Премьера спектакля «Геракл», или ни слова об Авгиевых конюшнях
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Премьера спектакля «Геракл», или ни слова об Авгиевых конюшнях

Премьера спектакля «Геракл» в Большом театре кукол произвела сильное впечатление на нашего автора. Владимир Несторович, отец четырех детей, с которыми он много лет ходит на детские спектакли, делится с читателями Littleone своим отзывом.

В Большой театр кукол мы с детьми пошли после длинного перерыва, и первое впечатление было самым благоприятным. Просторное фойе, уютный буфет с затейливым дизайном, доской с мелками и множеством старых вещей — от советских книжек до радиол. Лифт на второй этаж для зрителей с ограниченными возможностями. Неизбежная торговая точка с грудой ярких безделушек и с хорошими детскими книжками. Наконец, программка с кроссвордом и выставка детских картин в фойе, посвященных предстоящему спектаклю — пусть это еще не тематический интерактив (вместо него предлагается стандартный аквагрим), но все-таки гораздо лучше, чем ничего. Забегая вперед, скажу, что юных авторов картин после спектакля вызвали на сцену и наградили. С удовлетворением добавляем к этому просторный зрительный зал с комфортными креслами, приспособленными для маленьких детей. Отправляемся смотреть спектакль.

Еще ничто не предвещало беды...

...когда на сцену вышло человек пять босых артистов в античных одеждах. Поначалу они стали делать пассы руками, из которых зачем-то высыпался песок, хотя актеры были нестарыми. Поделав пассы, они перешли к более сложным фигурам. Помню, еще успел порадоваться: вот, дескать, какая интересная задумка — показывать фигуры в профиль, чтобы у умненьких детишек в голове всплывали правильные образы с древнегреческих ваз. То, что артисты даже не пытались попадать в такт музыке, я списал на нервозность, вызванную премьерой.

Первые серьезные сомнения в адекватности происходящего появились у меня, когда, надвигавшись всласть, артисты вдруг замерли с раскрытыми ртами. Человек с широко открытым ртом, в общем-то, редко выглядит привлекательно, в данном же случае речь шла о полностью распахнутых ртах, о ртах-воротах, о едва не рвущихся ртах, как будто актерам было предложено целиком проглотить апельсин. Ничто из того, что было на сцене до того, не предвещало такого резкого поворота. Возможно, это было попыткой передать гримасы традиционных древнегреческих театральных масок или иным не прочитанным нами художественным приемом..

Артисты в постановке не только безмолвные фигуры, они исполняют еще и роль рассказчиков. Рассказ происходит так: артисты выстраиваются в линию по краю сцены и, глядя куда-то вдаль, хором, очень громкими и тревожными голосами выкрикивают псевдогекзаметром какие-то стихи о перипетиях сюжета.

Подвиги Дениса Казачука

Итак, мы добрались до сюжета. Гражданка Алкмена, земная женщина, родила от Зевса сына Геракла. Причем то ли она родила его уже сразу огромным, в шкуре и с дубинкой, то ли он почти сразу таким стал. Историей с двумя змеюками, задушенных маленьким Гераклом еще в ясельках, на которую мы с ребенком рассчитывали, авторы решили не заморачиваться. Как решили они не заморачиваться вообще с какими-либо объяснениями.

Покрасовавшись в позе известной жителям Петербурга скульптуры из Александровского сада, Геракл принимается за подвиги. Да, прямо так, без комментариев и предварительных ласок. Происходит это по следующей схеме: декламаторы описывают проблему, на сцене появляется какое-нибудь очередное чудовище, Геракл идет с ним разбираться и убивает. Устает, садится отдохнуть, и тут его озадачивают новой проблемой. Все это повторяется девять раз (девять, двенадцать, какая разница?). Конец фильма.

Никакого дополнительного смысла, никакого маломальского конфликта, ни даже какой-либо объединяющей идеи — ничего. А внутреннее развитие главного героя сводится лишь к тому, что он все больше и больше устает от подвигов. Ах да, забыл одну вещь: где-то после четвертого или пятого подвига Геракл достает из кармана курчавую бороденку на резиночке и косо нацепляет ее себе на лицо. Возмужал — понимаем мы с детьми режиссерский посыл.

Как выглядит подвиг в понимании режиссера этой постановки Дениса Казачука для, подчеркиваю, детей? Рассмотрим историю с коровами Гериона. На сцену выбегают трое актеров и несут в руках шесть фанерных коров с ручками. Становятся рядом с Гераклом и кричат: «Я Герион!!!». «Я Геракл!», — парирует Геракл и — хрясь дубинкой по корове! Две коровы опускаются. Оставшихся два актера снова кричат «Я Герион!!!» и трясут оставшимися четырьмя коровами. «Я Геракл!», — напоминает непонятливым актерам Геракл и снова — хрясь по корове! «Я Герион!!!», — с упорством футбольного фаната мычит последний из коровоносцев, но достается и ему. После чего Геракл забирает в охапку шесть фанерок. Победа.

Или сцена с Эриманфским Вепрем. На сцену выбегает актер, прячась за фанерной головой Вепря, тащит с собой какой-то большой серый шар — камень? ядро? Потом они с Гераклом начинают бросать этот шар друг другу и Геракл по какому-то неочевидному пункту правил этих соревнований побеждает.

Были, конечно, и более удачно рассказанные подвиги. Например сюжет с Немейским Львом. Он идет первым в постановке. Лев изображен с помощью доброго десятка кусков фанеры и управляется сразу несколькими актерами. Гераклу пришлось хорошенько потрудиться, чтобы одолеть Льва. Сначала герой использует технику Мцыри (втыкает в горло дубинку и там два раза ее проворачивает), потом метод Самсона (пытается разорвать Льву рот, но как и актерам-рассказчикам в начале спектакля, ему это не удается). И наконец, прибегнув к родному греко-римскому захвату, он этого замученного Льва попросту удушает. И садится отдыхать.

Несколько сомнительным выглядит подвиг, когда Геракл спускается в Аид и освобождает оттуда титана Океана. Не слишком каноничное прочтение мифа, ну да и Зевс с ним. В этих мифах правды не сыскать. Один миф так говорит, другой эдак, а режиссер Казачук решил сказать как-то еще.

Все подвиги строятся примерно по одной схеме. В качестве итога, во время последнего подвига Геракл добывает яблоки Гесперида, поедает их и становится бессмертным.

Актер — человек подневольный

Я никогда не виню актеров плохого спектакля. Если актеры выглядят на сцене как клоуны или как идиоты, чаще всего это не их вина: им было велено так выглядеть. Я отказываюсь верить, что актер Алесь Снопковский, исполнивший роль Геракла, сам создавал свой образ, имеющий всего два состояния: ухмыляющийся гопник, когда что-то получается, и озадаченный гопник, когда что-то не получается. Только с появлением бороды гопническое выражение на лице Геракла сменяется на более человеческое.

В спектакле есть сцена, где Геракл, восхищающийся собственной силой, целует свои мышцы на обнаженных руках. Мне кажется, это апофеоз пошлости и самая безвкусная сцена из всего, что я видел за всю жизнь во всех детских театрах.

Остальные актеры в тех сценах, где они не управляют куклами, тоже предельно нелепы. Глумливые улыбки мужчин, визги дам, странные движения... В сцене сражения Геракла с Антеем оба противника движутся как персонажи восьмибитных игр для первых игровых приставок — по-крабьи, лицом к залу, боком друг к другу. Это на каких детей рассчитано?

Куклы и все остальное

Куклы в этом спектакле крупноразмерны, просты и плоски. Плоский Лев, плоская Гидра, плоский Вепрь. Есть неплоская Лань, марионетка, но она скорее из разряда — ой, а что это у нас все куклы двумерные, давайте хоть какое-то разнообразие внесем. Никаких инновационных методов управления куклами замечено не было. Оправдаем это невозможностью для такого крупного зрительного зала придумать какой-либо иной формат кукол, хорошо видимых со всех мест.

Из декораций: есть треугольный экран, висящий над сценой, на который проецируется то Олимп с молниями, то потоки лавы, то небо. Есть еще один экран, поменьше, изображающий врата Аида.

Наконец, на сцене две расколотые на части колонны, которые используются то для сидения, то для лежания, то для стояния. В конце концов их собирают в целые колонны для констатации того факта, что все подвиги совершены, можно расходиться. Ах да, в конце выкатывают полноразмерную статую Геракла, которой главный актер сразу начинает проигрывать в фактурности.

Спектакль сопровождает музыка, и музыка хорошая: то боевая, то мрачная, то радостная, идеально соответствующая сюжету. Вот только, за исключением финального греческого танца, не сделано никакой попытки совместить ритм музыки с ритмом людей, что-то делающих на сцене.

Итого

На богатейшем материале, с помощью вызывающей вопросы режиссуры, ни в чем не виноватых актеров и еще меньше виноватых кукол, был создан спектакль, на который я не стал бы рекомендовать идти детям. Добавить в спектакль еще больше абсурда, гротеска — и выйдет неплохая постмодернистская постановка для взрослых. А детям я бы посоветовал пересмотреть советские мультфильмы, сбегать на первый этаж Эрмитажа, перечитать Куна, в конце концов, — и никаких поделок вроде той, о которой я вам рассказал, для составления образа древнегреческих героев вашему ребенку не потребуется.

«Геракл»: История о герое и его великих подвигах

Продолжительность: 50 минут

Рекомендуемый возраст:от 6 лет

Цены на билеты: 350-450 руб.

Большой театр кукол, ул. Некрасова, д. 10.

Ближайший показ спектакля: 28 января 2017 г.

0
0
124
КОММЕНТАРИИ1
0
И смех и грех!А Снопковский за эту роль еще и Золотую маску получил!
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ