Учебные школьные олимпиады
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Учебные школьные олимпиады

Известно, что само понятие «олимпиада» связывается у нас с представлением о спорте. И учебные школьные олимпиады не являются здесь исключением — это интеллектуальные соревнования. Оказывается, можно быть чемпионом мира по географии, астрономии, английскому языку и даже технологии!

Это красиво звучит, но что же дает участие в олимпиадах детям? 


Перед родителями, которые задумались: нужно ли их ребенку участвовать в олимпиаде, обычно встает несколько вопросов. Давайте попробуем в них разобраться. 

Существует расхожее мнение, что олимпиада — это такая тренировка мозгов, направленная на подготовку к экзамену, например, к ЕГЭ. Действительно, для того чтобы побеждать, нужно много тренироваться. Но сами по себе олимпиады — это интеллектуальные соревнования, на которых детям нужно показать, во-первых, знания по предмету, а во-вторых, способность применить эти знания на практике. Здесь важным качеством считается не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления и сообразительность.

Первые школьные олимпиады появились в 1930-х годах в Ленинграде. С самого начала они были созданы для выявления детской одаренности в той или иной предметной области и стали стартом для многих известных ученых.  Среди них выдающиеся российские математики Григорий Перельман и Станислав Смирнов, лауреат Нобелевской премии по физике Константин Новоселов.

Да, олимпиада — это тренировка, стремление знать больше, лучше, глубже (качественнее). Это воля к победе, закалка характера. Здесь определяется, что ближе душе ребенка, интереснее, лучше получается, т.е. — в чем он, в конце концов, добьется большего совершенства. Эти особенности во многом и определят, в каких направлениях работая или занимаясь исследованиями, маленький человек будет наиболее успешен в будущем. Сегодня этот процесс называется поиском и развитием зоны интересов ребенка. На практике это происходит так: в 6-8 классах ребенок может попробовать себя в олимпиадах по разным предметам, а в старших — участие уже определяется формирующимся интересом, допустим, к физике или биологии.

Активно изучая учебный предмет, детям приходится интересоваться тем объемом знаний, который лежит за пределами школьной программы. Это занятие существенно расширяет их кругозор и позволяет получить в  итоге основательные базовые знания по предмету.

Такой объем знаний…— можете сказать вы, — а не станет ли он просто обременительным багажом, который и в жизни-то негде применить? Вряд ли, ведь для решения олимпиадных заданий важным оказывается не только собственно эрудиция (проверка глубины и качества знаний), но и умение применить эти знания на практике. Давайте вместе немного поиграем в олимпиаду, разомнемся.

Это полезно  и интересно!

Начнем, для начала, с расширения кругозора. Как вы думаете, как географические названия соотносятся с породами собак? Проверим:

«Существуют города, районы, исторические области и другие географические объекты, которые дали названия разным породам собак. Определите породу собаки по описанию одноименных или созвучных географических объектов:

  1. Этот город  место основания крупнейшего университета Европы, который был основан в 1088 году. В нем учились Коперник, Данте, Эразм Роттердамский, Петрарка. Здесь было подписано соглашение о реформе европейского высшего образования. Этот город так же дал название соусу, для приготовления которого требуется мясо, томатная паста и различные овощи.
  2. Такое название имеют полуостров и холодное течение, проходящее рядом с ним. Одноименная порода собак  лучший поводырь для слепых людей».

А вот краткое содержание задания из олимпиады по физике: «Записывая свои воспоминания, барон Мюнхаузен засиделся до поздней ночи при свечах, которые он зажег одновременно. Обе свечи были одинаковой длины, но вскоре он заметил, что тень от первой свечи на стене неподвижна, а тень второй  укорачивается с определенной скоростью. Через какое время барон останется в темноте?»

или «Для того, чтобы дорожные знаки были хорошо видны ночью, в серебряную краску, которой они покрываются, добавляют стеклянные шарики. Каким должен быть коэффициент преломления стекла, чтобы такой знак был светоотражающим?»


На олимпиадах дети решают, как полученный объем знаний можно применить в жизни. Самое главное, что научный поиск, которым занимаются дети, — существует, но он направлен не на какие-то сверхновые прорывные открытия, а на «открытие» учебного, уже известного материала. Ведь доказательство самой простой теоремы можно и зазубрить … и забыть через какое-то время. А вот если самому превратиться в Пифагора и открыть это доказательство заново? Согласитесь, совсем другое дело! Вот и получается, что на олимпиадах дети осваивают именно эту методику научного поиска, учатся, как делать открытия.

Несмотря на то, что олимпиады по разным предметам сильно отличаются друг от друга, все они включают теоретический и практический тур. Теоретический, явно отличается от ЕГЭ: в его задачах предлагается выбрать ответ из предложенных вариантов, но задание построено таким образом, что ребенок сразу анализирует и понимает, почему один из вариантов не годится. Так в тестах теоретического тура могут быть предложены «правильные » и «неправильные» ответы, для решения которых нужно понимать их отличительные признаки. Например, в этом задании дети не просто ищут правильный ответ, но и объясняют, почему остальные не правильные:

«Предлагается объяснить слово. Из 4х предложенных вариантов только один является верным. В каждом из трех ложных вариантов определения заложено некоторое противоречие, несуразица, несоответствие:

ГНОМОН  это…

А) низкорослые жители, проживающие в пустынях на юго-востоке Африки

Б) прибор для определения высоты солнца над горизонтом по отбрасываемой тени

В) широкий пролив между Южной Америкой и островом Огненная Земля

Г) остров в Северном Ледовитом океане, омываемый Белым и Карским морем».

По многим олимпиадным предметам предусмотрен практический (экспериментальный) тур (например, по физике и химии), и даже исследовательские работы (по биологии), где ребята учатся обозначать проблему, исследуют ее, обобщают и делают выводы.

Хочу быть олимпийским чемпионом!

Олимпиад очень много. Их проводят разные организации, они имеют разный уровень сложности и качества. Среди них можно выделить наиболее крупные, в которых участвуют дети, начиная с 7-8 класса. Это Всероссийские и РСОШевские (проводятся союзом ректоров вузов) олимпиады, которые дают школьникам дополнительные преимущества при поступлении в ВУЗы.

Наиболее значимые и популярные — Всероссийские олимпиады. Они проводятся в 4 этапа, каждый из которых служит отборочным для участия в более высоком уровне.

В первом, школьном этапе, участвуют все желающие. Для этого им достаточно сообщить об этом учителю или ответственному за проведение олимпиады в школе. Ребята, превысившие рейтинговую планку (количество баллов за решение задач), становятся участниками муниципального (в Санкт-Петербурге — районного) этапа, победители которого затем соревнуются в региональном, еще более сложном. Самые талантливые и подготовленные дети станут участниками заключительного этапа, а «самые-самые» — его победителями и призерами. Так, для сравнения, из 12 000 участников школьного этапа по одному из предметов школьной программы победителями и призерами заключительного этапа стали только трое. Можно предположить, каким уровнем знаний обладают эти чемпионы!

И, конечно, их рады видеть в любом ВУЗе. Поэтому ведущие учебные заведения страны очень заинтересованы в привлечении таких студентов на свои факультеты и готовы предложить им льготы при поступлении: победители и призеры заключительных этапов имеют право на зачисление в профильный вуз вне конкурса (профильные — это значит, что предмет олимпиады должен совпадать с направлением деятельности выбранного факультета).

По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады, а также зимних и летних учебно-тренировочных сборов кандидатов в национальную команду России по некоторым предметам формируется состав команды Российской Федерации для участия в Международной олимпиаде.

Кто может стать «олимпиадником»?

Сначала нужно оговориться, что олимпиады проводятся не только для обычных школьников, но есть специально разработанные олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальный (районный) этап олимпиады проводится для учащихся 7, 8, 9, 10 и 11 классов. Но принимать в нем участие могут ребята и младшего возраста, при условии, что они, предположим, в 6 классе выполняют задания 7-го.

Олимпиада — это интеллектуальный спорт. А, как и в любом виде спорта, чтобы достичь результатов, победить, нужно тренироваться. Каким образом? Для этого существуют не только дополнительная литература, книги, но и специальные кружки, где учатся применять приобретенные знания в решении практических задач, и тренировочные сборы в детских оздоровительных лагерях — в них ребята развивают и углубляют свои знания, учатся мыслить и искать решения.

Большая база знаний по предмету и льготы при поступлении в ВУЗ — результат этой серьезной и интересной работы. А подробнее о ней — в следующих статьях.

Текст: Олеся Фролова

Обсудить на форуме


0
0
538
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ