Любит — не любит...
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Любит — не любит...

...Минуй нас пуще всех печалей
и барский гнев, и барская любовь.
А.С. Грибоедов


«Опять собрание… Опять, значит, будут чихвостить моего оболтуса. Хорошо хоть дочка радует: у всех учителей в любимчиках ходит. А про сына только и слышно: то не так, это не так, чуть что – на всех собраниях только его и полощут. И вот что тут сделаешь?».

Когда твоего ребенка часто принародно хвалят, одним родителям это приятно, другие чувствуют себя неловко. Когда педагог твоего ребенка будто не замечает — кто-то этому радуется, а кому-то обидно. Когда на твоего всех собак вешают, то тут уж кто в отчаянии, кто в гневе — на учителя, на ребенка, на всю систему образования. Иногда из-за этого родители не ходят на собрания, но ведь проблема отношения учителя к ученику или, точнее, проблема взаимоотношений в триаде учитель-ученик-родитель от этого не решается. Ну и да: как быть-то?! Давайте попробуем разобраться.

Кто виноват?

Наличие «любимчиков» и «нелюбей» у педагога – явление столь же распространенное, сколь и неоднозначное. Собственно, никто из обычных людей не относится к окружающим равномерно. Любому из нас кто-то нравится больше, кто-то меньше. Один человек нам очень симпатичен, другой — остро неприятен. 

Обычно нам больше нравятся люди, в которых каким-то образом отражаются наши личные достоинства. Те, кто разделяют наши взгляды и ценности, либо которые делают то, что мы считаем должным (или попросту то, что мы хотим). 

И у любого из нас способен вызвать необъяснимое раздражение человек, обладающий такими чертами, которых либо в нас самих нет, но очень хочется, чтобы они были, либо в нас они тоже есть, но лучше бы их не было. Эта неприязнь может быть взаимной. 

В обычной жизни это ни хорошо, ни плохо, вопрос лишь в степени чувств, их уместности и способах выражений. Но когда речь заходит об отношении начальника к подчиненному, родителя к ребенку, учителя к учащемуся, подобные мелочи вмиг обрастают особой этической значимостью. Недаром же в научных кулуарах родился термин «дидактогения», означающий болезненное состояние психики, вызванное нечутким, неадекватным отношением руководителя / преподавателя к зависимому от него человеку – подчиненному или ученику. 

Прокрустово ложе

Серьезные психологические исследования подтверждают то, что многим подсказывает обычный здравый смысл: педагоги гораздо лучше относятся к ученикам усидчивым, дисциплинированным, исполнительным, в меру сообразительным и в меру же любознательным, бескорыстным и покладистым. Ершистые же, подвижные, своеобразные, нетипичные и все прочие, застревающие в общем мелком гребне, печатью педагогической любви и пресловутого индивидуального подхода не отмечены.

Сильна и власть стереотипов: если ученик на хорошем счету — он имеет большой кредит доверия учителя, ему многое может быть прощено. Если ученик в черном списке — ему порой априори приписываются мнимые недостатки и оплошности. И внешность ученика может иметь значение, и национальность тоже.

Надо сказать, что далеко не все учителя склонны ранжировать своих учеников. Некоторые искренне стремятся относиться к ученикам со вниманием, уважением, даже с любовью. Распределение же по ролям очень характерно для людей с авторитарным стилем общения. Разделить класс на хороших и плохих, на таланты и бездарности, на звезды и планктон — так проще управлять. «Разделяй и властвуй»! За этим обычно кроется банальный дефицит педагогического мастерства и, что еще хуже, творческого потенциала.

Пигмалион и Галатея

В тех же научных исследованиях подтверждено явление «самоисполняющегося пророчества»: если взрослый верит, что перед ним ребенок самостоятельный, ответственный, умный, и если он дает это ребенку понять, - тот вскоре и в самом деле начинает проявлять эти качества. Ошибка педагога в положительную сторону вкупе с демократическим стилем преподавания дает прекрасные плоды: его ученики показывают больше успехов и в учебе, и в дальнейшей жизни.

 

На стороне подростка

«Все это хорошо, - скажете вы, - но мне-то как быть? Не нравится училке мой сын — и ладно бы, насильно мил не будешь, но ведь она его попросту травит! И ведь так травит, что не придерешься, а сыну буквально жизни нет!»

Конечно, это очень плохо, когда взрослый обижает ребенка — из-за своих личных комплексов, из-за банальной зависти к молодости и лихости, из-за невозможности выместить свой гнев на том, кто его вызвал, и прочая, и прочая.

Мы хотим защитить своего ребенка и его права от этой неполноценной фурии. Мы хотим опекать своего ребенка и сделать для него то, что он должен научиться делать сам. А ведь мы можем научить его добывать себе безопасность самому, самому защищаться от обидчиков изнутри и снаружи. Это пригодится ему в жизни много раз. И это, наверное, лучшее, что мы можем в данной ситуации.



Что делать?

Ребенок рассказывает вам о неприятностях в школе? Отлично, ведь это признак доверия. Не рассказывает, а вы видите, что не все в порядке? Техники активного слушания вам в помощь. В умелых руках они творят чудеса.

Ребенок должен иметь возможность выразить дома все те негативные чувства, которые вызывает у него школа, и сказать вслух те слова, которые его распирают. Если он считает МарьИванну дурой — пусть назовет ее дома дурой, пусть выпустит пар, тогда у него в школе не будет потребности сказать это самой МарьИванне со всеми вытекающими. Не надо говорить: «Начни с себя», «О взрослых так не говорят». Ведь мы между собой уже знаем, что взрослые не всегда бывают правы, умны или нормальны. И еще иногда взрослые говорят о детях так, что лучше б они ничего не говорили.

Попробуйте сказать своему сыну или дочери что-то вроде: «Я вижу, тебе нелегко с ней общаться. Мне очень хочется тебе помочь. Ты знаешь, всем нам кто-то нравится, а кто-то нет, кто-то даже просто бесит. И мы кому-то нравимся, кому-то нет. Это нормально. Не надо принимать это слишком близко к сердцу. Может, для тебя особенно важно, как к тебе относятся окружающие, потому что ты в силу возраста еще собираешь информацию о себе. На самом деле отношение другого человека не значит так много, как может показаться. Ты ходишь в школу учиться — ну так учись на здоровье, а вся эта катавасия со временем разойдется. Она придирается к тебе — ну так что ж, надо найти какой-то компромисс. Я уверен(а), что ты справишься. Это проверка, насколько ты взрослый и сильный. Сейчас тяжело, но потом будет легче». Если в вашей школьной жизни были подобные истории — извлеките их из закоулков памяти. Расскажите о тех чувствах, которые вы испытывали. Как вы видите те события сейчас? Что помогло или помешало разрешить ситуацию конструктивно? Передайте опыт следующему поколению, если оно в этом нуждается.

 

Уж сколько раз твердили миру...

Быть учительским любимчиком — тоже весьма рискованное для незрелой психики мероприятие. В начальных классах нередко популярными учениками (чаще ученицами) являются те, кому благоволит учительница. Дети еще относятся друг к другу так, как решают взрослые. В средних и особенно в старших классах ситуация кардинально меняется. Черты, за которые тебя любят педагоги, в глазах сверстников нередко становятся причиной и поводом для изоляции от подросткового сообщества. И ты либо совершаешь массу мелких сделок со своей совестью — ведешь двойную игру, даешь списывать и все такое, либо ты идешь против потока и оказываешься отщепенцем.

Кроме того, покровительство, если это не родители, налагает массу ограничений на развитие ребенка. Он защищен от многих тренирующих мелких трудностей, закаляющих характер неуспехов, у него ниже критичность мышления и меньше свободы выбора — все это частично усыплено исключительным отношением. Оно нам надо?

 

Хвалу и клевету приемли равнодушно

Конечно, важно, как педагог относится к ученику. Но несправедливое отношение в школе — это всего лишь несправедливое отношение в школе, а не конец света. У всех на слуху примеры Эйнштейна и Сезанна, которым в детстве педагоги один за другим отказывали в признании каких бы то ни было способностей. Если родители любят и уважают своего ребенка, если у него есть мечта и любимое дело, то все эти школьные условности со временем пройдут как белый дым. Не будем забывать об этом.

 

В тайнах учительской любви разбиралась Ирина Прохорова

 

Топик для обсуждения

0
0
9
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ