Бремя читать
Это сообщение автоматически закроется через сек.
Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. В связи с чем – самое время вспомнить о том, что когда-то нас называли самой читающей нацией в мире. 

Мы читали запоем прекрасные книги о далеких странах, благородных капитанах и несметных сокровищах. Многие взрослые вспоминают те романы как деликатес, придающий особый вкус детству. И сейчас, глядя на подрастающее поколение, так и хочется сказать: «Я так вам завидую, ребята! Сколько книг впереди!»

Вот только современные подростки не торопятся переворачивать страницы. Нет, они читают, но... профайлы в социальных сетях и посты в группах. Учителя русского языка и литературы бьют тревогу: речь детей меняется с каждым годом: она становится беднее, невыразительнее, изобилует ошибками. А основная база грамотности – чтение художественных текстов: начитанный человек говорит правильно и образно, независимо от того, насколько хорошо он знает теорию языка. 

Школьные каникулы – отличное время для саморазвития. Мы будем рады, если этот материал поможет вам вызвать у вашего чада интерес к чтению. Но сначала надо разобраться, в чем причина нынешней детской нелюбви к печатному слову. 

Без труда – не выловить и рыбку из пруда
Чтение - это труд. При обилии в современном мире визуальной продукции у ребенка в известной степени атрофируется воображение, и именно поэтому ему сложно наполнить книгу содержанием: труд становится тяжелым. Зато обучение сейчас переполнено визуальными символами, которые проще в усвоении. В результате подросток, привыкший учиться на картинках при относительно небольшом включении текста, отвыкает строить свои собственные образы при чтении книг. Ему сложно представить человека или место, которые описывает автор книги. И из-за этой трудности дети предпочитают порой незамысловатые фильмы, а классику им легче усваивать в кратких пересказах - если нет кино, снятого по данному сюжету. 

Как быть, знает психолог Антон Несвитский: 

1. Чем раньше, тем лучше. Чем раньше родитель начнет развивать воображение ребенка - тем больше шансов, что его чадо, во-первых, будет читать, а во-вторых, всегда будет иметь в резерве более масштабный, чем у других детей, творческий ресурс. Читайте ребёнку вслух с самого раннего детства! Вместе с тем, как ребёнок взрослеет, подогревайте его интерес к книге: прочитывая на ночь вслух несколько страниц, оставляйте продолжение истории на завтра.

2. Заинтересуйте вашего наследника рассказом о книге. Проведите ряд параллелей относительно текущих проблем и эмоционально значимых событий в жизни ребенка. Например: «В этой книге описана дружба между двумя мальчиками/девочками, которая прошла серьезные испытания» (если у ребенка конфликт с другом/подругой) или «Здесь рассказано, как герой путешествует по Австралии и удивляется своим открытиям» (если ребенок интересуется путешествиями и другими странами). Возможен и такой подход: «В этой книге говорится о том, как выбрать между двумя мужчинами, и как понять правду о чувствах» (если ребенок стоит на пороге подросткового возраста и интересуется отношениями). 

3. Помните про ключевую фразу: «А потом мы с тобой обсудим!» С раннего детства обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное: именно обсуждение даёт возможность чаду проявить себя и свои творческие способности, быть услышанным взрослыми. Важно в этом процессе поощрять воображение ребенка и его выводы. 

Бесценный опыт
Кто лучше мамы знает своего неповторимого и уникального, единственного в мире ребенка? Для читателей ЛВ мы опросили мам детей различного возраста: все они так или иначе столкнулись с неприятием печатного слова у следующего поколения семьи. И постарались найти решение:

Марина, 34, дочери 10 лет: «Моя дочка еще не подросток. Она не любит читать, зато любит слушать, когда ей читают. Её вариант – аудиокниги. Как говорит наш психолог, у неё аудиальный канал восприятия. Мое поколение росло в других потоках информации: у нас было время читать. А у них есть время слушать. Какая разница, по большому счету, главное, чтобы они любили литературу. Великую русскую».

Ольга, 36, сыну 11 лет: «Мне кажется, может сработать сочетание личного примера, материала для чтения и запрета прочих развлечений. Мы не разрешаем сыну смотреть телевизор и сидеть за компьютером, мультики можно смотреть полчаса вечером перед сном – так что еще делать, как не читать?»

Инна, 32, сыну 9 лет: «Мой сын мало читает, в основном, журналы и комиксы. Меня это расстраивает, и я периодически отправляю его читать «от забора до обеда» в приказном порядке. А еще я до сих пор каждый вечер читаю ему сама. Это наш семейный ритуал перед сном. И у нас уговор - выбираю только те книжки, которые мне самой интересны. Вот сейчас Джека Лондона познаем - ему очень нравится, мне тоже».

Методы наших родителей 
Те, кто пока не стал мамами, зачастую недалеко ушли от собственного детства, и вспоминают о недавних ухищрениях своих родителей:

Инна, 19: «Начать читать книжки без картинок помогли родители. Однажды мне стали читать перед сном «Мою семью и других зверей» Даррелла (я тогда болела, и это было актом проявления заботы). Мне понравилось безумно. Но вскоре родители читать отказались, так что пришлось самой. Так барьер перед сплошным текстом, без иллюстраций, был сломан».

Многие начитанные люди вышли из школьных библиотек. Ребенок обязательно должен знать о такой возможности – не каждый в курсе, что в его учебном заведении можно бесплатно взять книгу! Пусть он не боится спросить рекомендации у библиотекаря. Как правило, они прекрасно видят детский интерес к книге и с удовольствием идут навстречу.

Нина, 21: «Я в детстве и подростковых годах зачитывалась книгами. Считаю, это лучший способ сформировать грамотную, богатую речь - он вне конкуренции. Лет до 12 познавала зарубежных авторов приключенческого жанра, потом пришел черед русской классики – я просто подходила в библиотеке к полке с Чеховым или Лесковым и брала следующую книжку. Хорошо иметь знакомых в подобных заведениях - в небольшом городке, куда меня отправляли на лето к бабушке, заведующая библиотеки была ее хорошей приятельницей - поэтому мне давали книжки из хранилища, не выставленные в зале. Так я прочитала почти всего Набокова и Солженицина. Вообще думаю, эти с виду незначительные персонажи - знакомые хорошие репетиторы, библиотекари, театральные работники - неспешно создают личность. Многие ученые и писатели прошлого рассказывают о таком круге общения в своем детстве. Причем это не восстановимо - взрослая коммуникация уже иная, не образовательная-впитывающая, а более деловая: "Отлично, бесплатная информация, доступ к ресурсам!" Но доступ будет, скорее всего, ограничен, а информация минимальна».

Помощь книжной полки
На любой спрос рынок отвечает предложением. В данном случае заказ формируют родители: «Заинтересуйте подростка книгами!» Обратите внимание на пособия, подсказывающие, как увлечь ребенка чтением. Мы можем рекомендовать три книги Мариэтты Чудаковой «Не для взрослых. Время читать! Полка первая» (есть еще «Полка вторая» и «Полка третья»). В ненавязчивой форме автор использует метод «заинтересовать и увлечь»: начинает пересказывать ребёнку книгу, описывает главных героев, и… выбора у ребёнка нет: узнав про Тома Сойера, Гекльберри Финна и забор, который нужно покрасить, ребёнок несомненно попросит у родителей том Марка Твена. Кстати, в этом и состоит простой совет автора родителям: читайте сначала с ребенком расширенный анонс книжки, а затем, заинтересовав чадо, переходите к самому повествованию.

Отцы и дети
Нередко случается, что в читающей семье растёт ребенок, совершенно далёкий от книг – это и удивляет, и огорчает родителей. А ведь часто причина проста: нередко такое происходит оттого, что в семье нет культуры разговора «по душам». В этом случае ребенок потребляет то, что лежит ближе - он общается со сверстниками комбинацией смайлов при минимуме текста. В той же семье, где культура разговора есть, чтение будет вполне понятным, отдельным способом отдыха и саморазвития - из книг ребенок черпает то, как словами описать свои чувства и переживания. Если наследника в семье слышат и слушают, то он будет стараться нарастить свой язык до такого уровня, чтобы быть понятным близким людям. 

Пусть прочитанная книга станет достоянием семьи: можно не только обсудить прочитанное, но посмотреть вместе снятый по книге фильм, послушать музыку, которая упоминалась в книге, изучить место действия. В общем, пусть история станет живой и воплотится в реальном мире подростка – тогда и интерес к ней будет велик.

Ребёнок не читает? Задумайтесь о своём поведении: возможно, в какой-то момент его отпугнула любого рода обязаловка, связанная с чтением, а также отсутствие интереса к его мнению о прочитанном. 

Увлекая наследника чтением, важно правильно подобрать литературу: в продолжении этой статьи мы расскажем о книжках, бывших классикой во времена детства нынешних родителей и оставшихся интересными для нынешнего подрастающего поколения, а также о книгах, изданных для детей и подростков в последние годы - они уже завоевали сердца юных читателей.

Перелистывала страницы Ната Немчинова

Топик для обсуждения статьи

0
0
17
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ