятся актуальны волшебные сказки – народные и авторские. К этому возрасту у детей бывают сформировавшиеся увлечения - девочки играют в принцесс, мальчики - в рыцарей, пиратов. Книг на эту тему много - как художественных, так и познавательных. Также дети любят космос, технику, оружие, животных (иногда конкретных — например, лошадей) и, конечно, главная детская радость - динозавры.

Именно в этом возрасте детям покупают красивые книги с волшебными сказками, где есть драконы, рыцари, похищенные принцессы, ведьмы и т.д. Можно начинать читать «Алису в стране Чудес», «Алису в Зазеркалье», «Волшебника Изумрудного города» Волкова и последующие книги. Мальчиков можно увлечь русскими сказками о богатырях. Ассортимент для девочек на тему «я - принцесса» более широк. Джанни Родари - прекрасный автор для этого возраста. Подойдет Носов, сказки Остера, «Домовенок Кузька» Татьяны Александровой.

С семи лет

Младшим школьникам нравятся забавные истории про сверстников, Драгунский, Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок», «Рони, дочь разбойника», «Эмиль из Леннеберги», «Карлсон», « Вредные советы» Григория Остера, «Леля и Минька» Зощенко. Оно и понятно - ведь в этом возрасте детям важно определить свое место в обществе. Возможно, некоторые дети уже смогут воспринять Тома Сойера. Актуальны книги про животных Сетона-Томпсона, Джеймса Хэрриота, «Каштанка» Чехова.

Лет в 8-9 для детей важны персонажи мультфильмов и мультсериалов вроде Человека-Паука , Winx и т.д. Не всем родителям нравятся подобные увлечения, но редкого ребенка они обходят стороной. В основе их лежит все та же потребность учиться преодолевать трудности, отличать плохое от хорошего и противостоять встречающейся на пути несправедливости. Поэтому ребенку нужен герой, идеал, к которому можно стремиться. Как правило, персонажи книг, рекомендуемых родителями, более уязвимы и борются с повседневными сложностями. Они слишком близки, чтобы к ним стремиться как к идеалу. Однако альтернатива все же существует - например, «Хроники Нарнии», книги Кира Булычева про Алису.

Девочек могут заинтересовать такие книги, как «Поллианна» Элинор Портер, а также «Возвращение Поллианны», Чарская «Лизочкино счастье», «Сибирочка», «Записки маленькой гимназистки», Боден «Дочь колдуньи», «Девичий мирок. История одной школы» Мид-Смит, «Маленькие женщины», «Роза и семь братьев» Олкотт, «Таинственный сад» Фрэнсис Бернетт

С 10 лет

Лет в десять дети начинают читать более «взрослые» вещи - крупные произведения со сложным сюжетом,вроде Гарри Поттера, Эрагона и даже Властелина Колец, приключенческие романы Стивенсона, Жюля Верна. Не стоит забывать и про отечественную классику, «Вам и не снилось», «Чучело», Крапивин, Каверин и т.д.

Подростки в большинстве своем читают уже взрослую художественную литературу. Однако же если в этом возрасте вернуться, к примеру, к сказкам Андерсена, можно обнаружить, что переживания изменились, стали более глубокими. Сказки Оскара Уайльда также осознаются заново, как и другие произведения.

Когда я училась во втором классе, мы проходили на уроке внеклассного чтения «Русалочку» в ее оригинальном варианте, без счастливого конца. В конце урока учительница спросила нас, как мы относимся к финалу истории, правильно ли поступила главная героиня. И почти все девочки класса дружно осудили Русалочку за то, что она оставила свою семью, родителей и сестер. Конечно, с возрастом мы смогли заметить и другую сторону этой сказки, скрытую от нас раньше. С другой стороны, некоторые книги для более раннего возраста могут быть перечитаны для расслабления, особенно смешные истории.

Классика фантастики - например, Клиффорд Саймак, братья Стругацкие, Айзек Азимов, «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза, Генри Каттнер – нравится многим подросткам и сочетает в себе наиценнейшие свойства - легкость восприятия, увлекательный сюжет и насыщенное смысловое содержание.

Приведенный возраст, конечно, является очень усредненным и приблизительным, индивидуальный график ребенка может как опережать указанный, так и, напротив, отставать. Вряд ли это заслуживает сильного беспокойства. Если вы не знаете, какую книгу выбрать – лучше предложить что-то более простое, чем более сложное. Произведения для раннего возраста являются таковыми не столько за счет меньшей информативности, сколько за счет более легкой формы.

0
0
33
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ