Если ваш ребенок стал «Чучелом»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Если ваш ребенок стал «Чучелом»

Мы знаем, что дети бывают жестокими. А о жестокости современных детей нам прямо-таки кричат из газет, телевизора и Интернета. Но мы обычно пропускаем эту информацию мимо ушей, пока жертвой не становится наш собственный ребенок.

По какой причине ваш ребенок может стать изгоем, жертвой в саду, школе, во дворе? Как это можно заметить? И главное, что же делать в подобной ситуации? Попробуем разобраться.

Вспомните собственное детство. Наверняка в нём были «жиртресты», «шепелявые» или «очкарики», которых все дружно и с упоением дразнили. И вроде ничего такого в этих мальчиках или девочках не было, чтобы объяснить дружную неприязнь всего класса. Но факт остается фактом. И тогда, и сейчас в детском коллективе очень часто выбирается одна или несколько «жертв», которых регулярно доводят всем классом.

Кого же дети обычно выбирают для травли? Мягких и неуверенных в себе, неспособных отшить метким словом или ударить в нос, а также: слишком полных, слишком худых, рыжих, носящих очки, слишком хорошо успевающих, детей, которых учитель недолюбливает, двоечников, слишком бедных, детей из многодетных семей, детей другой национальности и пр. Перечислять можно долго. И все эти причины, как это ни странно - не главное.

Главное в человечке, которого выбрали жертвой в детском коллективе – его беззащитность, неуверенность и безответность. Если у вас мягкий, не агрессивный, не спортивный ребенок, вы должны подготовить его к вхождению в детский коллектив. И не пускать все на самотек, надеясь что ребенок сам разберется с обидчиками.

А меры принимать надо обязательно, и желательно до того, как ваш ребенок превратится в «привычную жертву» и «грушу для битья» и окончательно потеряет веру в себя и людей.

Основная причина подростковых суицидов помимо несчастной любви - это непринятие сверстниками, издевательства и неверие в собственные силы. И мы не можем допустить такого развития событий для своих детей.

Но начнем по порядку.

Как можно заметить, что ребенок стал «изгоем» в коллективе:

  1. У вашего ребенка нет друзей. Внимательно слушайте рассказы вашего ребенка о школе (или садике), общайтесь с преподавателями, расспрашивайте. Имейте в виду, дети очень часто скрывают от родителей свои неприятности.
  2. Ребенок не любит ходить в сад или школу, придумывает всякие отговорки, притворяется больным.
  3. На теле ребенка есть синяки и ссадины, происхождение которых он не может объяснить. Его одежда часто порвана, испачкана, карандаши (ручки, линейки, резинки) пропадают или сломаны. Порваны учебники или изрисованы тетради.
  4. Ребенок становится замкнутым, плаксивым или излишне агрессивным. Снижается успеваемость.

Если вы расспросили ребенка и узнали, что в классе его постоянно обижают (дразнят, бьют, толкают), не спешите мчаться с шашкой наголо на его защиту (писать заявления на имя директора, идти ругаться с родителями обидчиков и классным руководителем). Эти телодвижения не исправят ситуации в классе. Защищать ребенка нужно, но при этом важно не испортить все окончательно.

Для начала пообщайтесь с классным руководителем или воспитателем вашего ребенка, узнайте его мнение, обсудите ситуацию, постарайтесь понять, почему именно вашего ребенка выбрали «жертвой». Посоветуйтесь со школьным или садиковским психологом. Подумайте, что вы можете изменить в этой ситуации.

Иногда мы, родители, сами того не желая, противопоставляем своего ребенка коллективу, делая его белой вороной. Водим ребенка в старой, мятой или немодной одежде, не даем карманных денег, покупаем вещи исходя из их «функциональности», а не внешнего вида, заставляем мальчика донашивать комбинезон или шапку старшей сестры, а девочку ботинки старшего брата, а на физкультуру вместо обязательной белой футболки покупаем синюю в цветочек. С нашей точки зрения ничего страшного в этом нет. Каждый человек - индивидуальность. И ничего страшного, если наш ребенок не будет как все.

Однако именно в детском коллективе «те, кто не как все» являются первыми кандидатами в «жертвы». В ваших силах, даже при самых маленьких доходах, сделать так, чтобы внешне ваш ребенок не слишком отличался в одежде от своих одноклассников. Кстати, иногда внешний вид «не по уставу» очень сильно раздражает учителей, а дети часто «нападают» на тех, кого не любят учителя.

Детей могут дразнить и из-за каких-то физиологических проблем. Перхоть, прыщи, косоглазие, близорукость, логопедические проблемы, гипервозбудимость или заторможенность. Понятно, что эти вопросы нужно решать с врачом, прежде всего ради здоровья ребенка. Просто имейте в виду, что ребенок, у которого есть какие-то отклонения от нормы в плане здоровья, часто подвергается насмешкам сверстников.

Возможно, ваш ребенок не знает, как действовать в конфликтных ситуациях. Пугается, плачет, бежит жаловаться старшим или начинает набрасываться на обидчиков с кулаками. Дело в том, что такая отдача только подзадоривает «агрессоров». Ваша задача - попробовать научить ребенка правильно реагировать на нападение. Как же это можно сделать?

Во-первых, надо перестать выдавать обидчикам то, ради чего они пристают к вашему ребенку. А именно: его сильные переживания. Его расстройство, обиду и боль. Как? Отработайте с ребенком «острые» ответы на нападения обидчиков.

Например, если его дразнят «жиртрестом», можно обидеться и заплакать. А можно - улыбнуться в глаза обидчику и сказать: «Хорошего человека должно быть много», «А ты –скелет. Пока толстый сохнет, худой сдохнет», «Это мои стратегические запасы на случай голода» и т. д. Есть еще универсальное «кто обзывается – тот так и называется».

И такие ответы можно придумать или даже найти готовые в Интернете на любую обидную дразнилку. И выучить. Поразыгрывать вместе с ребенком разные сценки, где родитель будет изображать «обижающего», добиться автоматизма в разных случаях и для разных дразнилок и быть готовым употребить это в реальной ситуации.

Во-вторых, уверенность в себе. Даже если ваш ребенок ее не испытывает, нужно уметь ее изображать. Взгляд в глаза спокойный, голос достаточно громкий, не перепуганный и не дрожащий. Это ребенок может отрабатывать сам перед зеркалом.

В третьих, ребенка - «жертву» очень желательно отдать на занятия боевыми искусствами (только выбрать хорошего тренера). Не для того, чтобы он дрался, а для того, чтобы он чувствовал себя увереннее, знал, что может за себя постоять. Как ни странно, многим детям (особенно мальчикам) это очень помогает, потому как к уверенному в собственных силах человеку «агрессоры» редко пристают. Неспортивный ребенок может и не захотеть заниматься борьбой. На моего сына подействовал аргумент, что если он научится защищать себя, он сможет защищать и кого-то другого, если его будут обижать.

Не повредят и какие-то другие развивающие занятия, интересное хобби или кружок, где ваш ребенок может найти друзей и единомышленников (и уже не будет чувствовать себя одиноким и беззащитным), и где он может научиться чему-то такому, что поднимет его авторитет в школьном коллективе.

Пока мы говорили в основном о словесных обидах, но бывают ситуации, когда словами обидчики не ограничиваются, а у ребенка отнимают вещи и избивают его.

В случае, если портфель вашего ребенка летает по школьному коридору, как футбольный мяч, его очки перекидывают с парты на парту, или его курткой вытирают пол, объясните, что бегать за обидчиками и пытаться отнять свою вещь не надо. Пообещайте, что если с вещью что-то случится, вы ребенка ругать не будете. В этой ситуации ребенку надо громко и спокойно сказать (отрепетируйте дома): «Хорошо, я иду к учителю (завучу, директору), а вы можете продолжать. Вот обрадуются ваши родители, когда им придется платить за мою рваную куртку (сломанные очки, разорванные учебники, разбитый телефон)!»

Если агрессоры переходят к физическому воздействию, придется беседовать с учителями и родителями, а также объяснить ребенку правила безопасного поведения, когда ему угрожает физическое насилие:

  • Стараться держаться поближе к взрослым или старшим детям
  • Уметь твердо сказать «Нет! Прекрати, мне это не нравится!»
  • Продумать новые маршруты походов в школу или из школы, приходить или уходить раньше или позже
  • Не ввязываться в драку с превосходящим числом противников, громко звать на помощь или убегать. Это не постыдно, а разумно.

Возможно, ваш ребенок не умеет общаться и ему трудно заводить себе друзей. Вы можете помочь ему и в этом. Предложите или организуйте сами какое-нибудь мероприятие для класса, что-нибудь типа тим-билдинга, какой-нибудь выезд на природу или поход в музей. При вас агрессоры не будут обижать вашего ребенка, а он может показать себя с какой-нибудь сильной стороны (ответил на каверзный вопрос экскурсовода, придумал самый интересный способ переправы через реку, быстрее всех развел костер). В данном случае домашние заготовки только приветствуются. После такой поездки наверняка найдутся дети, которые сами захотят дружить с вашим ребенком, да и мучители могут подуспокоиться. Еще очень хорошо приглашать детей из класса на день рождения ребенка или какой-нибудь другой праздник, где ваш ребенок будет главным действующим лицом, да и просто приходить к вам в гости.

Не думайте, что как только вы начнете принимать меры, сразу все получится. И настройте на это ребенка (особенно, если он уже давно находится в роли «жертвы»). Те, кто привык развлекаться за его счет, так просто свои позиции не сдадут. Они самоутверждаются, унижая и обижая вашего ребенка. Если они увидят, что он их не боится и не реагирует на их действия, возможно, они попытаются поменять тактику. И вам придется придумывать новые способы обороны.

Так что отпустить ситуацию можно будет только тогда, когда вы увидите стойкую положительную динамику, увидите рядом с ним друзей, почувствуете, что он готов противостоять негативу.

Главное, что нужно от вас - положительный настрой. Вам нужно хвалить и подбадривать ребенка, отмечая все его даже самые маленькие успехи в деле превращения из «бессловесной жертвы» в уверенного и способного постоять за себя человека.

0
0
332
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ