Я не Пушкин, а сочинение написать надо
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Я не Пушкин, а сочинение написать надо

У многих из нас со словом «сочинение» связаны исключительно неприятные воспоминания — мучительные раздумья на тему «как я провел лето», семейные советы по поводу описания пейзажа Левитана, попытки списать составленные кем-то критические заметки об образе Чацкого… Неужели и нашим детям придётся так же мучиться? А вот и нет! Писать сочинение — это интересно и не так трудно, как мы привыкли думать.

К сожалению, в современной начальной школе специализированные уроки развития речи сокращены или отсутствуют. Или же вынесены за скобки основного учебного процесса и существуют в виде факультативных занятий. Поэтому вполне вероятно, что ваш ребенок получит задание «напиши сочинение», не имея внятного представления о том, как это делается. А вы, памятуя о своем школьном кошмаре, связанном с этим же видом работы, только подольете масла в огонь.

На самом деле сочинения мы пишем постоянно, даже не успевая это осознать. И дети, едва освоив письменную речь, тоже начинают потихоньку практиковаться в этом деле.

Записка маме, письмо Деду Морозу, поздравительная открытка бабушке — это всё мини- или даже микросочинения, которые обычно пишутся быстро и без мучительного выбора формулировок. В последнее время, к сожалению, эти способы выражения своих мыслей оказываются заменены на общение по телефону, смс-сообщения или готовые тексты поздравлений. Ещё один почти забытый способ самовыражения — это ведение дневника, в котором в произвольной форме фиксируются события и мысли разной степени важности (современным вариантом дневника является Интернет-блог).

Заведите дома практику оставлять друг другу небольшие записки. Это могут быть напоминалки, поздравления, пожелания хорошего дня — что угодно. Ребёнку нужно научиться не бояться письменно (а не только устно) оформлять свои мысли.

Школьные сочинения можно условно разделить на три вида: сочинение-описание (характеристика), сочинение-повествование (рассказ) и сочинение-рассуждение (размышление).

Самым понятным для младших школьников является сочинение-повествование (или попросту рассказ), в котором надо написать о каком-либо событии. Обычно с содержанием таких сочинений проблем не возникает: где провёл лето, что видел на экскурсии, придумай продолжение сказки… При написании таких сочинений основная трудность для детей — это последовательное и доступное изложение. Начинаем рассказ с самых отдаленных по времени событий, далее сообщаем, как развивалась ситуация. В конце пишем о том, чем всё закончилось, и какие у нас остались впечатления и воспоминания.

Чуть сложнее — сочинение-описание. Это может быть описание картины, предмета, человека, домашнего животного или вымышленного персонажа. Начинаем сочинение с сообщения, о чем (о ком), собственно, пойдет речь. Сначала рассказываем о самых существенных и важных внешних признаках. При описании картины это общий её сюжет, при описании человека, животного или предмета — наиболее характерные черты внешнего вида. Далее рассказываем о деталях, которые позволяют понять настроение, назначение, особенности того, что описываем. При описании картины — это краски и техника художника; при описании людей, животных — особенности характера и поведения; при описании предметов — их назначение и устройство. В конце делимся своими ощущениями и впечатлениями относительно объекта, о котором рассказали.

Наиболее сложным, но и самым интересным в работе можно назвать сочинение-рассуждение на заданную тему. Для младших школьников это могут быть проблемные темы — «Школа будущего», «Моя будущая профессия», «Если бы я был волшебником». Перед работой над текстом надо продумать общую идею своего рассуждения, кратко сформулировать мысль, которую хочется донести до читателя. Структура такого сочинения гибкая. Можно начать текст с прямого сообщения основной идеи и далее подкрепить её аргументами. Также можно построить текст в обратном порядке — сначала привести аргументы, а в конце сделать обобщение и подвести итог своему рассуждению, сформулировав основную идею.

Независимо от вида сочинения трудности могут возникнуть с выбором, правильным употреблением и написанием слов, с грамотным построением предложений. Неоценимую помощь окажет школьный орфографический словарь. Это небольшая по объёму книга, которая поможет избежать орфографических ошибок в тексте сочинения. Ей удобно пользоваться даже учащемуся начальных классов.

В целом порядок работы над сочинением любого вида может быть следующим:

  1. Прочитай тему сочинения. О чём ты будешь рассказывать?
  2. Что самое главное читатель должен понять из твоего рассказа? Запиши тему сочинения и его главную мысль на черновике.
  3. Подумай, с чего лучше начать рассказ? О чём нужно сообщить читателю дальше? Чем твой рассказ закончится? Составь план рассказа, чтобы не забыть, о чём и в каком порядке ты хочешь сообщить.
  4. Подумай, какие слова нужно обязательно использовать. Выпиши их на черновик и проверь по словарю. Правильно ли ты понимаешь их значение?
  5. Придумай и напиши первую часть сочинения. Прочитай, что получилось. Понятно ли будет незнакомому читателю, о чём ты хочешь рассказать?
  6. Придумай и напиши вторую часть сочинения. Прочитай первую и вторую части вместе. Нужно ли рассказать читателю ещё о чём-то? Если да, дополни текст. Если нет — переходи к п. 8.
  7. Придумай и напиши окончание рассказа. Прочитай весь текст целиком. Посмотри в начало черновика. Удалось ли тебе понятно сообщить читателю главную мысль твоего рассказа? Подумай, что нужно исправить, чтобы текст был более понятным.
  8. Проверь, нет ли в тексте одинаковых слов в двух соседних предложениях. Если есть — подумай, как можно заменить повторяющиеся слова. Исправь текст.
  9. Вспомни известные тебе правила, воспользуйся словарём, чтобы найти и исправить ошибки в словах.
  10. Представь, что ты видишь этот текст в первый раз. Перечитай сочинение ещё раз. Если нужно, внеси исправления.
  11. Перепиши сочинение на чистовик.
0
0
36
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ