Мошенничество и пожилые люди: предупредите близких об опасности
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Мошенничество и пожилые люди: предупредите близких об опасности

1 октября прошёл День пожилого человека. Мы разобрали мошеннические схемы, жертвами которых особенно часто становятся пенсионеры. Обязательно расскажите о них близким: именно незнание и доверчивость жертв делает аферы возможными.

«Мама, я сбил человека!»

Сценарий: смс или звонок с незнакомого номера примерно следующего содержания: «Мама/бабушка, я попал в аварию/сбил человека/избил кого-то, теперь меня посадят, но можно решить вопрос…» (слышимость, как правило, плохая, так что распознать голос очень трудно). Далее трубка передается «сотруднику полиции», который объясняет, что «решить вопрос» может та или иная сумма, но передать ее нужно предельно быстро. Часто звонки/смс поступают среди ночи, чтобы жертва, даже попытавшись связаться напрямую с «попавшим в аварию» родственником, имела меньше шансов до него дозвониться; да и звонить другим знакомым, чтобы посоветоваться, в это время как-то не с руки. Кроме того, мошенники намекают, что звонок напрямую попавшему в беду родственнику только усугубит ситуацию (не объясняя, почему). В итоге жертва, накрутив себя до предела, передает все имеющиеся деньги онлайн, через терминал или лично.

Способ защиты: предупредите пожилых родственников об этом виде мошенничества, но не надейтесь, что одного разговора будет достаточно: аферисты неплохо разбираются в человеческой психологии и умеют застать жертву врасплох, не дать ей опомниться, подавить сомнения, запугать. Да и сама новость о несчастье способна на время парализовать мозг даже самого адекватного человека (до такой степени, что некоторые жертвы переводили деньги, пока «попавший в аварию» сын мирно спал в соседней комнате — такие случаи тоже бывали). Поэтому возьмите с родных обещание, что в случае подобного звонка от вашего — или не вашего — имени они свяжутся с вами, прежде чем совершать какие бы то ни было финансовые операции. Или, если вы в этот момент недоступны, — с другими родственниками. Заранее оговорите их круг и алгоритм действий.

Деньги, «переведенные» по ошибке

Сценарий: мошенники рассылают смс «Извините, по ошибке перевела на ваш номер 200/500/1000 рублей, переведите, пожалуйста, назад». Зачастую жертва отправляет требуемую сумму, даже не удосужившись проверить свой счет.

Способ защиты: научите пожилых родственников комбинациям клавиш, с помощью которых можно проверять счет на телефоне, а лучше запишите эти комбинации, чтобы всегда были под рукой. В случае сомнений пусть звонят сотовому оператору (номер его «горячей линии» тоже запишите).

Мошенничество с банковской картой

Сценарий: жертве поступает смс или звонок якобы из банка: «Уважаемый клиент, мы проводим проверку безопасности». Доверчивые пенсионеры сами сообщают злоумышленникам свои ФИО, номер карты, пин-код, CCV2, а также код подтверждения, который приходит на телефон жертвы в момент, когда злоумышленник совершает покупку или перевод с их карты на свою.

Другой вариант: «С вашей карты сейчас происходит списание денег/ваша карта заблокирована/с вашей карты произведены мошеннические действия, мы должны срочно проверить информацию. Назовите номер, срок действия карты и последние три цифры, напечатанные на обороте». Запаниковавшая жертва передает данные мошенникам. Причем когда начнется разбирательство, банк в подобном случае деньги вряд ли вернет: пользователь карты не должен передавать личные данные третьим лицам, в противном случае банк не несет ответственности за кражу.

Способ защиты: донесите до родных, что ни один банк никогда (!) не потребует от клиента сообщить пин-код или CCV2-код ни по телефону, ни онлайн. Попросите в случае сомнительных звонков «от банка» обязательно сначала позвонить в банк: не по телефону, предложенному мошенниками, а по номеру, указанному на карте или в договоре (запишите его и оставьте на видном месте, чтобы всегда был под рукой).

«Поздравляем, вы выиграли приз!»

Сценарий: звонок или смс якобы с известной радиостанции/телеканала/другой заслуживающей доверия организации: «Вы выиграли телевизор/автомобиль/1000000 рублей», забрать можно в любое время, вам нужно всего лишь заплатить небольшой налог/сбор/комиссию».

Способ защиты: просто игнорировать подобные сообщения.

Счетчики воды/электроэнергии, профилактика окон, приборы для очистки и другие предложения «коммунальщиков»

Сценарий: поступает звонок от «проверяющей» коммунальной службы. Звонящие в довольно агрессивной манере предлагают поставить новые счетчики воды или «проверить» уже установленные, убеждая, что это требуется по закону, угрожая гигантскими счетами, а иногда и отключением воды. Вместо счетчиков воды иногда предлагают новые счетчики электроэнергии или некие приборы для снижения электропотребления. Мошенники владеют специальной терминологией, умеют убеждать и действуют напористо («Наш специалист уже работает в вашем доме, через час придет к вам»), так что возражать им бывает сложно. В итоге к жертве приходит «представитель коммунальной службы», который действительно устанавливает счетчики — чаще всего дешевые, некачественные, в несколько раз дороже рыночной стоимости и без каких-либо документов (деньги платятся в карман мастеру). Велика вероятность, что счетчиков такой модели вообще нет в государственном реестре средств измерения — так что настоящая проверяющая организация впоследствии откажется их опломбировать.

Еще одна разновидность мошенничества такого типа — «профилактика окон»: представляются официальной организацией, проводят «бесплатный плановый осмотр» окон в квартире и убеждают, что нужен срочный ремонт, замена деталей или окон целиком. Другой вариант — «проверка качества воды»: приходят, проверяют качество водопроводной воды, картинно ужасаются и уговаривают приобрести прибор по очистке. Могут даже какой-нибудь опыт провести для пущего эффекта.

Способ защиты: срочно позвонить по дежурным телефонам своего ЖЭКа/управляющей компании и уточнить, действительно ли к вам обращались их представители. Особенно должны насторожить настойчивость и спешка тех, кто предлагает услугу: отечественные коммунальщики, как известно, нерасторопны, и факт, что они вдруг захотели немедленно вас облагодетельствовать, выглядит как минимум необычно. Без такого проверяющего звонка нельзя пускать в квартиру незнакомцев, какими бы официальными организациями они ни прикрывались и какими бы карами ни грозили.

Бесплатные косметические процедуры

Сценарий: крайне популярный способ мошенничества, рассчитанный на женскую аудиторию. Начинается со звонка на мобильный телефон: приветливый голос сообщает, что вы по той или иной причине выиграли комплекс омолаживающих косметических процедур. Причины «выигрыша» могут разниться: операторы часто меняют «легенды». В последнее время, к примеру, говорят, что розыгрыш проводился по номерам скидочных карт популярных ритейлеров — ведь карта «Ленты», «Пятерочки» или «Рив Гоша» есть почти у всех. Жертву приглашают в удобное время прийти по указанному адресу, причем обязательно с паспортом.

В салоне клиенту действительно делают некие SPA-процедуры, параллельно предлагая купить набор косметики ценой в несколько десятков тысяч рублей. Казалось бы, само по себе это не преступление (можно и отказаться), если бы не методы убеждения: давление, угрозы несуществующими кожными заболеваниями, прямые оскорбления внешности клиента, негласный, но настойчивый запрет говорить по телефону. При этом отделаться покупкой одного крема нельзя: приобрести можно лишь весь комплект целиком. В результате жертва покорно оформляет многотысячный кредит (благо паспорт под рукой). Многие впоследствии вспоминают, что это было похоже на зомбирование и что они сами не поняли, как купили чемодан ненужной и неоправданно дорогой косметики.

Способ защиты: отказываться еще на стадии звонка. Этим, скорее всего, дело не кончится: аферисты настойчивы и предлагают свои услуги с разных телефонов. Продолжайте отказываться.

Массажеры и прочие «приборы для здоровья»

Сценарий: иногда мошенники просто ходят по квартирам (зачастую представляясь представителями «минздрава», «собеса» и т. д.) или рассовывают каталоги по почтовым ящикам и продают «чудо-приборы» по цене, во много раз превышающей их реальную стоимость. Но есть и более сложные способы «продаж». Так, пенсионеров приглашают на бесплатные консультации, процедуры и занятия лечебной физкультурой в некие «благотворительные» организации, и уже там настойчиво уговаривают приобрести чудодействующие турманиевые коврики и пояса, «суперсовременное» оборудование для лечения позвоночника, массажеры и специальные кровати. Применяются самые разные способы «убеждения» (а по факту, зомбирования): лекции, «медицинская» литература, консультации «специалистов», встречи с «излечившимися» счастливчиками. И конечно, предложение «льгот» и «специальных цен» — «только сегодня», разумеется.

В результате многие жертвы берут кредиты на огромные суммы, да еще и стараются привести к шарлатанам всех своих знакомых. При этом лицензий на врачебную деятельность у подобных компаний нет, «специалисты» не имеют медицинского образования, а дорогостоящие приборы никакой особой ценности не представляют. А если присмотреться к документам, вывешенным в подобных салонах, выяснится, что речь в них идет о продаже «электронагревательных приборов» без всякого упоминания лечебно-профилактического эффекта. Учитывая, что применяются приборы без консультации с врачом («специалисты» в салонах продаж не в счет) и что, уверовав в волшебные коврики, пенсионеры отказываются от реальной медицинской помощи, такое самолечение может нанести реальный вред.

Способ защиты: подробно объяснить, почему такое «лечение» не имеет ничего общего с медициной, и посоветовать игнорировать призывы менеджеров или уже уверовавших знакомых.

«Вам подарок!»

Сценарий: незнакомцы звонят в дверь, представляются сотрудниками недавно открывшегося в окрестностях магазина или ТЦ, говорят, что по случаю открытия у них рекламная акция и предлагают целую коробку «подарков» — как правило, дешевых мелких бытовых приборов. Оплатить нужно только НДС — всего несколько тысяч рублей. Потеряв голову от размеров коробки и радуясь своей удаче, доверчивые пенсионеры выкладывают деньги. И это еще не худший сценарий: в иных случаях «подарки» оказываются лишь отвлекающим маневром для кражи.

Способ защиты: просто никогда не открывать дверь незнакомцам.

«Диагноз по телефону»

Сценарий: это особенно циничный метод обмана. Пенсионеру звонят «из поликлиники» и сообщают, что его анализы выявили смертельно опасное заболевание, и единственный способ излечиться — купить дорогостоящее лекарство или пройти некое лечение.

Способ защиты: убедите родных, что врачи никогда не станут объявлять диагноз по телефону, и тем более — по телефону же назначать дорогое лекарство или требовать плату за лечение. После звонка мошенников стоит позвонить в справочную вашей поликлиники и уточнить, связывались ли с вами от их имени.

Важная рекомендация напоследок.

Составьте для пожилых родственников специальный список экстренных телефонов: в нем должны быть номера полиции, дежурной части УВД и участкового вашего района, ближайшей поликлиники, социальной службы, ЖЭКа, аварийной службы, банка, мобильного оператора и т. д. Пусть этот листок всегда лежит на видном месте.

Текст: Светлана Ворошилова

0
0
290
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ