Мы знаем, что дети бывают жестокими. А о жестокости современных детей нам прямо-таки кричат из газет, телевизора и Интернета. Но мы обычно пропускаем эту информацию мимо ушей, пока жертвой не становится наш собственный ребенок.
По какой причине ваш ребенок может стать изгоем, жертвой в саду, школе, во дворе? Как это можно заметить? И главное, что же делать в подобной ситуации? Попробуем разобраться.
Вспомните собственное детство. Наверняка в нём были «жиртресты», «шепелявые» или «очкарики», которых все дружно и с упоением дразнили. И вроде ничего такого в этих мальчиках или девочках не было, чтобы объяснить дружную неприязнь всего класса. Но факт остается фактом. И тогда, и сейчас в детском коллективе очень часто выбирается одна или несколько «жертв», которых регулярно доводят всем классом.
Кого же дети обычно выбирают для травли? Мягких и неуверенных в себе, неспособных отшить метким словом или ударить в нос, а также: слишком полных, слишком худых, рыжих, носящих очки, слишком хорошо успевающих, детей, которых учитель недолюбливает, двоечников, слишком бедных, детей из многодетных семей, детей другой национальности и пр. Перечислять можно долго. И все эти причины, как это ни странно - не главное.
Главное в человечке, которого выбрали жертвой в детском коллективе – его беззащитность, неуверенность и безответность. Если у вас мягкий, не агрессивный, не спортивный ребенок, вы должны подготовить его к вхождению в детский коллектив. И не пускать все на самотек, надеясь что ребенок сам разберется с обидчиками.
А меры принимать надо обязательно, и желательно до того, как ваш ребенок превратится в «привычную жертву» и «грушу для битья» и окончательно потеряет веру в себя и людей.
Основная причина подростковых суицидов помимо несчастной любви - это непринятие сверстниками, издевательства и неверие в собственные силы. И мы не можем допустить такого развития событий для своих детей.
Но начнем по порядку.
Как можно заметить, что ребенок стал «изгоем» в коллективе:
- У вашего ребенка нет друзей. Внимательно слушайте рассказы вашего ребенка о школе (или садике), общайтесь с преподавателями, расспрашивайте. Имейте в виду, дети очень часто скрывают от родителей свои неприятности.
- Ребенок не любит ходить в сад или школу, придумывает всякие отговорки, притворяется больным.
- На теле ребенка есть синяки и ссадины, происхождение которых он не может объяснить. Его одежда часто порвана, испачкана, карандаши (ручки, линейки, резинки) пропадают или сломаны. Порваны учебники или изрисованы тетради.
- Ребенок становится замкнутым, плаксивым или излишне агрессивным. Снижается успеваемость.
Если вы расспросили ребенка и узнали, что в классе его постоянно обижают (дразнят, бьют, толкают), не спешите мчаться с шашкой наголо на его защиту (писать заявления на имя директора, идти ругаться с родителями обидчиков и классным руководителем). Эти телодвижения не исправят ситуации в классе. Защищать ребенка нужно, но при этом важно не испортить все окончательно.
Для начала пообщайтесь с классным руководителем или воспитателем вашего ребенка, узнайте его мнение, обсудите ситуацию, постарайтесь понять, почему именно вашего ребенка выбрали «жертвой». Посоветуйтесь со школьным или садиковским психологом. Подумайте, что вы можете изменить в этой ситуации.
Иногда мы, родители, сами того не желая, противопоставляем своего ребенка коллективу, делая его белой вороной. Водим ребенка в старой, мятой или немодной одежде, не даем карманных денег, покупаем вещи исходя из их «функциональности», а не внешнего вида, заставляем мальчика донашивать комбинезон или шапку старшей сестры, а девочку ботинки старшего брата, а на физкультуру вместо обязательной белой футболки покупаем синюю в цветочек. С нашей точки зрения ничего страшного в этом нет. Каждый человек - индивидуальность. И ничего страшного, если наш ребенок не будет как все.
Однако именно в детском коллективе «те, кто не как все» являются первыми кандидатами в «жертвы». В ваших силах, даже при самых маленьких доходах, сделать так, чтобы внешне ваш ребенок не слишком отличался в одежде от своих одноклассников. Кстати, иногда внешний вид «не по уставу» очень сильно раздражает учителей, а дети часто «нападают» на тех, кого не любят учителя.
Детей могут дразнить и из-за каких-то физиологических проблем. Перхоть, прыщи, косоглазие, близорукость, логопедические проблемы, гипервозбудимость или заторможенность. Понятно, что эти вопросы нужно решать с врачом, прежде всего ради здоровья ребенка. Просто имейте в виду, что ребенок, у которого есть какие-то отклонения от нормы в плане здоровья, часто подвергается насмешкам сверстников.
Возможно, ваш ребенок не знает, как действовать в конфликтных ситуациях. Пугается, плачет, бежит жаловаться старшим или начинает набрасываться на обидчиков с кулаками. Дело в том, что такая отдача только подзадоривает «агрессоров». Ваша задача - попробовать научить ребенка правильно реагировать на нападение. Как же это можно сделать?
Во-первых, надо перестать выдавать обидчикам то, ради чего они пристают к вашему ребенку. А именно: его сильные переживания. Его расстройство, обиду и боль. Как? Отработайте с ребенком «острые» ответы на нападения обидчиков.
Например, если его дразнят «жиртрестом», можно обидеться и заплакать. А можно - улыбнуться в глаза обидчику и сказать: «Хорошего человека должно быть много», «А ты –скелет. Пока толстый сохнет, худой сдохнет», «Это мои стратегические запасы на случай голода» и т. д. Есть еще универсальное «кто обзывается – тот так и называется».
И такие ответы можно придумать или даже найти готовые в Интернете на любую обидную дразнилку. И выучить. Поразыгрывать вместе с ребенком разные сценки, где родитель будет изображать «обижающего», добиться автоматизма в разных случаях и для разных дразнилок и быть готовым употребить это в реальной ситуации.
Во-вторых, уверенность в себе. Даже если ваш ребенок ее не испытывает, нужно уметь ее изображать. Взгляд в глаза спокойный, голос достаточно громкий, не перепуганный и не дрожащий. Это ребенок может отрабатывать сам перед зеркалом.
В третьих, ребенка - «жертву» очень желательно отдать на занятия боевыми искусствами (только выбрать хорошего тренера). Не для того, чтобы он дрался, а для того, чтобы он чувствовал себя увереннее, знал, что может за себя постоять. Как ни странно, многим детям (особенно мальчикам) это очень помогает, потому как к уверенному в собственных силах человеку «агрессоры» редко пристают. Неспортивный ребенок может и не захотеть заниматься борьбой. На моего сына подействовал аргумент, что если он научится защищать себя, он сможет защищать и кого-то другого, если его будут обижать.
Не повредят и какие-то другие развивающие занятия, интересное хобби или кружок, где ваш ребенок может найти друзей и единомышленников (и уже не будет чувствовать себя одиноким и беззащитным), и где он может научиться чему-то такому, что поднимет его авторитет в школьном коллективе.
Пока мы говорили в основном о словесных обидах, но бывают ситуации, когда словами обидчики не ограничиваются, а у ребенка отнимают вещи и избивают его.
В случае, если портфель вашего ребенка летает по школьному коридору, как футбольный мяч, его очки перекидывают с парты на парту, или его курткой вытирают пол, объясните, что бегать за обидчиками и пытаться отнять свою вещь не надо. Пообещайте, что если с вещью что-то случится, вы ребенка ругать не будете. В этой ситуации ребенку надо громко и спокойно сказать (отрепетируйте дома): «Хорошо, я иду к учителю (завучу, директору), а вы можете продолжать. Вот обрадуются ваши родители, когда им придется платить за мою рваную куртку (сломанные очки, разорванные учебники, разбитый телефон)!»
Если агрессоры переходят к физическому воздействию, придется беседовать с учителями и родителями, а также объяснить ребенку правила безопасного поведения, когда ему угрожает физическое насилие:
- Стараться держаться поближе к взрослым или старшим детям
- Уметь твердо сказать «Нет! Прекрати, мне это не нравится!»
- Продумать новые маршруты походов в школу или из школы, приходить или уходить раньше или позже
- Не ввязываться в драку с превосходящим числом противников, громко звать на помощь или убегать. Это не постыдно, а разумно.
Возможно, ваш ребенок не умеет общаться и ему трудно заводить себе друзей. Вы можете помочь ему и в этом. Предложите или организуйте сами какое-нибудь мероприятие для класса, что-нибудь типа тим-билдинга, какой-нибудь выезд на природу или поход в музей. При вас агрессоры не будут обижать вашего ребенка, а он может показать себя с какой-нибудь сильной стороны (ответил на каверзный вопрос экскурсовода, придумал самый интересный способ переправы через реку, быстрее всех развел костер). В данном случае домашние заготовки только приветствуются. После такой поездки наверняка найдутся дети, которые сами захотят дружить с вашим ребенком, да и мучители могут подуспокоиться. Еще очень хорошо приглашать детей из класса на день рождения ребенка или какой-нибудь другой праздник, где ваш ребенок будет главным действующим лицом, да и просто приходить к вам в гости.
Не думайте, что как только вы начнете принимать меры, сразу все получится. И настройте на это ребенка (особенно, если он уже давно находится в роли «жертвы»). Те, кто привык развлекаться за его счет, так просто свои позиции не сдадут. Они самоутверждаются, унижая и обижая вашего ребенка. Если они увидят, что он их не боится и не реагирует на их действия, возможно, они попытаются поменять тактику. И вам придется придумывать новые способы обороны.
Так что отпустить ситуацию можно будет только тогда, когда вы увидите стойкую положительную динамику, увидите рядом с ним друзей, почувствуете, что он готов противостоять негативу.
Главное, что нужно от вас - положительный настрой. Вам нужно хвалить и подбадривать ребенка, отмечая все его даже самые маленькие успехи в деле превращения из «бессловесной жертвы» в уверенного и способного постоять за себя человека.