Как обучить школьника русскому языку и сделать тотально грамотным?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Как обучить школьника русскому языку и сделать тотально грамотным?

Уроки русского языка в школе… Мало кому из нас, взрослых, они вспоминаются увлекательными. Скучные правила, непонятные исключения. И вот теперь наши дети идут по тому же унылому пути. Можно ли заинтересовать ребенка родным языком и как это сделать? Мы спросили об этом тренера по этикету и культуре речи Анну Валл.

— Существенный процент детей не любят русский язык как предмет, отвергают и изучают из-под палки — в лучшем случае, чтобы сдать ненавистный ЕГЭ. С чем это связано?

— Это связано с тем, что язык изучается как наука, а не как средство общения. Язык и речь — разные космосы. Язык — сложная структурированная наука, глубокая и не на поверхности лежащая система. Разбираться в ней трудно, особенно если ты не специалист. А речь — проявление языка, это живое. И в этом смысле мы допускаем колоссальную ошибку, обучая детей языку так системно, так наукообразно.

— Получается, что преподавание русского языка в школе нуждается в реформировании?

— Нуждается, но мы боимся. Нам кажется, что везде нужен контроль, мы боимся упустить системность. А изучать язык с точки зрения системы невозможно. Это показательно при изучении иностранного языка: человек знает теорию, а говорить не может. Я хорошо знаю систему обучения языку в Германии. Моя дочь там училась в начальной школе, и когда мы вернулись сюда, она владела языком как носитель, то есть свободно. Но на уроках в российской школе дочь, носитель языка, не понимала, о чем ее спрашивают. А спрашивали о том, например, как образуется причастие. Наша система обучения очень наукоориентированная. Это большой плюс для тех детей, кто отзывается на такой стиль. Но большинство людей не такие, они пользуются речью, а не языком.

— Что это значит?

— Сейчас школьникам понятно, что язык сводится к тому, что надо знать, какие части речи существуют, как склоняются числительные, какие правила правописания надо вызубрить. А речь — разговор с мамой, с друзьями — это что-то совсем другое. Если бы сделать в обучении акцент на речи, а не на языке, всё бы заиграло. Потому что человек любит то, чем он владеет. Вспомните дошкольный период жизни ребёнка, когда он всему хочет дать название. Вот эта жажда языка! Как они начинают складывать буквы, начинают читать вывески.

Это открытие мира, они разгадывают загадку: кажется, простые буквы, а за ними слово! Это счастье. Но когда мы им говорим, это не просто буква, а согласная твердая, парная… Все! Здесь мы разлучаем ребенка с языком. И это трагедия. Очень многие учителя интуитивно понимают, что нужно развивать именно речь, и дают увлекательные задания, но это все как бы в отрыве от изучения языка. Между тем, именно это должно быть основным, а на систему языка можно бросить взгляд в более взрослом возрасте, когда мозг уже понимает и работает на уровне систем, а не на уровне открытия мира.

— Есть какие-то приемы?

— Конечно! Наша задача — наблюдать за ребенком, все время расширять его языковой запас, играя и заинтересовывая его. Поначалу у ребенка еще такой маленький запас слов, ему нужно обогащение лексики. Вот эти очки — как они раньше назывались? Пенсне, окуляры… Смотрите, сколько много слов для одного предмета, почему так? Почему мы говорим чашка чая, кофе, но кружка пива, в чем различие «кружки» и «чашки»? Что такое «сложные» слова — они трудные или «сложенные» — из двух корней? Это ребёнку интересно! Надо идти от объяснения, к слову относиться как к предмету, как к игре, видеть его, брать его на вкус. Благодаря этому материал усваивается лучше. Или такое задание — написать сочинение о своей комнате, но не с точки зрения себя, с точки зрения, например, стола. Что видит этот стол, когда погаснет свет, что он чувствует в полумраке комнаты, какие фантазии его посещают? Дети на это отзываются. И это не вульгаризация, это проникновение — пользуйся языком так широко, как только можешь, потому что он бездонный.

— Если этими методиками пользоваться, то ребенок наконец выучит русский язык?

— Еще одна блокировка, которая возникает у детей в процессе обучения. Им кажется, что язык — прерогатива учительницы и учебника, которые по-настоящему владеют языком, всегда правы, а мы, дети, ученики, в этом тумане бредем на ощупь. Так формируется недоверие к своей речи. Учителя часто не щадят языковую стихию, не объясняют, почему в словаре есть эти исключения и они пишутся не так, хотя многое можно объяснить. Школа действительно виновата перед речью.

— Что делать родителю в этой не слишком благоприятной схеме?

— Это вопрос скорее личной ответственности родителей. Если в семье говорят неряшливо, то ребенок эту манеру речи воспримет и она для него станет нормой. Поэтому пока ребенок маленький, нужно контролировать себя, работать над собой как можно больше. У него в памяти должна остаться правильно произнесенная речь — голосом мамы, папы, бабушки. Это дают книги, когда ребенку читают вслух. Все это поэтическое благозвучие любой сказки — это как будто сказала мама. Родители в этот момент посредники.

И даже когда ребенок обучается читать самостоятельно, не стоит заканчивать с чтением вслух. Мне было уже 18 лет, я приезжала из университета домой на каникулы, мы собирались с подругами, и моя мама нам вслух читала. Это было счастье — общение на хорошей основе, когда звучит хорошее слово.

— Если мы слышим, что наш ребенок говорит неправильно, как родителю на это реагировать?

— Нас очень умиляют их словечки, но если мы повторяем его же сюсюканье, то тормозим развитие. Мы все понимаем, что он говорит, с умилением записываем и даже покажем, когда ему будет пятнадцать лет или он соберется жениться, но в тот момент, когда они говорят неправильно, надо поправлять, но не грубо — «так не говорят!», а просто говорить правильно, потому что другого примера, кроме родительского, у них нет. И если вдруг мы обнаруживаем, что ребенок говорит «ложить», то это наша вина. Это значит, что когда мы отправляли его к тёте Гале или тёте Тосе, то не задумывались, что там он услышит. Нет, конечно, это понятно, что к тётушке отправлять надо, и ее тепло и забота в сто раз важнее, чем это неправильно произнесенное слово, но аккуратно поправить ребенка, не унижая никого, конечно, надо. Важна еще мера: нельзя все время одергивать ребенка. Чего мы в таком случае добьемся? Он будет произносить правильно какой-то набор слов, которые нам так важны, а собственная свобода уйдет. Он будет жить с оглядкой в речи.

— Корректировать ли речь подростка?

— Там, конечно, все остро. Речь уже не столько об ошибках, начинается другая проблема — сленг. Действовать надо аккуратно. Он самоутверждается в своем социуме. Лидеры сами насаждают какие-то словечки, ведомые дети повторяют за кем-то. Ломать через колено, запрещать или раздражаться — худшее, что можно сделать. Остается терпеть — это пройдет, это как ветрянка, и он ею переболеет. Пусть он со своими общается по законам той тусовки, ему сейчас необходимо поменять кожу, созреть. Понимаете, ведь будет не совсем нормально, если в компании однородных людей вдруг кто-то начинает говорить подчеркнуто грамотно. Это противостояние. В какой-то степени на происходящее лучше закрыть глаза, но контролировать, чтобы это не стало единственной манерой выражения.

— Как понять, не зашло ли это слишком далеко?

— До тех пор, пока он с бабушкой, с мамой, в магазине, с посторонними людьми говорит нормально — все хорошо. Когда этот «блин» появляется везде — он и физику с «блинами» отвечает, и с сестренкой так общается, и с мамой, это уже не игра, не сигнал «свой-чужой», подросток уже не может общаться иначе.

— Что тогда делать?

— Применить мягкий, несильный нажим. Просто поговорить и сказать: тебе скоро в большой мир, тебя будут встречать по одежке, а речь — самая главная одежка человека, представляешь, как ты будешь выглядеть? Хорошо, если ребёнок читает. Если нет, то нужно смотреть хорошие фильмы, чтобы хотя бы слышать хорошую речь. Вовлекать его в театральные походы. Помогут также настольные игры, подобные «Эрудиту». Включается азарт — от желания победить, он будет стараться совершенствоваться в языке. Хорошо, если окружение, ближайшие друзья, говорят хорошо, качественно. Это отлично. Важно приглашать к себе домой друзей ребенка, ненавязчиво устраивать им эти вечера, дни рождения, на которых проводить речевые игры. Они вовлекаются мгновенно. Давать им разные задание, можно простые, но интересные.

— Расскажите, какие игры для развития речи, языка вы бы порекомендовали для школьной, подростковой компании?

— Таких игр множество. Остановлюсь на нескольких:

  • буриме — «дайте слово, дайте рифму», это может быть очень весело;|
  • писать маленькие рассказики на одну букву. Нюанс: для игры важно выбрать «продуктивную» букву, например, для этой игры удачными будут те буквы, с которых начинаются приставки, предлоги, а также глаголы — «р», «п», «с», «б». Совсем не годятся гласные, «ф». Дети потом будут сами понимать, какие буквы для этой игры «хорошие», а какие нет;|
  • отличная игра, когда мы берем длинное слово, и из его набора букв составляем новые слова. Подходит для любой ситуации — и на вечеринке, и когда сидим и ждем чего-то, куда-то едем;|
  • игра на «распаковывание» смыслов — перечисли все названия предметов, которые ты видишь в этой комнате. Часто мы заменяем подлинное название «этой штукой», а какое-то описание — емкими, но не конкретными оценками — «чудесно, прекрасно, замечательно»;|
  • расшифровка устойчивых сочетаний — что значит «бить баклуши»? Для этой игры родитель должен немного подготовиться и сделать несколько карточек с фразами и объяснениями;|
  • расшифровка мало используемых или наоборот часто используемых слов и понятий — «Коростель — это что или кто?»;
  • игра в географические названия — города, проливы, горы, мысы, — когда следующий игрок придумывает название на последнюю букву слова предыдущего участника;|
  • сочинять загадки — загадай мне какой-то предмет, не называя его, а сравнивая с чем-то другим, например, батарея — «это такая плитка белого шоколада, которая должна нас греть, и когда она начинает нас греть, она не тает».|

Дети начинают это любить, это их будоражит, это и есть речь.

— Родители, убеждающие своих детей учить русский язык, часто сталкиваются с противодействием, подкреплённым аргументом: «Зачем мне учить русский язык, в текстовом редакторе Word есть прекрасная функция «проверка правописания», как-нибудь обойдусь». Чем крыть родителям?

— Я пользовалась такими аргументами. Это робот, со своими ограничениями. Программа, конечно, исправит — вставит мягкий знак, заменит «о» на «а», но русский язык не сводится к правописанию. Если ты не будешь пробовать излагать свои мысли логично, тебя никто не поправит, поиску слов не научит. Ты можешь не знать правил — пожалуйста, я не буду настаивать. Но имей в виду, что та работа мозга, когда он делает выбор между одним «н» и двумя «н», тебе понадобится, когда ты будешь решать бизнес-проблемы. Они не связаны с языком, но навыка решать проблему у тебя не будет. Это абсолютно интеллектуальные задачи одного ряда — выбрать в предложенных обстоятельствах «н» или «нн», больший риск и возможно большую выгоду или меньший риск и меньшую, но более верную прибыль. А начинается всё с «жи» и «ши». Поэтому выбирай сам. Но ты будешь проигрывать тем своим ровесникам, которые смогли выучить правила, которые не отвергли это в пятом классе. И бойся, что, когда вам будет по 25-30 лет и за столом переговоров будут сидеть твои ровесники, ты подойдешь и спросишь: «Вам чай или кофе?».

Благодарим речевую тренинговую компанию IGRO за помощь в организации интервью.

0
0
837
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ