Чисто питерские места
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Чисто питерские места

Двенадцать мест, наилучшим образом отражающих «петербургскую атмосферу» и обязательных к посещению для всех, кто любит Северную столицу или только знакомится с ней. 


Елисеевский магазин (Невский пр., д. 56)

Это удивительное здание в стиле раннего модерна резко выделяется на фоне окрестных классических построек. Оно было построено в начале прошлого века для магазина колониальных товаров братьев Елисеевых. Богатая отделка здания, скульптуры на фасаде и огромный витраж, объединяющий несколько этажей, как бы намекали, что магазин «не для всех»: здесь можно было купить любые деликатесы, начиная от трюфелей и заканчивая только утром выловленными устрицами — были бы деньги. На втором этаже располагались банк, Театр «Невский фарс» (ставивший пьесы весьма фривольного содержания) и коммерческие курсы, основанные Елисеевыми, а подвал занимали склады, холодильники и винный погреб — один из лучших в Европе.

Кстати, здание, которое сейчас считается одним из красивейших на Невском, современники сначала не приняли: интеллектуалы пренебрежительно называли его стилистику «купеческим модерном».

В постсоветское время здание Елисеевского магазина долгие годы пустовало, но в 2012-м магазин открылся снова во всем великолепии. Интерьер восстановили по старинным чертежам и фотографиям, и сейчас он максимально приближен к историческому. Максимально приближены к историческим и цены – они по-прежнему «не для всех».

Дом Зингера (Невский пр., д. 28)

Этот дом — настоящий эталон петербургского модерна. Заказчик, фирма «Зингер», планировал построить здание как первый в городе небоскреб американского типа, но помешали правила высотного регламента: в центре нельзя было построить здание, которое было бы выше Зимнего дворца. Архитектор Павел Сюзор «отыгрался» на куполе: башня-фонарь со стеклянным глобусом и орлом с американского герба видна издалека (орел уцелел даже в советское время, когда его двуглавых собратьев повсеместно сносили).

Сегодня в Доме Зингера находится Дом книги — самый известный книжный магазин Петербурга. 

Пышечная на Большой Конюшенной (Б. Конюшенная, д.25)

Легендарная пышечная на Конюшенной — настоящий уголок Ленинграда в Петербурге. Заходишь — и как будто перемещаешься во времени лет на 50 назад: «стоячие» столики, кофе с молоком, смешные цены, а главное — «те самые» пышки, золотистые, с корочкой, посыпанные сахарной пудрой (готовят их на автомате времен шестидесятых, так что вкус у них действительно «тот самый»).

В обоих маленьких залах обычно очереди, но движутся они быстро (благо в меню — ничего лишнего, только пышки и напитки). Кстати, пышечная внесена в «Красную книгу Петербурга»: на практике это означает, что перепрофилировать ее нельзя, а значит, она еще долго будет изумлять гостей города ностальгически-советской атмосферой (и это посреди фешенебельной Конюшенной!).

Ротонда (Ул. Гороховая, д. 57)

Место, с которым связано бесчисленное количество мифов, мистических историй и городских легенд, находится в ничем с виду не примечательной парадной дома на углу Гороховой и Фонтанки. Впрочем, впечатляет она даже тех, кто в мистику совершенно не верит: внутри парадной — абсолютно круглое пространство с шестью свободно стоящими колоннами, обрамленными уходящей вверх чугунной лестницей.

Чего только не рассказывают про Ротонду: что здесь когда-то собирались масоны, что отсюда можно попасть в параллельный мир, что вокруг Ротонды на Гороховой в разных частях города расположены еще пять ротонд и вместе они образуют пентаграмму, а в полночь здесь можно встретить Сатану. Считается, что загаданное в Ротонде желание обязательно сбудется, поэтому стены здесь плотно исписаны самыми причудливыми пожеланиями к мирозданию (регулярные побелки и покраски помогают ненадолго).

Петербургский ангел (Наб. Фонтанки, д. 114-116А)

Одна из самых трогательных малых скульптур Петербурга поселилась здесь совсем недавно, однако успела стать одним из самых ярких городских символов. Петербургский ангел, примостившийся на спинке одной из скамеек Измайловского сада, похож на доброго дедушку: одет в потертое пальто и шляпу, вокруг шеи намотан шарфик, в одной руке книжка, в другой — зонтик.

Петербургский художник Роман Шустров, автор этой чудесной скульптуры, признается, что действительно посвятил ее поколению наших дедушек и бабушек: людей, переживших блокаду и репрессии, но сохранивших любовь к жизни и оптимизм.

Кстати, рекомендуем задержаться в Измайловском саду и после того как отыщете Ангела: на небольшой площади садика расположился целый музей скульптуры под открытым небом.

Чижик-пыжик  (Наб. Фонтанки, у 1-го Инженерного моста)

Этот «памятник», несмотря на свои микроскопические размеры, стал тем не менее одним из неформальных символов Петербурга. Бронзовый чижик высотой всего 11 см — дань старой песенке, которая известна далеко за пределами Петербурга: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил» (хотя, справедливости ради, сама песенка посвящена отнюдь не птичке — чижиками тогда называли студентов расположенного рядом училища правоведения за канареечные мундиры и пыжиковые шапки).

С Чижиком связано множество легенд и поверий: например, считается, что тому, кто забросит монетку на крошечный постамент, улыбнется удача (по другой версии, таким образом можно избавиться от похмелья). Согласно другой традиции, если жених на веревке спустит к Чижику рюмку и чокнется с ее клювом, то семейная жизнь будет счастливой.

Бедную птичку несколько раз воровали прямо с постамента, и приходилось заменять ее копией. Так что сколько на самом деле таких чижиков теперь в Петербурге, не поддается точному подсчету.

Соляной переулок и Академия Штиглица

Соляной переулок (или, по крайней мере, пешеходная его часть — от улицы Пестеля до Гангутской) — один из красивейших уголков старого Петербурга: мощеная широкая улица, кованые фонари, зеленые деревца, скамейки — и красивейшие здания вокруг. Особенно выделяется одно из них — здание Художественно-Промышленной Академии Штиглица, более известной как «Муха» (Соляной переулок, д.13).

Рекомендуем зайти внутрь здания (это не всегда возможно, но иногда в «Мухе» проводятся выставки и другие открытые мероприятия, и тогда туда пускают всех желающих): парадным лестницам и залам этого здания позавидует любой петербургский дворец. В убранстве 32 залов здания отразились почти все исторические эпохи и стили (античность, византийский стиль, романское и готическое искусство, Ренессанс, барокко и т.д.). Особенно впечатляет Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо и перекрытый огромным стеклянным куполом.

Кстати, именно в Соляном переулке проходят занятия Санкт-Петербургского Уличного университета. Лекции на разные темы проводятся прямо под открытым небом напротив дома №13 с апреля по ноябрь.

Двор дома Бака (Ул. Кирочная, д. 24)

Дворы-колодцы наверное, одна из главных достопримечательностей «непарадного» Петербурга. Бывают колодцы круглые, восьмиугольные, большие и крошечные, мрачные и унылые, но некоторые из них по красоте не уступают парадным фасадам. Таков, например, двор доходного дома Бака.

Дело в том, что главный корпус и флигель дома соединены в воздухе двумя крытыми галереями на уровне второго и пятого этажей. Сделано это было не только и не столько для красоты: дело в том, что квартиры со входом «с улицы» традиционно сдавались по более высокой цене, чем те, у которых вход был со двора. А галереи как раз позволяли даже во флигель заходить прямо с улицы.

Кстати, если получится, рекомендуем заглянуть и в парадные дома Бака. Сейчас они, правда, находятся в удручающем состоянии, но по мраморным лестницам, сохранившимся кое-где красивейшим витражам и запылившимся витым решеткам перил можно мысленно восстановить былую красоту и респектабельность этого дома.

Пять углов (перекресток Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова)

Название «пять углов» тоже знают далеко за пределами Петербурга: так неофициально называют перекресток Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова. Кстати, «пять углов» — один из первых топонимов Петербурга, сохранившихся до наших дней: он появился еще в 70-х годах XVIII века и с тех пор не менялся. В те времена район был сплошь купеческим, особенно после того как на перекрестке открыли Коммерческое училище — первое в России торговое учебное заведение.

Архитектурная доминанта перекрестка, видная издали — дом с башенкой на углу Загородного и Рубинштейна.  В башенке сейчас находится студия художника и фотографа Сергея Семкина.

Дом Раскольникова (Ул. Гражданская, д. 19)

Кварталы в окрестностях Сенной площади и набережной канала Грибоедова называют Петербургом Достоевского: именно здесь в середине XIX века селилась городская беднота, и здесь же писатель поселил героев своего романа «Преступление и наказание» (да и сам писатель, едва сводя концы с концами, в свое время нанимал здесь квартиру). В романе не указано точных адресов, но детали описаны так подробно, что поклонники Достоевского без труда вычислили места обитания всех героев: старухи-процентщицы, Сони, самого Раскольникова. На последнем даже установлен горельеф и памятная табличка с текстом Дмитрия Лихачева и Даниила Гранина: «Трагические судьбы людей этой местности послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

А если опустить глаза чуть ниже горельефа, можно увидеть и другие памятные знаки, тоже типично петербургские: отметки уровня воды во время страшного наводнения 1824 года. Немного воображения – и станет очевиден весь масштаб трагедии.

Семь мостов (Наб. канала Грибоедова, у дома №131)

В черте Петербурга находится 93 реки (включая рукава, протоки и каналы) и около 100 водоемов (озера, пруды и т.д.), через которые перекинуты 342 моста. Все эти водоемы впадают друг в друга и пересекаются, благодаря чему появляются такие чудеса, как Семимостье.

Это пересечение сразу трех мостов — Пикалова, Старо-Никольского и Красногвардейского – через каналы Грибоедова и Крюков. И если подойти к Пикалову мосту и встать так, что Никольский собор окажется у вас по левую руку, то можно увидеть сразу семь других мостов: Красногвардейский, Ново-Никольский, Старо-Никольский, Смежный, Могилевский, Кашин и Торговый (а люди с особенно острым зрением видят и побольше).

Дом-утюг (Наб. канала Грибоедова, д. 100)

Разумеется, такой тип архитектуры есть не только в Петербурге (все слышали про Flatiron Building на Манхэттене), но в Петербурге «утюгов» особенно много, и они отличаются особенно острыми углами. Например, дом №100 по каналу Грибоедова при определенном ракурсе вообще кажется плоской стеной. 

Этот дом, правда, в три раза ниже своего американского собрата, но тоже внушительный: семь этажей. Другой известный питерский «утюг» находится неподалеку: на наб. Фонтанки, д. 199. 

Текст: Светлана Ворошилова
Фото: Андрей Разумов

Обсудить на форуме


0
0
189
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ