Ќа главную
–≈ Ћјћј
–≈ Ћјћј
ѕоиск по сайту:
√лавна€ - —татьи - Ќаши школьники - ¬оспитание

ќбсуждени€ интересующих вас тем в рамках этой рубрики вы можете посмотреть в разделе нашего форума ћладшие школьники
ƒл€ просмотра некоторых разделов форума требуетс€ регистраци€.

7 приемов, чтобы сформировать у ребенка любовь к чтению
20.10.16

Ќаши дети растут в эпоху 3D-технологий, электронных девайсов и реалити шоу. Ќа предложение почитать они только закатывают глаза. —тоит ли боротьс€ за любовь к чтению, и если да, то как?

–азбираемс€ вместе с клиническим психологом јнной Ћозининой, учителем начальных классов гимназии є74 “ать€ной “оболенко, родител€ми јнной (сын 14 лет, дочь 6 лет) и ≈лизаветой (два сына 18 и 8 лет). ¬месте с ними нам удалось сформировать несколько приемов, которые помогут подружить детей с чтением:

  • профилактика,
  • сопровождение,
  • терпение (прин€тие),
  • прикладное чтение,
  • современные технологии,
  • нет торговле!
  • возможность выбора.

«’орошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себ€».
ƒанниэль ѕеннак, французский писатель, сформулировал принципы «ƒекларации прав читател€»

1. ѕрофилактика

„итайте дет€м вслух с самого раннего возраста, делайте это регул€рно, отвечайте на их вопросы, не уклон€йтесь от этого ритуала. “огда именно вы откроете ему мир чтени€, покажете всю прелесть истории.

Ёкспертное мнение (психолог): —овместное чтение — это возможность контакта, диалога, возможность активно быть с ребенком. Ёто самое важное, что может дать родитель. ≈сли это врем€ дл€ двоих наполнено при€тными эмоци€ми, то практически нет сомнений, что ребенок вырастет с интересом к книгам.

«¬едь, значит, мы с тобой любим друг друга, раз нам достаточно без конца перечитывать одну сказку!».
ƒанниэль ѕеннак

ќпыт родител€: ќсобенно люблю читать в свои сложные дни, когда забегаюсь на работе, и все валитс€ из рук. —€дешь читать перед сном и гл€дишь, все не так уж плохо. –ебенок, который только что хотел впитьс€ тебе в мозг всеми 20 молочными зубами, превращаетс€ в трепетного слушател€: «ј что там дальше? Ќу, пожалуйста, прочти еще главу-у-у».

2. —опровождение

–ебенок научилс€ читать? ѕрекрасно, но бросать совместное чтение преждевременно. ƒаже если малыш легко справл€етс€ со сложным текстом, вы будете ему еще нужны, как слушатель. ¬едь радость от способности читать самосто€тельно он захочет разделить именно с вами.

Ёкспертное мнение (учитель): „итательска€ биографи€ зависит не от навыка чтени€ как такового, а от вдумчивости, наблюдательности, развитости воображени€, степени погружЄнности в текст, готовности сопереживать. Ќу и, конечно, текстов, которые оказываютс€ у ребЄнка в руках.

«Ўкола учит его читать, он этим загорелс€ — поворотный пункт в жизни, очередна€ ступень самосто€тельности, как в свое врем€ первые шаги».
ƒанниэль ѕеннак

3. “ерпение, при€тие, понимание

¬ чтение погружаютс€ медленно, как в холодную воду в жаркий день. —начала сложно и нужно побороть себ€, потом при€тно и не хочетс€ вылезать.

Ёкспертное мнение (учитель): взгл€д общества на детское чтение мен€етс€. »ногда € понимаю, что дети не готовы к воспри€тию произведений, которые читались их ровесниками 20-30 лет назад. » это происходит не потому, что уход€т реалии, от которых далЄк современный ребЄнок, а потому, что эти произведени€ не развлекательны. 

ћы не готовы дать дет€м рассказ, в котором кто-либо из главных героев умирает или страдает. ј порой и просто размышл€ет и испытывает эмоции, далЄкие от весЄлых. √лавное, чем могут помочь родители — это осознавать, насколько иначе может быть восприн€т современными детьми текст. «ачастую мы даже не догадываемс€, насколько отличаетс€ словарный запас детей от нашего. ѕроверено: в детском понимании слово «москиты» может означать «пиджак», «бизон» — «накидной шарф», а «пампасы» —«пули дл€ пистолета». ѕоэтому родители должны вооружитьс€ не только словарЄм, но и терпением, а главное — готовностью к тому, что их ребЄнок совершенно иначе, чем они, видит и понимает прочитанное.  

«¬ отличие от хороших вин хорошие книги не стареют. ќни ждут нас на полках, а стареем мы».
ƒанниэль ѕеннак

ќпыт родител€:  огда € была маленькой девочкой, € обожала «ѕутешествие Ќильса с дикими гус€ми». ћо€ мама мне ее раз двадцать, наверное, прочла.  огда моему сыну исполнилось 6, и € вз€лась за «Ќильса», то пон€ла, что ему совершенно ничего не пон€тно, т€жело слушать. ѕришлось отложить до лучших времен. “о же самое произошло и с «Ќезнайкой на Ћуне», которого рвалс€ прочесть ребенку папа.

4. »нтерактив. ѕрикладное чтение 

ћожно сходить вместе в библиотеку, на встречу с писателем, записатьс€ в литературный клуб. Ќа выручку придут настольные игры, основанные на сюжетах книг. Ќагл€дный пример того, как чтение может помочь учебе (например, гораздо легче учить историю средневековой ≈вропы, если познакомитьс€ с творчеством ƒюма), продемонстрирует, что книга — это не скучный, т€желый кирпич из прессованной бумаги.

Ёкспертное мнение (психолог): ≈сли чтение рассматриваетс€ семьей как совместное врем€препровождение или как традици€, если в доме есть какой-нибудь специально оборудованный дл€ чтени€ уголок с абажуром, удобное кресло, то ребенок, вид€ и впитыва€ это, понимает важность и ценность чтени€. Ћюбовь к книге автоматически перейдет к ребенку при условии достаточно хороших внутрисемейных отношений. ј вот если отношени€ конфликтные, то ребенок будет сопротивл€тьс€ и отказыватьс€ читать, просто потому, что испытывает давление и не понимает, дл€ чего это нужно лично ему.

Ёкспертное мнение (учитель): Ўкола наравне с родител€ми ставит перед собой задачу привить ребенку любовь к чтению. ƒл€ этого провод€тс€ разнообразные меропри€ти€, но «прививание» — процесс тонкий, индивидуальный, с негарантированным результатом. Ўкола может открыть дет€м разные двери в мир чтени€, но разобратьс€, кака€ именно из этих дверей подойдет дл€ их ребЄнка, поддерживать его, стимулировать и подталкивать — задача родителей.

«≈сли радость чтени€ потер€на, то затер€лась она не так уж далеко».  
ƒанниэль ѕеннак

ќпыт родител€: ћой сын в два года и два мес€ца выучил все буквы с помощью электронной азбуки. ѕотом € легко научила его соедин€ть буквы в слоги, и в 4 года он очень быстро зачитал. ” него были свои цели: он хотел читать журналы, которые ему нравились, сам искать информацию в интернете, увидеть названи€ фильмов, которые смотр€т его мама или папа, то есть осваивать мир с помощью символов.

5. —овременные технические достижени€

√аджеты. —ейчас уже нельз€ их убрать совсем, но можно попробовать перетащить на свою сторону и сделать союзниками.

Ёкспертное мнение (психолог): ≈сли говорить о базовых принципах работы нашего мозга, то, на этапе обучени€ чтению, наличие гаджетов мешает, поскольку работа с экранами св€зана с многозадачностью, а дл€ того чтобы научитьс€ читать, нужно сфокусировать внимание на чем-то одном (усвоить букву, потом научитьс€ эту букву писать и т. д). ѕланшет можно использовать, например, как способ получени€ информации посредством чтени€. «адача учителей и родителей состоит в том, чтобы научить ребенка использовать информационные технологии дл€ учебы и саморазвити€, установить верные приоритеты и не позвол€ть гаджетам выходить на первый план.

«–адость от возможности читать неистребима, ей не страшны никакие зрелища, даже телевизионные, даже идущие каждый день сплошной лавиной». 
ƒанниэль ѕеннак

Ёкспертное мнение (учитель): ƒл€ того чтобы привить дет€м любовь к чтению, в учительский арсенал вход€т самые разнообразные методы. —оздание радиоспектакл€, прослушивание отрывка аудиокниги, просмотр экранизации, мультфильма, инсценировки, сопоставление отрывков разных интерпретаций… ћожно использовать любые цифровые технологии, главное, чтобы выбранные методы соответствовали поставленной цели и помогали еЄ достижению, а не становились самоцелью.

ќпыт родител€: » телевизор, и гаджеты присутствуют в жизни всей семьи. Ёто сказываетс€ не столько на объеме прочитанного, сколько на содержании: «ѕо этой книге сн€ли фильм, хочешь посмотреть?», «я бы хотел прочитать первоисточник».

6. Ќет торговле! 

—пециалисты едины во мнении: никаких рыночных отношений с чтением! «“ы прочитаешь 30 страниц, потом пойдешь гул€ть», «ѕочитай, тогда получишь конфетку», «„итай, чтобы написать сочинение и получить п€терку». Ќе торгуйтесь! Ќе давите! —траницы, п€терки, конфеты — все это просто ничтожно по сравнению с истиной радостью от книги. ѕозвольте ребенку самому решать, как читать книгу. Ќе хочет дочитывать, не надо. Ќеужели вы сами дочитали все книги, которые начинали? „тение – это как жизнь: не все начинани€ мы заканчиваем, и если в какие-то периоды ребенку т€жело читать сцены войны в «¬ойне и ћире», то не надо давить — придет и их врем€.

« ниги писались не дл€ того, чтобы мой сын, мо€ дочь, молодежь их комментировали, но дл€ того, чтобы, если душа лежит, они их читали».
ƒаниэль ѕеннак

Ёкспертное мнение (психолог): –одител€м следует учесть, что меньше всего дети про€вл€ют интерес к чтению, когда количество литературы по программе обучени€ достигает пика.  ак правило, всЄ это происходит в подростковом возрасте, когда существенно возрастает потребность в общении.

ќпыт родител€: ” мен€ в детстве была подруга, которую мама заставл€ла читать по 20 страниц в день. ќна не выходила на улицу, пока не прочитает эти злосчастные страницы.  онечно, процесс не доставл€л ей удовольстви€. » вот однажды она вышла гул€ть в слезах. «√улю  оролеву расстрел€ли». “ак истори€ вышла за грань 20-ти страниц.

7. ¬озможность выбора

¬ы выросли на шведской литературе, а ребенок т€нетс€ к √арри ѕоттеру? ќн хочет читать комиксы? Ќе желает осваивать школьную программу. Ёто его выбор. ¬ конце концов, количество об€зательно перейдет в качество. ¬аша задача быть р€дом и предлагать варианты. ѕусть он наращивает свой читательский опыт, который, как известно, «сын ошибок трудных».

Ёкспертное мнение (психолог): ќбычно хорошо читающие дети приход€т из семей, где с чтением нет пунктика, где чтение – это увлекательный и интересный процесс дл€ всех. ≈стественный процесс. » у ребенка есть возможность выбора книг.

Ёкспертное мнение (учитель): ¬ажно, чтобы литература была разной. —казки, стихи, рассказы о сверстниках, научно-попул€рна€ литература, фантастика, детска€ классика. ’орошо, если в круг детского чтени€ вход€т произведени€, которые откроют ребЄнку его самого.

«ќдна из высших радостей педагога — увидеть, как ученик — при дозволенности любого чтени€ — сам захлопывает дверь фабрики бестселлеров и заходит отвести душу к другу Ѕальзаку». 
ƒаниэль ѕеннак

ќпыт родител€: я стараюсь покупать книги, которые ребенку интересны и легки к прочтению. „асто приходитс€ забыть про свой литературный вкус.  нига не должна отпугивать. ѕусть это будет глуповатый комикс или книжка из глубокого детства. Ёто дл€ начала.  огда ребенок осознает себ€ читателем, можно переходить к большой литературе.

’итрите, интригуйте, делитесь. –ассказывайте о том, что читали сами, удивл€йте. –ебенку кажетс€, что книга – это много страниц и много букв? ѕокажите ему, что это целый мир, Ќарни€ в плат€ном шкафу. ¬ы ведь любите читать? «аразите ребенка своей любовью. ѕоделитесь с ним своими открыти€ми.

¬ статье использованы выдержки из эссе французского писател€ ƒаниэл€ ѕеннака « ак роман».

“екст: ћари€ –ачик

ќбсудить на форуме

—татьи
Ѕеременность
0-12 мес€цев

1-3 года



3-7 лет



Ќаши школьники

ј также

—ейчас на форуме
   
   

ƒоска объ€влений

—амые активные пользователи

— днем рождени€!
!-{}[]{}-!, 2284, A6y, Alexa_K, Algas, Alisа, Aloiko, AngelSalimova, apis, ARTEMKINA_MAMA, BMW777, bykatik, chaechka, char79, Darica, devitsa-krasavitsa, Devo4ka_Decadance, Elena*, ElenaLZ, Evestar, evro200584, faramir, frolova, fursjavochka, Gasheka, gavroshik, glazi4, Hramzik, ILoveI, Irfa, Ishttar, I_DIAN, Jonsi, Julia812, Julias_spb, julia_xxx_x, justlilu, karapuz 06, kattaisi, kilka_n, Kirushenka, KISSik, knopa89, kotyagchu, Krausmyaus, KrisK, Ksooshik, Kudryavu, kykischa, Lnsok, lubim4ik, luha-87, Lumena, Lyalushka, MAKI, Malenia, Malika.D, mamatwo, Mammy-mammy, maricha, Marina Ch, MarinaLi, Markulinar, Marmishka, medvedizza, metelitza, Mirlana, morf_712, Musya, MUZH-LAN, Mай€, nashiks, Natulli4ka, nike22, Notkа, nv_i, olecka, olgachumakova, osao, Oxana777, oxanna20, papaegra, Pin@ Col@d@, Pinochokolada, poison84, PolDen, Portulak, r1tazz, razz, redbutton, relina, Rinarat, rn58, Ryo, saga75, shakirik, shameless sychka, SimplyTheBest, skazok_net, sky_eyes, slavian, smirnova1973, tash-d, Tatyana-mama, tatyanka_ya, tatygrigor, temic, torgin01, TOUS, Trapatapatunka, Veilik, y.g.d, Yula_m, Zemlajnika, zim6205, јйлира, јлЄна2012, јлЄныч, јЋ ќ, ¬ажна€ «а лЄпка, ¬альчик, ¬редна€ мама, гламур-чик, ƒа ладна!!!, дженик, ƒил€ркина мама, ≈катерина троф, ≈лен*ка, «аботливый, »зумрудина, »ринаЎ,  етринка,  иSSа,  ќЋ≈„ ќ,  омпаньон,  от€т€,  ристинка-малинка,  сюн€ ѕо4ти_хороша€,  сютa,  ыыыс€, Ћапочка-красавица, Ћарсен, Ћиса ќл€, ћарус€ Ѕелкина, ћурлыс€, Ќаталь€_81, Ќики и мики, Ќина2005, Ќой, Ќюрка Ћокос, ќрлович, папа —ашульки, ѕиров, пупсичкина, –астаманша, –екламный_0033, –ыбка —ветл€чок, —вета+—аша, —ветинска€, —ис, —квирелл, —майл, “anyuЎа, “арили€, “ать€на Ќикифорова, упс, ‘асолинка, ёксаре, ёли€ —ударикова, ёлькин 73, €лик, янај, _Ruslana_,
© 2000 - 2015 Littleone ®
ѕерепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласи€ администрации сайта и авторов.
ћнение авторов статей и отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации.
–≈ Ћјћќƒј“≈Ћяћ