Школьные уроки: учить вместе или учить учиться?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Школьные уроки: учить вместе или учить учиться?

Родители первоклассников размышляют: «Учить уроки с детьми или не учить?». С первым школьным звонком время размышлений заканчивается и приходит время действовать. Как? Своим опытом поделилась журналист Littleone Ира Форд.

Чьи-то папы седеют висками и рисуют с сыновьями черточки в прописях. Чьи-то мамы колют гиалуронку после нервных вечеров, проведенных над вторым рядом гласных. Кто-то учит с детьми уроки каждый день. Кто-то — не каждый день, но регулярно. А чьи-то мамы, папы, бабушки и дедушки пребывают в святом неведении относительно того, что задано, и даже если однажды они обнаруживают в «Дневнике» запись красной пастой: «Не принес счетные палочки», они не видят в этом трагедии.

Истины нет — она, как водится, где-то посередине. Но моя дочь Ярослава закончила первый класс, пошла во второй, и я могу поделиться своим опытом: какова она, жизнь, в стране невыученных уроков? Имеется в виду уроков, не выученных мамой, конечно!

1.Я не спешила отдать Ярославу в школу. |Она переступила школьный порог в семь лет, а уже во второй четверти одноклассники водили хоровод и поздравляли её с восьмилетием. А как выяснилось, ответственность и осознанность в 7 лет и в 8 — это две большие разницы!

2.Знакомясь со школьными программами, я выяснила, что «Школа России» вполне себе предполагает самостоятельное выполнение школьником домашних заданий (даром, что Министерство образования подчеркивает: в первом классе домашние задания являются не обязательными, а лишь рекомендованными учителем) — это вам не какой-нибудь Занков, где родителям рекомендуется проводить с ребенком до 2-х часов в день для освоения знаний в домашних условиях. Этот факт меня здорово поддержал в решении развивать у дочери самостоятельность.

3.Лучший инструмент к развитию самостоятельности — доверие. Я доверяю дочке делать ошибки. Ей можно писать букву «Т», у которой напрочь снесло крышу, ей можно давать в прописи неправильные ответы (да-да, прямо в чистовике), ей можно пропускать не столько клеточек, сколько рекомендовано. Её девиз в школе: «Ошибаться можно, останавливаться — нет». Я не упаду в обморок в любом случае. Я уже не упала, когда на ИЗО была тема «Мой домашний питомец», и дети принесли в класс фотографии своих собак, кошечек и попугайчиков, чтобы перенести их портреты на бумагу. Ярослава, не советуясь со мной, взяла из холодильника банку с двумя пиявками. И нарисовала их в школьном альбоме.

4.Время собирать камни все же приходит: когда заканчивалась очередная пропись, мы вместе с дочкой смотрели, где у неё оставались невыполненные задания и выполняли. Заканчивалась «Азбука» — пролистывали учебник и повторяли материал. Если обнаруживаются пробелы в знаниях, я объясняю Ярославе правила, расшифровываю задания или нахожу подходящий урок на сайте видеоуроков по предметам школьной программы, и инцидент, как говорится, исчерпан!

5.Мотивация — лучший инструмент к выполнению домашних заданий. У Ярославы насыщенная внешкольная жизнь: театральная студия, выставки, концерты, гости. Она в курсе — чтобы все происходило по запланированному расписанию, уроки должны быть выучены.

6.Относительно школы я придерживаюсь правила «лучше меньше, да лучше». Мне ничего не стоит привести дочку ко второму уроку, а на следующий день забрать с последнего, пропустить пятницу, если мы запланировали семейный уик-энд. И, конечно, никакой «внеурочки», по крайней мере, в первом полугодии — пока не пройдет адаптация. Тогда во втором дочка сделает все, чтобы остаться после обеда на «Чудеса аппликации» и «Закулисье». Таким образом, у Ярославы формируется дефицит школы в организме. Мне кажется, этот дефицит и отсутствие переутомления способствует выученным урокам.

7.Выученные уроки я проверяю раз в недельку, рандомно. Конечно, без сюрпризов не обходится. Но я знаю, что из троечников вырастают прекрасные специалисты, талантливые руководители и преуспевающие бизнесмены. Просто потому, что в школе они учились балансировать и искать выходы. Вряд ли Яся в ближайшее время станет троечницей — пока она входит в тройку самых сильных учеников класса — но как горят её глаза, когда она рассказывает мне: «Мама, представляешь! Нам задавали на дом стихотворение, а я забыла! Я выучила его на перемене, а на уроке, когда отвечали первые пять человек, я его повторила! А потом вышла к доске и получила значок "Молодец!"». Я понимаю — с такими навыками в большой жизни не пропадешь!

8.Врать нехорошо — и я не буду врать. Примерно раз в неделю я все же учу уроки с дочкой. То есть урок. Как правило, это «проектная работа» — проекты-презентации задают по окружающему миру, по математике, по чтению. Занимает один такой проект часа два: обсудить, выработать концепцию, подобрать рисунки, вместе создать презентацию. Это нас сближает — с одной стороны. С другой — Ярослава знает, что в каком-то сложном случае она всегда может рассчитывать на мою помощь. С третьей — Яся любит быть лучшей. И если в формате «обычные уроки» она не всегда бывает лучшей (оно и понятно), то проект (или конкурс) — отличный шанс блеснуть! За бортом — целый год, и у Яси в активе — стопка грамот: «За участие в математической неделе», «1 место среди 1 классов в конкурсе стихов о зиме», «1 место в классе за участие в конкурсе поделок "Здравствуй, осень"», «3 место в городском конкурсе «Когда профессия — это жизнь».

9.Внешкольная жизнь. Вот тут я живу на всю катушку и втягиваю в эту жизнь весь Ясин класс. В Шуваловский парк в субботу? Шашлык замаринован! Мастер-класс по мыловарению? Мыльная основа куплена! Давайте учиться печь капкейки? Давайте, специалист по капкейкам уже на низком старте. А еще уроки внеклассного чтения у нас дома, походы на концерты, в театры и театрализованные представления по итогам. Совместный досуг — это отгадка на вопрос «Почему Ярослава любит ходить в школу?». У неё там друзья, с которыми у неё такой серьезный бэкграунд, что она может на них рассчитывать, когда что-то непонятно. А когда все понятно — выполнение домашнего задания не займет много сил и времени.

Кстати! Интересно, сколько времени в среднем Ярослава учит уроки и собирает рюкзак на завтра? Около получаса, если речь идет про то, что задано. Или дольше, если у неё появляется личная инициатива — что-то нарисовать, склеить книжечку, придумать задачку или написать стихотворение.

P.S. Да! Я именно из тех, с кем родители не учили уроки. Вообще не учили уроки — ровно до 7 класса, когда оказалось, что черчение и геометрия — выше моего разумения. А дальше в число папиных полномочий вошли физика, химия и алгебра и утвердились до «Последнего звонка». Я признаюсь — начался второй класс, и я учу уроки. Урок. Английский. Без родительской помощи дочке оказалось все же непросто.

Комментирует Екатерина Казанина, мама двоих детей, руководитель клуба для родителей Бенуа Family: «Понятно, что каждый ребенок индивидуален, и пароли, которые нам щедро «сдала» Ира, подойдут не всем детям и не всем родителям, но сам подход мне очень близок — развить в ребенке самостоятельность и умение решать задачи изобретательно через его заинтересованность, свободу, через уверенность, что он прав, что на ошибках учатся, что ошибка — это лишь шаг к победе. Я смотрю на Иру с Ярославой и понимаю — они нашли прекрасный компромисс между школьной программой и семейным обучением. Мне кажется, этот компромисс обогащает Ярославу и помогает ей усваивать школьную программу легко, не напрягаясь, не нервничая, с юмором (я ёжусь, представляя, что испытала учительница, заметившая на парте развеселых пиявок в баночке) и в отличной компании».

0
0
70
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ