Немного о нравственности
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Немного о нравственности

Однажды к Махатме Ганди подошла одна из почитательниц его учения. Она желала поговорить с учителем. «Мой сын ест много сладкого! Настолько много, что я беспокоюсь о его здоровье. Могли бы вы поговорить с ним и убедить его начать бороться с этой привычкой?» — спросила дама. Учитель, после секундного размышления, ответил ей: «Хорошо, я поговорю с ним. Приходите через неделю, я обязательно поговорю с твоим сыном!» 

Через неделю мать и сын снова стояли перед ним. Учитель склонился к подростку и сказал ему лишь одну фразу: «Друг мой! Есть много сладкого — чрезвычайно вредно! Это — порок, от которого тебе следует избавиться!» После этого он вежливо поклонился матери и повернулся, чтобы уйти. Но женщина схватила его за руку и воскликнула: «О, учитель! Почему ты сказал так мало? Неужели ты не мог сказать эти слова неделю назад?» Ганди обернулся, ласково посмотрел на нее и, наклонившись, прошептал на ухо: «Не мог! Неделю назад я сам любил сладкое! Это время мне было необходимо для того, чтобы изменить свое отношение к этому пороку. Теперь же я могу и других к этому призывать!»

Возможно, формулировка «нравственное воспитание» звучит как нечто далекое, книжное, требующее пояснения. На практике она означает передачу нашим детям тех моральных ценностей и принципов, которыми мы обладаем сами, как родители. 

Жизнь устроена так, что предполагает наличие у родителей накопленного опыта, который поможет их детям избежать многих проблем. Наше время характерно стиранием и размыванием этих самых общих нравственных принципов. Сегодня большинство живут по правилу: «Делай то, что тебе удобно. Не напрягайся без необходимости. Если люди что-то делают, значит в этом они видят пользу и выгоду». Осталось в далеком прошлом патриотическое воспитание, идеалы беззаветного служения Родине. Хотя сегодня и совершаются попытки провозглашать некое бескорыстие, но все прекрасно понимают, что «за все платит серебро». Утилитарные ценности постепенно вытеснили из нашего сознания «тимуровские» идеи, оставив лишь поиск чистой выгоды.

В этом мире размытых идеалов семья остается последним бастионом, где можно утвердить и отстоять какие-либо принципы. И здесь впору спросить: «Есть ли у вас, родителей, правила жизни, которые вы готовы вкладывать в детей, а также отстаивать их в случае попыток ими пренебречь? Знают ли о них ваши дети? Живете ли вы по этим правилам?» Эти вопросы предполагают во многих отношениях движение вопреки общему потоку ценностей. Давайте проверим свой нравственный кодекс, какие правила мы обнаружим в нем?

Мои жизненные правила

Говоря о правилах, спросим себя: способны ли мы сформулировать их в ясных и доступных для осмысления тезисах? Хорошим примером подобного списка могут быть распространенные в социальных сетях «Правила нашей кухни»:

1. Открытое — закрыть!
2. Грязное — помыть!
3. Голодного — накормить!
4. Грустного — обнять!

Конечно, нравственные правила будут выглядеть гораздо серьезнее, чем «кухонные правила». Но сформулировать их, все же, необходимо. Это важно для их понимания!

Нравственные правила семьи можно сформулировать, ориентируясь на несколько направлений:

1. Мои отношения со старшими (по возрасту или по званию).
2. Мои отношения с равными.
3. Мои отношения с младшими (по возрасту или по званию).
4. Мое отношение к чужим вещам.
5. Мое отношение к собственному имуществу.
6. И еще, что посчитаете необходимым.


Свобода или рабство?

Можно предположить, что для большинства людей все, что называется правилом, имеет негативный оттенок и ассоциируется с несвободой и ограничениями. Правила дорожного движения, правила поведения в школе, правила пользования общественным транспортом — все это многими воспринимается как бремя, которое так хочется с себя свергнуть! Но как бы то ни было, рано или поздно придется столкнуться с ответственностью, которая следует за непризнание и несоблюдение этих правил.

Особенности нравственных правил в том, что их исполнение не обязательно будет контролироваться кем-то извне. Полицейский не сделает вам замечание, если вы не поздоровались с соседом. В этом уникальность и тонкость этой материи. Единственный контролер в этом деле — наша совесть, о которой сегодня не принято говорить, а если и говорить, то с усмешкой! Некто сравнил совесть с треугольником с острыми углами, располагающимся у нас в груди в области сердца. Когда мы поступаем против совести, треугольник начинает вращаться внутри нас, причиняя нам боль. Но если долго не реагировать на его позывы, углы стачиваются, треугольник превращается в диск. Диск совести может вращаться внутри нас сколько угодно, не причиняя нам ни малейших страданий: человек стал бессовестным!

Нравственные нормы должны воспитываться с детства, как чувство, а не как нудные обязательства, которые нужно скрепя сердце исполнять. Ребенок должен быть погружен в атмосферу присутствия людей, живущих по этим правилам. Тогда правила станут для него естественным состоянием.

Источник нравственности

Рассказывают притчу о том, как отец с сыном ночью поехали красть сено. Подъехав к копне, крестьянин привстал на возу, оглянулся, осмотрелся по сторонам и уже было взялся за вилы, да мальчишка-сын дернул его за штанину: «Папа! Ты везде посмотрел, никого не увидел! А наверх-то забыл посмотреть, а там ведь Бог!» Крестьянин так и сел! Устами сына проговорила ему его совесть, и он был вынужден согласиться: «Да, сынок! Бог-то все видит! От Него не скрыться! Поедем домой!»

Кто-то верит в некий закон жизни, что добро всегда рождает добро, а зло влечет за собой негативные последствия. Кто-то убежден в существовании Бога, Высшего разума, надзирающего над желаниями и поступками людей. Но золотое правило гласит и для тех, и для других: «Поступайте всегда так, как вы хотели бы, чтоб поступали по отношению к вам!» Этот закон действительно работает, принимаем мы его или нет.

Текст: Владимир Ворожцов

Обсудить на форуме


0
0
15
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ