Александр Болдачев: «Детей надо любить, но не выдумывать за них их жизнь»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Александр Болдачев: «Детей надо любить, но не выдумывать за них их жизнь»

Лауреат международных конкурсов и премий, 25-летний арфист, композитор и педагог Александр Болдачев — настоящий петербургский Моцарт: свое первое произведение он написал уже в 6 лет. Александр ответил на вопросы нашего корреспондента Иры Форд, рассказав о том, каково быть талантливым ребенком, как непросто взрослеть вдали от родителей и привычного окружения и как преодолеть тягу к компьютерным играм.


— Вы — арфист, что для современного молодого человека, как минимум, неожиданно. Как начался ваш путь в музыке?
— Ни у кого из близких не возникало вопросов по поводу моего будущего призвания: мама до восьмого месяца беременности выступала на сцене, дома всегда звучала музыка, и неудивительно, что в три года я уже потянулся к роялю.

— И все-таки, почему арфа?
— Моя мама, Ирина Шарапова, профессор консерватории, хотела, чтобы я стал певцом — именно это ее профиль. Сначала она отдала меня на курсы детей при консерватории, а потом в «Тутти», музыкальную школу на Литейном для самых маленьких. Планировалось, что потом я пойду в певческую Капеллу. Но когда меня, пятилетнего, повстречала профессор по арфе Ася Варосян, она вдруг заявила: «Пока с голосом еще не понятно (в пубертатном возрасте случается ломка, и там пан или пропал), отдайте мальчика на арфу!» Мама согласилась, и уже через 2 месяца я играл на сцене на арфе. А через пять лет уже никто не вспоминал про пение – я уже путешествовал с оркестром по миру как арфист и сам писал музыку. Но, надо сказать, что петь я люблю и сейчас, даже спел в аргентинском театре Колонь, аккомпанируя сам себе.


— Погружение в мир музыки у вас проходило гладко?
— Мне нравилась музыка, процесс обучения, выступления на сцене, вся эта атмосфера, публика, аплодисменты. Но, конечно, нельзя сказать, чтобы все проходило исключительно гладко. Мама рано заметила, что у меня есть талант, и стала требовать от меня как от профессионала с самого раннего возраста. А это вызывало сопротивление. Иногда занятия за инструментом превращались в настоящую битву. Всегда трудно воспринимать обучение от мамы, даже если она одна из ведущих профессоров России. Но как я понял позже, это распространенная проблема в семьях, где мама (или папа) обучают ребенка. Правда, при стремлении к результату, желании и терпении обеих сторон этот этап преодолим.

 Вам повезло, что мама с ранних лет разглядела в вас талант. А как быть другим родителям? Есть ли какой-то универсальный рецепт для раскрытия таланта?
— Да, я очень благодарен маме! Все, чего я достиг — начиная с самых первых наших побед и успехов — во многом её заслуга. Она с высоты своего опыта и возраста не обучала меня назидательно, а жила со мной одной жизнью, одними интересами. Каждая деталь, каждый нюанс, маленький случай, могут изменить ребенка. Поэтому у меня нет схемы действий для ситуации: «Ой, наш ребенок такой талантливый!» Нужно просто постараться взрастить в ребёнке его мечты, а не реализовать свои.

— Я знаю в себе родительское качество: сравнивать своих сына или дочь с другими детьми… Часто это сравнение мешает двигаться дальше.
— Дайте ребенку возможность шагать по собственному пути. У футболистов есть градация — бывают игроки early start (те, кто рано выстреливают), а бывают late boomer (те, кто «долго запрягают» и… становятся звездами). Если у ребенка нет какой-то очевидной склонности, нужно нащупывать путь, давать ребенку возможность реализовывать себя в разных направлениях (я, например, занимался и в театральном кружке, и в акробатическо-цирковой студии, да и в футбол полупрофессионально играл). Рано или поздно станет ясно, какое направление у ребенка является приоритетным — так же, как у меня со временем музыка победила все остальное. Впрочем, сейчас я, начиная писать музыку для кино, допускаю, что может в какой-то момент жизни смогу попробовать себя как актер.

— А когда талант в ребенке определен, выявлен, на что стоит обратить внимание?
— Важно сохранить баланс между самобытностью и дисциплиной. Я вчера посмотрел пару роликов. В одном — трехлетний барабанщик Лёня Шиловский выступает с симфоническим оркестром, в другом — играют трехлетние ксилофонистки из Кореи. Смотрю и понимаю, насколько ярко, увлеченно, показывая свой характер и делая своё дело от души, хоть и не всегда идеально, играет новосибирский малыш. И, с другой стороны, настолько у корейских девочек видна вышколенность, отточенность... Они даже улыбаются одинаково — так, как их научили. Стоит помнить, что многое идет от родителей: насколько они готовы вкладываться в развитие таланта ребенка, в его образование, в его движение вперед — настолько серьёзны будут успехи. Тут далеко ходить не надо — у Лёни Шиловского во время выступления улетает палочка, но за спиной стоит папа и вкладывает ему эту палочку в руку, барабаны снова гремят. Важно, чтобы у каждого юного таланта, за спиной стоял уверенный родитель. Еще очень важно подкреплять, подпитывать увлеченность ребенка — до определенного возраста у ребенка не хватает ответственности и дисциплины, а чтобы делать успехи, они необходимы. Все появится с возрастом, с опытом, но в детстве, чтобы желание заниматься не пропало, не перегорело, родителям важно направлять, наставлять, опекать, где-то даже надавливать, при этом часто шагая по грани. И… и все же оставлять шанс на формирование личной мотивации ребенка к занятиям!

— Ювелирную работу вы описали! Это ваш случай?
— Если говорить про меня, мне кажется, что мне шанса на мотивацию не оставили. Пока я рос, взрослел, у меня не было вопроса «что мне делать и куда двигаться»   за меня все решали. До 15 лет я не думал ни о чем! Только занимался — играл концерты — гастролировал — занимался. В обмен на хорошо отыгранный концерт, хорошую оценку, родители разрешали мне посидеть за компьютером. Такой своеобразный безобидный обмен. А когда мне «стукнуло» 15, я один приехал в Цюрих. У меня был неограниченный доступ к арфе и компьютеру. Что я выбрал, когда не стало посредников, думаю понятно. Конечно, я занимался арфой, но совсем не так, как прежде, ровно столько, чтобы не потерять то, что я выучил в детстве. Со стороны все выглядело благополучно: я как прежде гастролировал, выступал, выигрывал конкурсы. Хватало наработанной базы. И именно эта база и спасла мою карьеру, ведь такое «демотивированное» состояние, продолжалось четыре года.


— Четыре года — это срок!
— У всех свои периоды в жизни! Мне тогда не хватало направляющего человека, друга, учителя, родителя, не важно кого. Перечитывая биографии музыкантов, я обратил внимание, что почти все крутились в каком-либо «богемном» кругу, подпитывали друг друга идеями, поддерживали мотивацию, спорили и изобретали. Скоро будет 10 лет, как я живу в Швейцарии, и за это время у меня не получилось найти или основать какой-либо кружок, погруженный в искусство «по уши», хоть я и пытался несколько раз. Возможно, живи я в Петербурге, все бы сложилось иначе, и мне бы удалось более спокойно «проскочить» опасный период между «свободой» и «ответственностью». Но в Цюрихе все иностранцы заняты «выживанием», а местные слишком поздно приходят к музыке, чтобы погрузиться в нее. Профессиональное обучение здесь начинается не с 4 лет, как у нас, а в лучшем случае с 15-16 лет.

— Но мотивация все же нашлась?
— Нельзя сказать, что я её как-то специально искал. Скорее все сошлось — я повзрослел, смог дать себе отчет, что живу не той жизнью, которую хотел, осознал, что забыл о своем стремлении к вершинам, и признал, что, по сути, несколько последних лет не делал ничего... И тогда я начал целенаправленно заниматься собой, своим окружением, концентрацией, карьерой. Освоил азы менеджмента, сам работаю над своими гастролями, вновь стал писать музыку для арфы, ансамблей, даже для компьютерных игр. И каждый день иду вверх.

— И сейчас, пройдя большой путь, вы знаете наверняка, что компьютерные игры – это зло? Или благо?
— Это «палка о двух концах». С одной стороны, совершенно точно они развивают пространственное воображение, эрудицию, фантазию, коммуникативность. С другой… Я прекрасно сознаю, что компьютерные игры — это зависимость, как, например, алкоголь. Меня не коснулись «дворовые» посиделки с друзьями — родители никогда не запрещали выпить полбокала пива или шампанского с ними по праздникам, и это не стало «табу». А компьютер просто превратился в «пряник», который в отсутствии «кнута» временно отодвинул многое на второй план. Важны не жесткие рамки, а ненавязчивый контроль.

— У вас есть мечта?
— Когда я задумываюсь о том, что более полезно для меня с точки зрения будущего, то понимаю, что для меня это — музыка. При этом я не хотел бы ежедневно играть одинаковые концерты, когда творчество уходит на второй план, а на смену ему приходит музыкальное ремесло. И в рутину «музыко-производства» тоже попасть не хочется. Мне важно стараться создавать что-то уникальное. В детстве я не мечтал  я просто жил и делал то, что от меня требовалось. В юности я несколько потерялся. И вот сейчас, уже в зрелом возрасте, я пришел к осознанию своей мечты: заниматься любым доступным мне творчеством на максимально возможном для меня уровне.

— И традиционный для музыканта вопрос: «Моцарт или Сальери?»
— В любой профессии есть люди, которые у всех на устах. Но вокруг них есть не менее талантливые и достойные личности, которые пропадают в потоке. Талант Моцарта попал, как говорится, в «мейнстрим». Но я очень рад, что мы также запомнили имя Сальери, хоть и хуже знаем его музыку. Я уверен, что при наличии одного лишь таланта не достигнешь больших высот. Нужен фанатизм, увлеченность. Фанатичные люди будут работать над поставленной задачей днями и ночами и, конечно, придут к финишу первыми, обогнав просто талантливых. А фанатизм не воспитывается и не прививается. Он появляется, если у человека есть видимые результаты собственных трудов и понятное движение вперед. В детстве я был порывистым, если у меня был запал, то за пару дней делал то, что мои сверстники учили месяц. Потом, в период с пятнадцати до двадцати лет, этот запал пропал. Но стоило мне повзрослеть, переосмыслить то, что происходит со мной сейчас, и увидеть, что я не двигаюсь навстречу своим целям, как запал появился снова, а вместе с ним — и новые вершины, и движение к ним.

Беседовала Ира Форд

Обсудить на форуме



0
0
948
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ