Семейное обучение — прочь от социума или вперед к знаниям?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Семейное обучение — прочь от социума или вперед к знаниям?

Что такое семейное образование, какие бонусы и сложности у выбравших этот путь и можно ли получить нормальное образование таким образом?

Семейное, дистанционное, надомное обучение и экстернат — как разобраться?

  • Термин «семейное обучение» («семейное образование», «СО») предполагает образование вне школы любого желающего, без показаний по здоровью. Это право прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. Часто люди, не знакомые с внешкольным образованием, воспринимают «семейное обучение» как «надомное обучение», не понимая разницу. Фактически — это обучение детей дома, обычно силами родителей или с привлечением репетиторов.
  • Дистанционное обучение — онлайн обучение ребенка в интернет-школе (как правило, практикуется в рамках СО).
  • Экстернат — нынешний закон об образовании устранил экстернат как форму обучения. Теперь экстернат — возможная форма аттестации в рамках СО, когда ребенок изучает школьную программу самостоятельно в удобном для него темпе (к примеру, два года школьной программы за полгода), а затем сдает промежуточные экзамены.
  • Надомное (домашнее) обучение — обучение ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В рамках такого образования на дом к ребенку приходят школьные учителя и проводят занятия — от 8 до 12 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка.

В каких случаях дети и родители выбирают семейное образование?

  • Лара Покровская, мама Егора (14 лет, 8 класс, на семейном образовании с шестого класса), соучредитель и шеф-редактор журнала «Семейное образование»: «Сын ненавидел школу все 5 лет обучения в ней. Активно выражал свое нежелание учиться в школе, делать домашние задания, отступать 2 клетки вниз и 4 слева. После школы и выполнения домашних заданий у сына не оставалось ни сил, ни желания заниматься чем-то интересным для себя, не говоря уже о поездках в кружки и секции. В сентябре он традиционно начинал ходить в пару кружков, в октябре бросал. Проверка знаний сына за 5 класс показала, что математику он не знает на ту «тройку», которая ему поставлена за год. Учительница русского языка, вызвавшая меня в школу, спросила: «Ну скажите, как мне учить вашего ребенка?». Если в школе не знают, как учить и спрашивают у родителя, — зачем школа вообще нужна? Сын учился в прекрасном коллективе, были частые поездки и совместные походы в кино и театры. Однако я наблюдала за детьми на переменах — там не было общения, каждый играл в свой девайс, а у кого не было гаджета — стояли за спиной играющих и смотрели, как те играют. К концу 5-го класса ребенок окончательно отдалился от меня, не видя во мне защитника его интересов. Отношения были испорчены, конфликты, главной темой которых была учеба, происходили постоянно».
  • Ирина Гулевич, мама Варвары (2 класс, на СО с 1 класса): «СО для нас стало логичным продолжением нашего ритма жизни и системы воспитания. И у меня, и у мужа профессии не офисные. Благодаря такой системе мы можем уезжать в гости и путешествовать, не сверяясь с календарем».
  • Анастасия Втулова, мама 5 детей (Георгий, обучавшийся на СО с 6 по 11 класс, закончил школу в 2010 году, Арсений (9 класс) и Ксения (1 класс) учатся на СО изначально): «Причин перейти на СО было много, основная — дома на уроки уходило столько времени и сил, что мы решили: лучше будем все то же самое делать прямо с утра и на свежую голову».
  • Татьяна Иванова, мама Кости (9-й класс, на СО с 5 класса): «У сына не сложились отношения с мальчиками-одноклассниками — его били. После школы оставалось мало времени на «просто жизнь», выполнение уроков затягивалось до ночи».
  • Любовь Осина, мама Сергея (12 лет, 6 класс, на СО с 5 класса): «Решающим фактором для семейного обучения стал переезд в Москву на неопределенный период: не хотелось привязываться к определенной школе, зная, что планы могут измениться очень резко».

Как перейти на семейное обучение?

Переход ребенка на СО осуществляется на основании заявления родителей директору школы.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования в любой момент — во время получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в том числе вернуться обратно в школу.

Куда пойти учиться?

Выбрать школу для такой формы обучения ребенка — так же ответственно, как выбрать школу для традиционного образования. Вот какой выбор сделали наши героини.

Ирина, мама Варвары: «Занимаемся по программе «Экстерн-офиса». Для меня самый большой плюс в том, что на меня изначально смотрят как на адекватного родителя, без закатывания глаз и «Зачем вам это надо?». Еще мне импонирует блочное обучение: выучил предмет — сдал, следующий выучил — сдал. Есть вопросы, но нет программы (кроме английского языка), поэтому ученику и родителям полная свобода в источниках знаний. Это могут быть не только и не столько учебники. К тому же план сдачи составляется с учетом способностей ребенка. Новый и сложный предмет можно сдать в конце года, а простой хоть в сентябре. У нас есть возможность не прерываться в учебе на лето, переходя из класса в класс. Сдаем предметы дистанционно через интернет. «Экстерн-офис» прикрепляет ученика к определенной школе, как посредник, составляя трехсторонний договор: официально мы прикреплены к Новосибирской средней школе».

Лара, мама Егора: «Все программы СО соотносятся с требованиями ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами). Мы приняли решение не прикрепляться для аттестаций к ближайшей школе, а сдавать аттестации дистанционно. В первый год мы выбрали «Экстерн-офис». Аттестации сдавали по скайпу, под неусыпным контролем принимающего. Помимо дистанционной сдачи аттестаций было предусмотрено и дистанционное обучение: все расписано, ответы на вопросы есть, аттестация состоит только из тех вопросов, которые изучались в процессе обучения. Процесс обучения отслеживался контрольными работами по каждой пройденной теме и главе. Мне важен был такой контроль со стороны некой системы, поскольку у меня были сомнения, справлюсь ли я одна (муж не поддерживал наш с сыном выбор). В итоге сын закончил шестой класс на СО с одной «четверкой» — остальные были «пятерки». При этом он ожил, стал ходить на кружки, был доволен и счастлив, наши отношения наладились. Однако за этот год я очень устала — все мои силы уходили на обучение ребенка, я нервничала из-за сроков и от груза ответственности. На второй год СО я через коммерческого посредника прикрепила сына к петербургской школе №277. Здесь удобнее форма сдачи аттестаций, меньше нервов из-за дедлайнов — сдаешь каждый предмет в течение года в любое удобное время. Однако не все у нас пошло гладко. Дал знать подростковый возраст. Сыну было очень сложно воспринимать меня и как добрую маму, и как строгого учителя. Пришлось снова искать варианты, консультироваться. На сегодняшний день закреплено: моя обязанность — обеспечить ему возможности для учебы, его обязанность — справляться с учебой, а в случае необходимости обращаться за помощью ко мне или к найденным нами консультантам по семейному обучению. Главная сложность для меня состоит в том, что требования ФГОС остаются требованиями ФГОС и, так или иначе, ребенка нужно заставлять («мотивировать») учить то, что ему неинтересно. Я никак не могу найти золотую середину между «надо сдать ЕГЭ» и «важно делать то, к чему лежит душа». Мой сын всегда был свободолюбивым, и у меня часто ощущение, что я не справляюсь так, как должна бы».

Анастасия, мама Арсения: «В 2006 году я нашла в интернете 70 школ, работающих с экстернами, стала обзванивать, вышли на московскую школу №26, которая чуть ли не первая начала с этой формой работать и к тому моменту вела пару сотен экстернов. Все налажено: сессии, расписание... И бесплатно! Туда и пошли».

Татьяна Иванова, мама Кости: «Сын учится по программе «Школа России», прикреплен к школе №277, там целое отделение экстерната. На СО у него обнаружилось много пробелов в знаниях: я не знаю, чему сына учили четыре года до того. Пользуемся интернет-ресурсами, как платными, так и бесплатными. Сын смотрит обучающие видео, пишет конспекты, решает задачи. У Кости три репетитора: английский, математика и русский».

Любовь, мама Сергея: «Сын учится по обычной школьной программе в дистанционной школе, с прикреплением для аттестации к частной школе, в которой до этого учился очно. Выбрали этот вариант, потому что он позволяет довольно плавно перейти от очного режима к дистанционному, с сохранением привычной структуры обучения, что с учетом переезда и связанных с ним хлопот было весьма кстати. Нам нравится подача материала (мы и раньше использовали видеоуроки этой школы по разным предметам для дополнительного изучения), уже в процессе оказалось, что там очень хорошие учителя, с которыми проходят онлайн консультации. У сына довольно объемные домашние задания, но в этом году в режиме сдачи заданий каждую неделю мы оставили только три предмета: математику, русский и английский. Остальное сдается раз в месяц, это позволяет выполнять задания спокойнее и вдумчивее. Основные усилия в первом учебном полугодии были направлены на развитие самостоятельности и выстраивание режима занятий».

Обязательна ли аттестация ребенка?

Семейное образование освобождает от обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Но аттестацию проходить ребенок должен. «Отчетный» период можно выбирать — где-то можно все сдать в мае, где-то сам выставляешь план и следуешь ему. Аттестация проходит не реже раза в год, если ребенок прикреплен к школе для аттестации. Родители сами могут выбрать учреждение, по рекомендациям и/или «погуглив», где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию. К школе можно не прикрепляться до 9 класса, важно лишь написать уведомляющее письмо, что ребенок будет обучаться на семейном образовании. Если ребенок не прикреплен к школе, но образовательные органы уведомлены об этом, то промежуточная аттестация не обязательна. По закону обязательными являются лишь итоговые аттестации — в 9 и 11 классах.

Если учащийся не аттестован и в установленные сроки и по итогам промежуточной аттестации он не ликвидирует академическую задолженность, то далее он остается на второй год и должен продолжить обучение в образовательной организации.

Тем, кто не прошел итоговой аттестации или получил на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Какие плюсы семейного образования?

Снова дадим слово нашим героиням.

Лара, мама Егора: «Я не всегда довольна СО, но при этом я точно знаю, что в школе было хуже. Ведь сейчас необходимость бороться с системой или вынужденное подстраивание под систему сведены до минимума. Режим дня не предполагает ранних побудок. У сына есть возможность строить по своему желанию день, неделю, год — можно учиться ежедневно, можно только летом, можно устраивать себе каникулы в любое время и уделять много времени своим хобби».

Ирина, мама Варвары: «Бонусы от СО у нас стандартны: мы выстраиваем свое время так, как нам удобно, без привязок к ежедневному посещению школы. Дочка в 3 классе музыкальной школы, второй год ходит в бассейн, ходит на занятия в рисовальные классы. Я вижу, что для нее это посильная нагрузка, от которой с учетом школы пришлось бы отказаться».

Анастасия, мама Арсения: «Все высыпаются, учеба отнимает максимум часа три, дети успевают играть, гулять, ходить на кружки. Поездки можно планировать на будни, когда везде пусто. КПД учебы выросло во много раз. Контакты со школой минимальны. К ЕГЭ сын готовился сам при помощи интернета (без репетиторов, просто решал пробники), сдавал пять предметов, сдал на 60-80 баллов».

Татьяна, мама Кости: «Нам нравится свобода и то, что можно классы «перескакивать»: Костик в прошлом году сдал сразу 7 и 8 класс. Занимаемся целиком и полностью по своему усмотрению, аттестации по программе школы».

Любовь, мама Сергея: «Для нас один из важных плюсов СО — бодрость, активность и здоровье сына. Он почти не болеет в течение года, хотя и бывает регулярно в разных детских коллективах на дополнительных занятиях. У него появился интерес к тому, что он изучает, чего никогда не было в школе. Появилась мобильность: дистанционная учеба сына позволила нам не быть привязанными к одному месту».

А где подводные камни?

Разумеется, без этого никак.

Психолог Наталья Скачкова замечает: «Мне, наверное, повезло, но неудачных примеров при переходе детей на семейное обучение я не наблюдала. Но конечно бывают случаи, когда учащиеся и родители по истечении какого-то времени осознают, что данная форма обучения не соответствует их ожиданиям и дает не те результаты, на которые они рассчитывали. В этом случае форму обучения ребенка следует поменять».

Такая система оказывается чрезвычайно сложна для семей, где отсутствует саморегуляция как система, где и взрослым, и детям тяжело заставить себя сесть за учебу, работу.

Еще один аспект, который нельзя исключать, — финансовая сторона. Цены на семейное образование могут варьироваться от 20 000 в год до 20 000 руб. в месяц и выше. Есть школы, которые позиционируют себя как семейные, берущие оплату порядка 40 000 руб. в месяц, но по отзывам им больше подходит статус частных школ. Существуют варианты и бесплатного семейного образования.

Полезные ссылки

Бесплатные ресурсы в помощь:
www.interneturok.ru — можно бесплатно смотреть все уроки, а можно платно прикрепиться — чтобы ученика курировал учитель.
https://lingualeo.com/ru — для изучения английского (есть также платная версия).
http://universarium.org — открытая бесплатная система электронного образования.
Платные ресурсы:
https://onlineschool-1.ru/ — онлайн-школа с 1 по 11 класс.
http://foxford.ru — онлайн-школа с 5 по 11 класс.

Наши героини, сторонницы семейного обучения, нашли в такой форме образования больше плюсов. Если ваш опыт иной, расскажите нам об этом в комментариях.

0
0
1556
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ