Как рассказать ребенку о современном искусстве
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Как рассказать ребенку о современном искусстве

«Я поведу тебя в музей…»

Поход в музей — это что-то традиционное, респектабельное. Брюллов, ампир, Микеланджело, Боттичелли, ну, на худой конец, Ван Гог. Мы же предлагаем вам пойти дальше и познакомить детей с современным искусством. «А что я им расскажу?». Вам в помощь наша памятка.

Почему стоит показывать современное искусство детям?

Искусство вообще, а особенно современное искусство с его непредсказуемыми формами стимулирует игру воображения. Необычный внешний вид работы, разнообразие и нестандартный выбор материалов — все это может послужить почвой для фантазий, историй и диалога. Визит в музей для детей — это в первую очередь возможность научиться смотреть и видеть и получать от этого удовольствие. Дети, еще не скованные привычными визуальными рамками и стереотипами, могут даже помочь вам разглядеть искусство в том, что раньше казалось странной аляповатостью, попавшей в музей по недоразумению. Так что просмотр современного искусства с детьми поможет посмотреть на современное искусство свежим взглядом. 

Современное искусство рождается и существует в том же информационном поле, что и современный зритель, а потому объяснять или интерпретировать его гораздо легче, чем кажется. Художник, живущий рядом с нами, чувствует и переживает все то же самое, что и мы, но художественно перерабатывает свой опыт, превращая его в произведение искусства.

«За современным искусством» мы предлагаем отправиться в Главный Штаб. Изучение материала было бы правильно начать с самого внушительного из представленных там произведений современного искусства — самого здания.

[BLOCK color=coral]Восточное крыло Главного Штаба, 1820-1830 гг., архитектор - Карло Росси. Проект реконструкции – Архитектурная Студия 44 (Олег и Никита Явейн, Владимир Лемехов, Павел Соколов).[/BLOCK]

Главный Штаб, один из символов Российской империи и икона русского ампира, стал частью Государственного Эрмитажа и превратился (а точнее – все еще превращается) в практически самодостаточный музей искусства XIX-XXI вв. 

Основная задача амбициозного архитектурного проекта – не только бережно реконструировать оригинальные исторические части здания, но и приспособить офисно-жилые помещения бывших министерств Российской империи под нужды современного музея.

Рассказываем дошкольнику (5-7 лет):

Лучше всего начать разговор, поднявшись из гардероба в крытый двор со стеклянной лестницей. Смотрится она внушительно и наверняка заинтригует малыша. Осмотритесь вокруг, укажите на стеклянную крышу, расскажите, что когда-то тут был обычный двор — почти такой же, как около дома. (Прибегайте к личному опыту ребенка — в этом возрасте дети с радостью проводят аналогии между тем, что видят и тем, что уже знают). Поговорите с ребенком о домах в принципе: о том, что у них есть совершенно разные функции, но при этом они состоят из одинаковых элементов (лестницы, стены, крыша). Каждое здание создает специальный человек — архитектор, который придумывает дома. Музей — это особое место, где живут произведения искусства. Что особенного в музее? Почему тут такая большая лестница?

Архитектура — пространственный вид искусства, она познается в движении и от того очень интерактивна. Посчитайте ступеньки, поднимитесь по стеклянной части лестницы, пройдите по прозрачному полу над старой кладкой («а вот старый скелет здания»), посмотрите вниз с балкона и прикиньте, выше ли двери Большой Анфилады (15 м), чем фонарный стол или дерево у вас во дворе.

Рассказываем школьнику (8-11 лет):

Начинать разговор удобнее там же — на выходе из гардероба, перед стеклянной лестницей. Полюбопытствуйте, заметил ли ребенок, что, несмотря на то, что вы под крышей, — вы находитесь во дворе — вокруг почти «жилые» окна. Объясните, что когда-то (в 19 веке) в этих зданиях и вправду жили и работали люди, но недавно тут сделали музей (не забудьте упомянуть про работу архитекторов). Спросите, какие помещения, по мнению ребенка, должны быть в музее? Каким должен быть музей?

Поднимаясь наверх, посчитайте ступеньки, а наверху обязательно постойте на стекле над старой кладкой. Поясните, что само здание, в котором располагается музей, — старое, но некоторые его части новые. Старые части спрятаны внутрь, но тот, кто смотрит внимательно, сможет увидеть их не только под стеклом на входе, но и в других частях здания; обращайте на них внимание, гуляя по Штабу.

От парадной лестницы уходит Большая Анфилада. Анфилада — это ряд комнат, которые идут друг за другом. Спросите, встречались ли ребенку анфилады раньше? Где? Большая Анфилада Главного Штаба состоит из трех Залов-Трансформеров, которые называются так неспроста — с помощью компьютера в них можно двигать стены и закрывать крышу, преобразуя пространство под нужды выставок. Высота дверей Залов-Трансформеров — 15 метров, а это значит, что примерно одиннадцать детей ростом 1,30 м должны будут встать друг дружке на голову, чтобы дотянуться до их верха.

[BLOCK color=coral]Фрэнсис Бэкон. «Этюд к портрету Ван Гога I». Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого. Временная выставка 07.12.2014 - 08.03.2015. Государственный Эрмитаж. Главный Штаб.[/BLOCK]

Это первая картина знаменитой серии Бэкона, вдохновленного творчеством Винсента Ван Гога. Считается, что «прототипом» этой картины послужил не дошедший до наших дней автопортрет Ван Гога «Художник на пути в Тараскон». Показ «вангоговской» серии в 1957 году стал одним из наиболее важных художественных событий Лондона и закрепил за Бэконом звание «наиболее спорного и влиятельного из современных английских художников».

Рассказываем дошкольнику (5-7 лет):

Детей в этом возрасте привлекают броские, контрастные детали, а потому, несмотря на довольно мрачный общий тон, их, скорее всего, заинтересует эта картина. Спросите у ребенка, чем мог бы заниматься человек на картине? («Это — великий голландский художник Винсент Ван Гог. Кстати, можем ли мы догадаться, что это художник?»). Лицо человека на картине смазано — в характерном для Бэкона стиле, это придает портрету звериные черты, и ребенок наверняка уловит это. Спросите, в каких ситуациях люди становятся похожи на животных? Какое выражение лица у человека на картине? О чем он думает? Выглядит ли он грустным или сосредоточенным? Куда он направляется? Вместе сочините историю о том, как могли бы развиваться события.

Рассказываем школьнику (8-11 лет):

Эта картина относится к жанру живописи, который называется «портрет». Портрет — изображение жившего когда-то или живущего человека или группы людей. Перед нами портрет великого голландского художника Винсента Ван Гога, который, однако, в жизни выглядел не совсем так — на картине черты лица смазаны и выглядят звероподобными. Почему Фрэнсис Бэкон решил изобразить Ван Гога именно таким? Часто, работая над портретами, художники старались показать не только то, как модель (то есть человек, с которого писался портрет) выглядела, но и ее внутренний мир — чувства, настроения, переживания. Поинтересуйтесь, какое настроение у человека на картине. О чем он думает? Куда идет?

Обратите внимание на фон и окружающие детали — они тоже могут использоваться художником для того, чтобы рассказать больше о портретируемом. Судьба Винсента Ван Гога складывалась непросто — несмотря на все свои усилия, он не добился признания при жизни и был очень одинок. Чувствуется ли это в картине?

[BLOCK color=coral]Илья Кабаков. «Красный Вагон». Инсталляция. 1991[/BLOCK]

«Красный вагон» — одна из первых «тотальных» инсталляций, созданная Кабаковым в эмиграции. Она олицетворяет три ступени развития советской культуры. При входе — огромная «лестница в небо», ассоциирующаяся с утопиями авангарда. Внутри — диорама строительства «светлого будущего» в лучших традициях соцреализма под аккомпанемент бодрых маршей. А на выходе куча мусора (да-да, это тоже часть искусства) — как результат размашистого и не слишком успешного строительства.

Рассказываем дошкольнику (5-7 лет):

Непременно расскажите ребенку, что вагон целиком, вместе с лестницами и кучей мусора — это и есть произведение искусства. Поясните, что, когда мама и папа были маленькие, художник придумал делать такие произведения, на которые можно было бы не только смотреть снаружи (как на картины или скульптуры), но такие, на которые можно взглянуть еще и изнутри. Этим он прославился.

Детей этого возраста привлекают теплые, яркие цвета и разнообразные формы — обратите внимание ребенка на цвет вагона и на гигантские лестницы (и вообще на размеры этой работы). Свяжите их с повседневной жизнью ребенка или придумайте историю — кто мог бы лезть по этой лестнице, куда и почему. Войдя внутрь, рассмотрите людей на картине — кто они, что делают, улыбаются или грустят? Соответствует ли играющая музыка тому, что делают люди? Помогает ли она им?

На выходе обратите внимание на строительный бардак. Поинтересуйтесь, могли ли его оставить люди, которые изображены там на картине? Почему они не убрали за собой? Что могло им помешать?

Главное — приучить ребенка смотреть внимательно и не ограничивать полет детской фантазии!

Рассказываем школьнику (8-11 лет):

Первым делом поясните, что «Красный вагон» относится к виду искусства, который называется инсталляция. Инсталляция — это что-то вроде конструктора. Первые инсталляции появились в 20 веке, и очень быстро стали популярны. Сейчас многие художники работают с этим видом искусства. Перед нами «тотальная инсталляция» — изобретение художника Ильи Кабакова. Поинтересуйтесь, что, по мнению ребенка, значит «тотальная». Если он не знает этого слова, попросите его разгадать его значение. Спросите, из каких элементов состоит эта инсталляция? Скажите, что сейчас вы сделаете что-то особенное — войдете внутрь произведения искусства.

В этом возрасте детей привлекают яркие и контрастные типажи — посоветуйте внимательно посмотреть на картину внутри вагона. Попросите ребенка рассказать вам, что там происходит. Это хороший мир? Какие супергерои могли бы его населять? Или какие суперзлодеи могли бы быть его врагами? Похожа ли играющая музыка на картину? Какие чувства она вызывает?

Активная поддержка диалога со стороны родителя очень важна. Постарайтесь подвести ребенка к пониманию того, что «Красный вагон» — это история про строительство новой прекрасной страны; не бойтесь сравнений с любимыми комиксами, мультиками, компьютерными играми или книжками, таким образом вы обращаетесь к тем визуальным и социальным образам, с которыми ребенок уже знаком.

[BLOCK color=coral]Энтони Гормли. «Уровень». 2010[/BLOCK]

Энтони Гормли — современный британский художник, широко известный благодаря своим скульптурам. В основном это фигуры людей, выполненные в различных материалах, масштабах и техниках. Для многих своих работ Гормли использует единственную модель — себя. Ярко-оранжевый кирпичный цвет у произведения из-за ржавчины, которой Гормли добивался специально. Выбор материала — такое же средство самовыражения художника, как и то, что из этого материала сделано.

Рассказываем дошкольнику (5-7 лет):

«Уровень» располагается прямо на полу, без пьедестала, и вашему ребенку будет удобно рассматривать детали. Прежде всего, необходимо опознать в скульптуре лежащего человека. Найдите голову, руки, ноги; подумайте, лежит ли фигура на спине или на животе (тут надо обратить внимание на разворот стоп). Из каких форм она составлена? Кажется, что фигура построена из кирпичиков — спросите, что еще можно было бы построить из них? Попробуйте поиграть с образом, придумать историю; спросите, кто это может быть? Почему он такого цвета, почему лежит?

Рассказываем школьнику (8-11 лет):

Перед нами скульптура — то есть объемная фигура. Подумайте, чем скульптура отличается от картины? Спросите ребенка, видел ли он уже другие скульптуры? Они отличались от этой? Чем? Скульптура может быть похожа на настоящего человека — тогда ее называют «реалистичной», а может изображать чудесный или волшебный образ — и тогда ее называют «идеализированной». Какая это скульптура? (нереалистичная).

Что изображает эта скульптура? (лежащего человека). Что в ней особенного? Она напоминает конструктор, и, кажется, что она составлена из кирпичиков. Знаете ли вы, что человек на самом деле тоже состоит из частиц, только гораздо меньших. Как называются эти частицы?

Подумайте над расположением скульптуры — как влияет на наше восприятие то, что она лежит прямо на полу?

[BLOCK color=coral]Эдуард Штейнберг. «Композиция №8. Посвящение матери». 1976[/BLOCK]

Эдуард Штейнберг — один из лидеров советского неофициального искусства. Он известен своими геометрическими абстрактными композициями.

Рассказываем дошкольнику (5-7 лет):

Эта композиция прекрасно подходит для знакомства малышей с абстрактной живописью. Дайте ребенку изучить картину, а потом попросите рассказать, что он увидел — назвать цвета, геометрические фигуры. Поинтересуйтесь, какие чувства вызывает картина? Кажется ли она нежной и спокойной из-за того, что написана именно этими цветами? Кажутся ли фигуры легкими или тяжелыми? Плотными или прозрачными? Находятся ли фигуры в движении? Обсуждая эти вопросы с ребенком, вы практически раскрываете фундаментальные основы живописной композиции.

Рассказываем школьнику (8-11 лет):

Как правило, в этом возрасте ребята уже знакомы с живописью, поэтому объяснение можно начать с разницы между фигуративной живописью (когда мы видим похожие на настоящие предметы, здания, людей и т.п.) и абстрактными композициями (когда художники отказываются от приближенного к действительности изображения форм). Когда художники работают с абстрактной живописью, их главной целью становится создание гармоничных сочетаний форм и цветов. Спросите, можно ли назвать гармоничной эту картину? Какие фигуры на ней изображены? Какие цвета преобладают? Какое настроение несут эти цвета? А фигуры? Находятся ли они в движении? Что заставляет нас думать, будто они в движении?

Обсудите название — «Посвящение матери». Расскажите, что такое посвящение, и о том, что художник создавал эту картину, думая о своей маме.

Текст: Надежда Синютина

Обсудить на форуме


0
0
780
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ