Мы завершаем наш спецпроект ноября «История моего бизнеса». Мы освещали такие вопросы, с которыми рано или поздно приходится столкнуться всякому, кто решил открыть свой бизнес. Что лучше — ООО или ИП, как составить бизнес-план, где найти наемного работника, стоит ли содержать собственного бухгалтера или воспользоваться услугами нанятого. Также мы публиковали личные истории наших форумчан, открывших собственный бизнес (читайте истории Натальи Харламовой, Анны Шапошниковой, Евгении Айриевой).
[BLOCK color=orange]На этот раз рассказывает Наталья Крапивина, совладелица фирмы «Деловой консалтинг»(ник на ЛВ Natalika) [/BLOCK]
В 2004 году моей дочке исполнилось 4 года, она начала ходить в садик, и у меня появилось время и желание заняться чем-то интересным и созидательным; я решила открыть собственный бизнес. Поскольку мы с мужем юристы, то и бизнес начали юридический. Зарегистрировали «Деловой консалтинг», сами сделали и запустили сайт, дали рекламу и на следующий же день пришел первый клиент.
Из личного архива героини
Лето в нашей сфере, как в некоторых других, не самое лучшее время из-за спада деловой активности. Но удивительно — в первый год мы это даже не заметили: работали вдвоем с мужем, работы хватало. Мы убедились, что свой бизнес дает свободу, особенно когда у нас появились надежные сотрудники, бизнес-процессы были отлажены, а поток клиентов стал постоянным. Но это случилось позже, а сначала… Сначала нам приходилось работать не только днем, но и по вечерам, и в выходные, и даже вместо отпуска. Мы работали с азартом и вдохновением, а удовлетворение и силы черпали в благодарностях клиентов (доходы первое время были скромными, даже очень). Но это было наше осознанное решение и вектор развития фирмы: сначала качественный сервис и трепетное отношение к клиентам, а прибыль — потом.
Как я стала бухгалтером
Сначала наша фирма занималась только регистрацией предприятий и ИП, внесением изменений и всем, что связано с корпоративным правом. В то время практически не было фирм, которые вместе с регистрационными оказывали бы и бухгалтерские услуги. Но наши клиенты регулярно спрашивали, нет ли у нас знакомых бухгалтеров, которых мы могли бы порекомендовать. Откликнувшись на запрос рынка, в 2005 году мы решили взять в штат нескольких бухгалтеров, чтобы открыть новое направление — «Оказание бухгалтерских услуг». Я отправилась получать образование в области бухгалтерского учета, чтобы возглавить это направление. Я решила, что заниматься таким сложным и ответственным бизнесом, как бухгалтерия, нужно, имея соответствующее образование.
Сейчас мне даже смешно вспоминать, что прежде я считала, будто бухгалтерия — это скучные цифры и бумажки. Но как только я начала погружаться в новое для себя направление, как выяснилось, что скучать здесь некогда: законодательство постоянно меняется, одни законы и нормативные акты противоречат другим, у Минфина и налоговой разные точки зрения на один и тот же вопрос, и нужно все вопросы решить в интересах владельца бизнеса, но чтобы при этом у контролирующих органов не возникло претензий. Детектив, а не профессия!
LittleOne
К 2005 году я уже была активным участником форума, и ЛВ был для меня очень важным и полезным инструментом как в жизни, так и в работе.
Практически с момента своей регистрации на форуме (то есть с 2004 года) я отвечала на вопросы форумчан в темах по профильным вопросам. Очень скоро многие начали обращаться ко мне за консультациями в личку или приходить в офис за услугами.
В 2009 году мы с мужем решили создать прикрепленную тему в разделе, называвшемся тогда «О работе». В следующем году теме исполнится 7 лет, но многие по-прежнему пишут в личку. И хотя мне бы хотелось, чтобы больше писали и в самой теме, но я понимаю тех, кто пишет личные сообщения — многие вопросы, связанные с бизнесом, не хочется обсуждать прилюдно.
А еще не скрою, что наши самые любимые, ответственные и незаменимые бухгалтеры были найдены мной на форуме. Для нас с мужем очень важно, чтобы наши сотрудники были не только профессионалами, но и разделяли наши ценности и идеи, чтобы мы работали на одной волне. Сейчас я совершенно уверенно могу сказать, что наш бухгалтерский коллектив близок к тому идеалу, каким я его себе представляю.
Из личного архива героини
Семейный бизнес
Совместный с мужем бизнес требует особого подхода. Первое время нам приходилось учиться общаться друг с другом в новых ролях и правильно распределять эти роли, чтобы каждый занимался тем, что у него получается лучше.
Первые годы, даже находясь вне офиса, обсуждая любую тему, мы с мужем так или иначе возвращались к рабочим вопросам. Немало времени прошло, пока мы не научились снова полноценно отдыхать вместе, не обсуждая вопросы бизнеса каждую свободную минуту.
Несмотря на то, что семейный бизнес — это совсем не курорт, он дает как минимум один бонус, ради которого стоит все начинать: решает вопрос доверия. Я сейчас и представить не могу, на кого можно положиться и кому можно доверять больше, чем собственному мужу?
Кризис — путь к развитию
За 11 лет существования нашей фирмы мы переживаем уже второй кризис. Первый, в 2008-2009 годах, прошел для нас практически незаметно. Количество клиентов росло, довольные клиенты рекомендовали нас своим друзьям, знакомым и бизнес-партнерам, да и государство тоже помогло: зачем-то затеяло всеобщую перерегистрацию ООО, что дало нам возможность не только не иметь финансовых проблем, но и расширить штат, а заодно и открыть второй офис.
Кризис, который мы переживаем сейчас, сложнее. И нам, и нашим клиентам сейчас не на кого рассчитывать — только на себя, помощи от государства ждать не приходится. Кризис коснулся не только финансов, а практически всех сфер предпринимательской деятельности. Кому-то из наших клиентов пришлось приостановить свой бизнес до лучших времен. Но все же большинство наших клиентов продолжают работать, а кто-то даже успешно развивается — мы стараемся всячески им в этом помогать. Из юридических услуг в последнее время у нас стала востребованной услуга по представительству в арбитражных судах, по взысканию задолженности.
Для привлечения новых клиентов теперь приходится
прикладывать больше сил и нести больше затрат. В то же время, «качество» новых
клиентов, которые приходят к нам сейчас, существенно выше — они отдают
бухгалтерию к нам на аутсорсинг, тщательно продумав и взвесив все аргументы «за»
и «против». Для многих важно не просто получить максимально дешевую услугу, а
найти баланс цены, качества и надежности компании. А поскольку это сочетание
заложено в «настройках» нашей фирмы по умолчанию, мы с оптимизмом смотрим в
будущее.
Обсудить на форуме