Искусство видеть чудо
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Искусство видеть чудо

Из беспорядочных на непосвященный взгляд штрихов и линий вдруг рождается женский профиль, летящий ангел или арка старинного замка…

Тем, кому посчастливилось хоть раз наблюдать за тем, как работает Александр Георгиевич Траугот, этого ощущения — рождения чуда — не забудут никогда. Мне, похвастаюсь, однажды посчастливилось! Кстати, именно умение увидеть чудо, красоту в самом обыденном, Траугот считает самым важным для художника. Мне, например, глупой, всегда казалось, что андерсеновская Принцесса просто схитрила, углядев горошину под десятком перин. Но Александр Георгиевич с ужасом восклицает:

— Что вы?! Вы думаете, принцесса — обманщица??? Они пришла запачканная, оборванная, промокшая от дождя, и все-таки оказалось истинной Принцессой! Вот это и есть чудо!

 

Г.А.В. — эта озорная аббревиатура всегда стоит на обложке перед фамилией Траугот. «Г» — Георгий Траугот — основатель художественной династии, «А» и «В» — Александр и Валерий, его сыновья. 

Траугота-старшего не стало в 1961-м. Младшего брата Валерия — в 2009-м. Александр Георгиевич остался один. Но все свои новые книги по-прежнему подписывает инициалами «Г.А.В.», твердо верит, что ушедшие остаются рядом, и говорит, что иногда они даже дают ему советы!

Сколько книг они проиллюстрировали с братом? На этот вопрос у Александра Траугота ответа нет. Много. На их страницах оживали десятки городов, появлялись сотни лиц. Впрочем, среди «портретов» сказочных персонажей нет-нет да и промелькнут лица самих художников. Так, в одном из изданий «Нового платья короля» Трауготы изобразили в роли мошенников-портных… самих себя! И, конечно, вовсе не потому, что считают свой труд мошенничеством! Наоборот, споря с автором, они решили, что портные-обманщики немножко художники. Ведь именно художник создает некую «ткань» из невидимых нитей. Одни увидит эту ткань, другие — нет. Это уж вопрос не к художнику!

Вот та самая картинка с портными:

А началось все с веселой шуточной книжки «686 забавных превращений», которую (о, ужас!) нужно было разрезать на части! Верхнюю часть приставляешь к нижней, и получаются новые и новые смешные картинки! Сегодня такую книжку днем с огнем не сыскать, осталась только в частных коллекциях букинистов и в библиотеках. Остальные, видимо, в свое время разрезали и «заиграли» довольные маленькие читатели, которым сегодня далеко за сорок!

Пушкин, Гоголь, Маларме, Гете, Булгаков…. Кого только не иллюстрировали Трауготы! Но время от времени они всегда возвращались к одному автору — Гансу Христиану Андерсену. 

Истории об Огниве и Оле-Лукойе, о Стойком оловянном солдатике и его бумажной балерине они изображали карандашом, тушью, красками… И в каждом переиздании появлялось что-то новое. Сегодня их работы хранятся в музее великого сказочника в Дании!

«Художник в долгу перед тем, кто смотрит на его произведения. Я не считаю, что художник выше зрителя. Зритель — такой же художник. Если он поймет, если он что-то почувствует — значит, мы с ним уже равные братья», — так считает Александр Траугот. Увидеть, понять, почувствовать и стать членом «братства» можно любому, листая старые книги и новые издания, которые, к счастью, выходят и сегодня!

Текст: Ольга Полякова

Обсудить на форуме


0
0
27
КОММЕНТАРИИ0