К школе готовы!
Это сообщение автоматически закроется через сек.
Родители будущих первоклассников, выбирая школу для своего ребенка, во многом решают его судьбу. 
Попадет ли малыш в престижное учебное заведение или пойдет в дворовую школу? Отдавать свое чадо учиться в 6 или в 7 лет? Выбрать «Школу России» или «Перспективу»? Не одна сотня страниц посвящена мучительным размышлениям мам и пап на любом родительском форуме. Мы понимаем, что от нашего выбора сегодня зависит будущее маленького человека. А что думают об этом учителя? 

На вечные школьные вопросы отвечают Елена Ивановна Авдеева, учитель начальных классов с 23-летним стажем, сегодня руководящая вторым классом, и Светлана Васильевна Таценко, учитель начальных классов с 20-летним стажем, в этом году ведущая третьеклассников в Войсковицкой средней образовательной школе №2.

  • Как понять, что ребенок готов пойти в школу?
  • Специалисты выделяют два типа зрелости: физиологическая и психологическая. Главный признак физиологической зрелости — это выпадение зубов. К школе молочные зубы должны начать меняться на постоянные. Никаких других внешних признаков готовности учиться не существует: все дети разные по росту и по комплекции, и это не влияет на обучение.
    Желательно, чтобы у дошкольника были крепкие мышцы, особенно спина: к сожалению, сегодня у большинства учеников имеются искривления позвоночника в разной степени. Чтобы у вас не было проблем со здоровьем, занимайтесь спортом еще до школы, хотя бы просто побольше бегайте, прыгайте, гуляйте. А лучше всего начать подготовку к школе с рождения!

  • Как?
  • Старайтесь, чтобы малыш чаще двигался: активно ползал, вставал, ходил. Движение развивает интеллект! Ребенку необходимо больше ходить и меньше сидеть в коляске. Играйте в подвижные игры — на прогулке и дома. Есть хорошая книга Бориса и Лены Никитиных по этой теме — «Естественное развитие или детство без болезней».

  • А как определить психологическую готовность к школе?
  • Психологическая или морально-волевая зрелость определяется прежде всего тем, насколько ученик может усидеть на уроке и выполнить дело до конца. В этом нам хорошо помогает садик: приучает детей к дисциплине. До школы с ребенком нужно заниматься рисованием, лепкой, вырезанием, даже просто складывать, склеивать и рвать бумагу! Все это развивает мелкую моторику, помогает выработать хороший почерк в школьные годы. Но не расстраивайтесь, если манера письма юного ученика оставляет желать лучшего: считается, что почерк формируется в течение девяти лет!
    Очень важно разговаривать с малышом любого возраста. Младенцу нужны ваше внимание и общение. Берите кроху на ручки, беседуйте с ним, не бойтесь его избаловать. Иначе потом он подрастет и не захочет идти на контакт с учителем, или с одноклассниками, или с вами...

  • Неужели жизни младенца и школьника так взаимосвязаны?
  • Несомненно. Вы встречали людей, которые покрываются пятнами при публичном выступлении? Это говорит не просто о том, что человеку тяжело общаться с аудиторией. Психологи считают: с таким человеком до года родители не общались. Общение с человеком любого возраста играет огромную роль. 

  • Сейчас считается, что к первому классу важно уметь читать...
  • Это необязательно. Достойный учитель научит читать любого ребенка. Гораздо важнее развивать внимание и память. С дошкольниками хорошо учить стихи: выберите те, которые нравятся вам и ребенку. Перед сном читайте малышу сказки, особенно русские народные: он будет знать героев (это пригодится на уроках чтения и письма) и будет развивать слуховую память. Слуховая память важна, ведь на уроке многое воспринимается на слух: учитель разговаривает с учениками. И с самого маленького возраста старайтесь выслушивать ребенка. Если его слушать, он научится слушать и слышать других. В начальной школе этому учить уже, к сожалению, поздно. Если дети не понимают с первого раза, о чем спрашивает учитель, то это значит, что на них дома кричат, их не выслушивают.

  • И учитель уже не может научить слышать?
  • Может. И у ребенка выработается стереотип поведения в школе. Но дома он, скорее всего, останется прежним.

  • А что рассказывать малышу о школе?
  • К школе должно быть позитивное отношение. Особенно важно научить позитивно относиться к своим ошибкам. Ошибаются все. Главное, не нервничать и не рвать тетради, а понимать, что плохая отметка — это только знак того, что нужно обратить внимание именно на этот вопрос. Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и плохие оценки: у ребенка закроются каналы восприятия. Нужно постараться, чтобы ученику было комфортно в учебном заведении. Только так ему понравится учиться. Строгий контроль родителей нужен в том, как собирать портфель (проверять, на месте ли ручки и тетрадки) и вовремя приходить на урок. Даже минутное опоздание одного ученика влияет на внимание и сосредоточенность всего класса в 20-30 человек. И учителю придется заново настраивать ребят на учебу... 

  • Когда же все-таки лучше идти в школу: с шести или с семи лет?
  • Нынешняя программа для начальной школы рассчитана на четыре года, а не на три, как учились многие из нас. В первые полтора года обучения не выставляются оценки. В первом полугодии первого класса уроки длятся по 35 минут с двумя физкультминутками. Многие школы оборудованы не только столовыми, но и спальными комнатами для малышей, остающихся на продленку. Все это сделано для того, чтобы ребенок максимально безболезненно адаптировался к учебному процессу. Не бойтесь отдавать детей в школу с шести лет. По нашим наблюдениям, в шесть лет ребенок все схватывает на лету, он более заинтересован в учебе, чем его семилетний «коллега». Но в конечном итоге решать только родителям. Если у вас возникают сомнения, лучше обратиться за советом к психологу. 

  • А что на сегодня с программами обучения начальной школы?
  • Новая федеральная программа включает в себя четыре формы обучения: «Школа России», «Школа 2100», «Школа XXI век» и «Перспектива». Все они уже стали классическими. По ним разработано хорошее методическое обеспечение. Из развивающих программ можно отметить программы Занкова и Эльконина-Давыдова. По ним нет готовых методик и, следовательно, работать сложнее и интереснее.

  • Многие считают, что традиционная «Школа России» на сегодня неконкурентоспособна.
  • Это заблуждение. На самом деле, любая программа имеет свои плюсы и минусы. Важно, чтобы учитель их понимал. К примеру, Занков замечательно развивает аналитические способности головного мозга, но не дает достаточное количество тренинговых упражнений. Поэтому учащимся по Занкову нужен дополнительный дидактический материал. 

  • То есть главное для родителей — выбрать учителя?
  • В идеале выбрать учителя и выбрать оптимальную, по вашему мнению, программу. Хорошо, если совпадут и учитель, и программа.

  • А если нет?
  • Ищите педагога, которому можете доверять. Вообще доверять учителю нужно так же, как врачу. Чтобы рассказать обо всех особенностях вашего ребенка, обо всем, что вас волнует. Если вы не чувствуете доверия, лучше искать другого учителя.

  • Частый вопрос: какое учебное заведение выбрать. Допустим, есть простая школа во дворе и элитная гимназия в получасе езды...
  • Для начальной школы важно местоположение школы, и чем она ближе, тем лучше. Новая обстановка, новые нагрузки — все это и так стресс для ребенка, а если сюда прибавить еще и дорогу... Школьник, тем более первоклассник, будет очень уставать. Сходите в ближайшие школы на день открытых дверей, поговорите с адекватными родителями, полистайте страницы школы, классов в Интернете, посмотрите на лица учителей и их учеников... 

  • На что еще нужно обратить внимание при подготовке к школе?
  • До школы нужно решить логопедические проблемы ребенка, если они есть. Не ждите, когда в школе вам поставят дислексию или дисграфию, занимайтесь с логопедом за два года - год до начала школьной жизни.

  • А какова главная задача учителя начальных классов?
  • Главное, что должны сделать мы, - это научить учиться. Нужно также научить маленького человека вести себя так, как полагается школьнику. И очень важно при этом не сломить личность ребенка. 
Беседовала с учителями Галина Баландина


Топик для обсуждения статьи

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5247467

12.04.2012
0
0
887
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ