Первый раз в 1 класс: как снять родительский стресс и избежать ошибок?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Первый раз в 1 класс: как снять родительский стресс и избежать ошибок?

До «часа Х» — дня, когда ребенок первый раз пойдет в школу, осталось всего ничего. Как мамам и папам перестать волноваться, избежать ошибок и поддержать первоклашку? Как всем не выгореть на старте? «Литтлван» собрал напутствия психологов и педагогов. Спойлер: выдыхайте!

Фото: svklimkin, Pixabay

На вопросы «Литтлвана» ответили Дима Зицер, Алена Сверба, Ирина Млодик, Мария Иртуганова, Аглая Датешидзе и Наталья Лобанова.


«Поступающим в первый класс» родителям важно помнить, что школа — это такое место, которое призвано обслуживать и давать образование вашему ребенку. Школа не должна занимать центральное место в жизни всей семьи.

Родителям стоит помнить, что ими будут манипулировать. И нельзя позволять это с собой делать. В чем это будет выражаться? В частности в том, что мамам и папам будут рассказывать, что их ребенок что-то делает так, а что-то не так.

Подчеркиваю, это не школе определять, хорош ваш ребенок или нет. Нельзя забывать об этом, и если возникает ситуация, когда родителям будут говорить о неправоте ребенка, то факт неправоты надо перепроверить не один раз, прежде чем принимать решение.

Отправляя ребенка в школьный социум, родители часто впоследствии вынуждены занимать положение судьи собственного ребенка. Близкий любящий человек не должен судить, и ребенок должен быть уверен в том, что у родителя он получит безусловную поддержку.

У ребенка в школе, на протяжении всех лет его учебы, будет много напряженных и тяжелых моментов. С первого дня юный ученик должен быть уверен, что чтобы не случалось вне, дома у него самый надежный тыл, где никто не «достает», где настоящая зона комфорта.


Родителям можно вспомнить свой первый класс или начальную школу, а затем поделиться с ребенком интересными историями и приятными моментами.

Вместо стандартных вопросов: «как дела в школе?» и «что получил?», лучше интересоваться настроением ребенка, одноклассниками, задавать конкретные вопросы, по существу. Ребенок отправляется в новый для себя мир, где будет происходить разное. Родителю важно внимательно выслушивать ребенка, без оценки ситуации, лишнего морализаторства и взрослых «умных» советов. Лучше сказать: «Я верю, что у тебя получится разобраться с этим». Но эта фраза не должна стать формальной отмашкой, родителю обязательно нужно будет поинтересоваться дальнейшим развитием событий.

Какие бы не бродили сомнения, родителю стоит быть готовым перед ребенком признавать авторитет его первого учителя.

Родителю стоит помнить и быть готовым к тому, что в течение учебного года есть периоды, когда первоклассник чувствует себя особенно уставшим. Например, это конец третьей четверти. Важно понимать, что это вполне нормально, и быть особенно терпеливым и заботливым в это время.

От собственной тревожности родители часто заполняют все свободное время ребенка разнообразными занятиями. Но у первоклассника должно оставаться достаточно свободного личного времени для игры. Расписанная по минутам загруженность приводит в будущем к апатии и усталости. Поэтому как бы ни хотелось «драмкружок, кружок по фото, хоркружок» впихнуть в детское расписание, стоит помнить — кому это на самом деле нужно?


Ребенок идет в первый класс. Несмотря на то, что это новый этап его взрослости, помните, что он еще остается ребенком, которому к тому же нужно время для адаптации к своей новой роли, особенно, если он не ходил в детский сад.

Несмотря на то, что это очень трудно, постарайтесь справиться со своими нарциссическими ожиданиями насчет его успехов и со своей тревогой. Ребенку вы нужны как опора, и поэтому ваша готовность помочь ему адаптироваться и вера в него очень бы ему помогли.

Если вы хотите сохранить учебную мотивацию ваших детей, не делайте с ними уроки, лучше научите его учиться и предоставьте ему самому справляться со школьной программой. Свою-то вы когда-то уже прошли, дайте пройти и ему, он справится.

Научите его просить о помощи, если ему это будет нужно. Но, по возможности:

  • не контролируйте, а интересуйтесь;
  • не ругайте за ошибки, а обсуждайте их;
  • не обесценивайте систему оценок (не говорите «не важно, что ты получаешь»), но и не предавайте ей много значения;
  • не думайте, что если ваш ребенок не слишком успешен в начальной школе, то он будет таким всегда;
  • не переживайте, если какой-то навык или предмет будет даваться тяжело, дети разные и далеко не все из них «универсалы» по разным областям знаний;
  • не совмещайте, по возможности, роли учителей и родителей, такое смешение границ неполезно ребенку, он путается и на время «теряет» родителя, если вы становитесь учителем, лучше пусть ребенку, в случае необходимости, помогает нанятый педагог;
  • не думайте, что учеба и знания — это самое главное, хорошее самоощущение, отношения с одноклассниками и учителем важны не менее, ведь это еще и жизнь длинной в 11 лет.


Отправляя ребенка в школу, родитель может, снимая свое напряжение и напряжение ребенка, представить для ребенка будущее в школе как некий постоянный праздник. Но это может ухудшить адаптацию к школе. При таком послании у ребенка формируется неадекватное предвосхищение школьной жизни, что естественно не соответствует реальности. Вместо этого родитель может рассказать о разнообразии опыта, о том, что может быть и интересно и скучно, и весело и одиноко, а может и страшно и непонятно, и это будет нормально.

Часто родители с началом учебы резко меняют свое отношение к ребенку и ожидания от него. Например, в дошкольном возрасте родители хвалили за написанные крючки и палки, теперь почему-то придираются к этим же крючкам.

По сути, раньше взрослые радовались факту выполнения задания, а теперь ожидают качества исполнения и за те же проделанные действия почему-то придираются. Ребенку обычно трудно уловить эту разницу, и он чувствует себя растерянным и «неправильным».

К встрече с оценками может быть не готов не только ребенок, но и сам родитель: «как это мой – и такое схлопотал!». Будет полезно, если и себе, и ребенку взрослый объяснит смысл оценок примерно в таком ключе: оценки — это язык, которым пользуется учитель и ученики. Детей в классе много, и учитель не может уделить время каждому, чтобы словами рассказать ученику, хорошо ли он усвоил материал или пока недостаточно. Соответственно, «5» означает, что материал и навык усвоен, ребенок – мастер в этой теме. «4» – что достаточно хорошо усвоил, и если он желает, то можно еще подучиться, «3» – что стало получаться, он уже сориентировался немного в теме, но важно еще уделить ей время. «2» – что он в начале пути освоения темы или не туда зашел, есть проблемы и важно обратиться за помощью к взрослым, которые помогут разобраться в том, что именно не понятно, в чем трудность ребенка и какая помощь в освоении темы ему нужна.

Фото: Wavebreakmediam, istockphoto

Признавая авторитет учителя, родитель не должен транслировать однозначную установку «взрослый всегда прав». Важно обсуждать с ребенком все ситуации, и в случае нарушения прав ребенка, признавать этот факт. Такие беседы с ребенком помогут ему чувствовать себя защищенным, быть чутким к нарушению достоинства, способствуют профилактике попадания в ситуации насилия, обучают ребенка цивилизованной самозащите и умению создавать уважительные отношения.

У родителей зачастую сформулирована жесткая установка «школа — важнее всего», которую мама или папа транслируют своему ребенку. Твои дела, интересы, потребности имеют меньшее значение, чем посещение школы и следование школьным требованиям. Все остальное будь добр отодвинуть на задний план. Такая установка часто приводит к привычке задвигать и обесценивать то, что на самом деле важно и интересно.

В такой многолетней борьбе теряется способность слышать себя, свои интересы, и к окончанию школы детям трудно уловить, что же их привлекает, а как следствие — трудно выбрать направление дальнейшего обучения. В 9-11 классах многие встречаются с такими трудностями.

Из лучших побуждений родители контролируют ребенка: собран ли портфель, сложена ли физкультура, взял ли дневник. Но самостоятельность и ответственность формируются тогда, когда контроль передан ребенку. И если родитель перестанет проверять и исправлять, то ребенок, ошибившись, довольно быстро получит обратную реакцию от мира, испытает неудобство и неприятные чувства, что не взял, например, с собой то или это, и будет впредь внимательнее к тем ситуациям, в которых он ошибается. Конечно, не с первого раза. Если вы решитесь на такой подход, то важно, чтобы все участники процесса обучения понимали происходящее. Можно объяснить учителю свою позицию и попросить, чтобы о проблемах и ошибках учитель сообщал ребенку, а не вам.


Прежде всего, родителю стоит помнить, что совершенно исключить стресс, связанный с 1 сентября и первым классом, невозможно. Хорошей тренировкой станет игра с ребенком в школу. С одной стороны успокаивается ребенок, с другой — родитель: вот так ты соберешь портфель, вот по этому пути пойдешь в школу, вот такие цветы ты подаришь учителю…

В начале учебы важным моментом может стать так называемая передача привязанности: ребенок знает своих маму и папу, их любит и через них узнает мир. Учитель же — человек новый, почему к нему стоит прислушиваться и у него учиться? Тут-то и срабатывает передача привязанности: если родители всячески демонстрируют, что педагога уважают, установили с ним хорошие отношения, то ребенок делает вывод, что учителя можно и нужно слушаться.

Когда мы отправляем ребенка в школу, мы как бы передаем обществу некую ответственность за обучение нашего ребенка. Поэтому, выбирая школу, родитель взвешивает — насколько его установки согласуются с духом этой конкретной школы. Если абсолютного единения нет, то важно себе и ребенку проговорить и объяснить, где есть совпадение, где — нет. Иначе возникнет конфликт между семейной и школьной системами.

Родитель должен быть готов к тому, что от него в этот адаптационный период требуется больше: его ребенку может потребоваться и больше сна, и больше еды, и больше общения и объятий. Часто ребенок начинает регрессировать, хотеть опять стать не «взрослым школьником», а малышом.

Родителю хочется знать, что происходит в школе, как ребенок вписывается в процесс. Но добиться от новоявленного ученика ответов на даже четко поставленные вопросы бывает непросто.

Фото: gpointstudio, depositphotos

Тут есть прием: сначала ребенку надо дать возможность скинуть накопившееся напряжение — побегать, попрыгать, побеситься, порисовать «просто так». А дальше можно предложить поиграть в то, «что ты делал в школе». Внимательно наблюдая за ребенком в процессе игры, взрослый получит ответы на свои вопросы о новой школьной жизни своего малыша.

Определенное беспокойство у родителя возникает, когда он переживает, а не войдет ли школьная система с ее правилами вразрез с культивируемыми в семье установками. Получая в игровой форме от ребенка информацию о том, что было в школе, родитель уже может работать с ней по принципу сбора урожая: объяснить ребенку, что из полученного опыта подходит, что не подходит, от чего отрезать кусочек, а остальное выбросить, а что засушить на долгую память. Если с чем-то, что встречается в школе, справиться внутри семьи не удается, то всегда можно обратиться к терапии — песочной, игровой.

Чтобы минимизировать разногласия между школьной системой и принятой в семье, конечно же, стоит внимательно выбирать школу. И если в процессе обучения выясняется, что ожидания и реальность не совпали, то родителю важно не бояться что-то менять. И речь не идет сразу о смене школы. Родители во многом тоже могут повлиять на атмосферу в классе. И важный момент — отправляя ребенка в школу, родитель должен быть готов к тому, что придется проработать собственные школьные травмы. Мы, нынешнее родительское поколение, обладаем меньшим ресурсом, чем наши дети, и не стоит собственные травмы переносить на наших детей, к которым они не имеют никакого отношения.


Первое, что может облегчить родителям предшкольные волнения, это признание самому себе: «Да, я тревожусь, да наступает непростой период больших изменений!». И тревожиться в данной ситуации — это нормально.

Затем родителям будет спокойнее, если они сформулируют для себя и озвучат те сильные стороны, на которые можно опираться. Например, «я выбрал хорошего учителя», «ребенок идет в хорошую школу», «сын /дочь справится, так как он уже готов учиться», «я тоже прошел /прошла школу, выжила, выучилась, и у моего ребенка все будет хорошо».

Родителю очень поможет, если он посмотрит на своего ребенка и увидит в нем человека, который способен справиться с грядущими переменами. Взрослый даже может проговорить для себя: «малыш» умеет сам одеваться, дружить, переживать неудачу и, в общем-то, он уже и не совсем малыш.

Заранее стоит задаться вопросом, потребуется ли родителю /семье сторонняя помощь в виде бабушки, няни, какого-то иного помощника. Также заранее стоит обсудить внутри семьи вопрос, кто будет брать больничный и оставаться с ребенком дома в случае необходимости.

Перед началом учебы родителю стоит сформулировать свои ожидания от школьной жизни («ребенок со всем справится», «школа — лучшая из имеющихся», «учитель будет отлично понимать детей») и задаться вопросом, что будет, если действительность не оправдает ожиданий — как действовать («попробую выстроить отношения с учителем», «пойду к школьному психологу», «пришлю в школу мужа»…). Этот прием поможет не «застревать» в тревоге или неоправданных ожиданиях, а быть готовым реагировать и обращаться за помощью в случае необходимости.

Большим подспорьем будет, если заранее будет продуман режим жизни семьи. Некое непонимание и неопределенность лишь рождают дополнительные волнения. Очень кстати, если уже за неделю до 1 сентября у ребенка будет перестроен режим с «летнего» на учебный. Также поможет организация пространства: где будет находиться форма, куда складываются карандаши, на какой полке лежат тетради и учебники. Налаженную систему потом будет проще поддерживать. Также стоит заранее купить все, что понадобится для учебы, хотя бы на первую неделю.

Отдельная рекомендация тревожным мамам — больше опираться на папу. Часто мамы считают, что это только их задача — отправить ребенка в первый класс. В бесконечных разговорах с приятельницами, также отправляющими детей в школу, мамы лишь нагнетают тревожность.

В то время как делегирование части ответственности папе будет только на пользу делу. Папы часто в этой ситуации гораздо более спокойны и уравновешены, да и начало учебы ребенка — это общеродительское дело.

Когда тревожность захлестывает, полезно вспомнить другие этапы социализации ребенка. Например, садик. Это же было семьей освоено, значит, есть много внутренних ресурсов и опыта, на которые можно опираться и в школьной адаптации.

3
0
4437
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ