Удаленная работа для мам: бонусы, опасности и тренды?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Удаленная работа для мам: бонусы, опасности и тренды?

Начать работать удаленно — такая мысль приходит в голову многим женщинам именно в отпуске по уходу за ребенком. В каких областях мама с малышом может применить себя и какие опасности ее ждут?

Как мамы уходят на удаленную работу?

Для некоторых это продолжение их жизни до «декрета». Катерина Зайцева еще до рождения ребенка основала маркетинговое интернет-агентство. «Мы никогда не снимали офиса, так как специфика работы предполагает возможность удаленной работы. Клиенты получали результат и были довольны, что мы не закладываем издержки на аренду в стоимость наших услуг. В 2015 году у меня родилась дочка Любочка, из роддома я писала рабочие письма клиентам, они ждали меня, чтобы заключить контракты. И я весь декрет работала в том же формате, как и до. Сейчас я занимаюсь еще одним проектом. Мне очень захотелось живого общения. Новый проект — про развитие в декрете. Мы проводим экскурсии для мам с малышами на колясках по городу. Так как проект еще на старте, практически все делаю сама».

Для других удаленная работа — спасение от рутины и способ оставаться на плаву. Александра Павловская работала в сфере, где много общения с людьми, встреч и мероприятий. «В первое время декрета кажется, что тебя буквально выкинуло из социума. Когда я более или менее разобралась с новой для меня ролью мамы, я написала нескольким знакомым из своей профессиональной области, что готова брать те или иные задачи, которые можно выполнять удаленно. Так, когда ребенку было 3 месяца, я начала потихоньку возвращаться в строй. Работа в декрете мне очень помогает отключаться от бытовых вопросов, которых становится очень много с появлением ребенка, поддерживать контакты с профессиональным сообществом и развиваться».

Для третьих удаленная работа — это возможность попробовать себя в чем-то новом. Как рассказывает психотерапевт Аглая Датешидзе, гонка, в которую попадает молодая женщина, начинается еще в школе, продолжается с поступлением в институт и только нарастает с устройством на работу. Жизнь сбавляет обороты с рождением ребенка. Этот «отпуск» — творческое время, когда проявляется возможность присмотреться к себе, обратить внимание на то, что упускалось раньше в суете. Ценность многих вещей пересматривается, смещаются акценты, меняются приоритеты. Появляется новое видение себя в социуме.

Михаил Раяк, декан «Академии ЛИМТУ», центра дополнительного профессионального образования Университета ИТМО, подтверждает: «К нам в «Академию ЛИМТУ» приходит учиться много женщин, которые находятся в декретном отпуске. И их позиция однозначная: декретный отпуск — это время не только на ребенка, а еще и время, которое нужно позволить «потратить» с пользой на себя. Надо что-то поменять у себя в голове, посмотреть на обучение как на новые возможности в жизни. Так о своей мотивации рассказывают сами слушательницы».

Опасности удаленной работы

Дорвавшись до работы, почувствовав свою нужность и востребованность, женщина сама себя рискует загнать, оказавшись полностью без сил.

PR-директор Александра Нефедова признается: «Сказать, что это сложно — ничего не сказать. Голова работает плохо — гормоны правят, особенно у кормящей мамы. Вся коммуникация с командой строилась удалённо: в ход шли все возможные средства связи, скайпы и т. д. Один раз в неделю я приезжала на собрание к руководству и в свой отдел. Работала везде: пока ребёнок спал днем, пока гуляла с коляской, ночью. Иногда сажала его рядом просто в кресло, а сама за компьютер. Телефон постоянно в руках, принятие решений даётся сложно, мучает чувство вины из-за недостаточного внимания к ребёнку, хронический недосып, тревожность, ну и все вытекающие отсюда последствия. Но работодатель шёл навстречу, и я пахала как лошадка. В какой-то момент эффективность такой схемы была под вопросом».

Многим из работающих мам знакома ситуация, когда проработав всю ночь, пока спит ребёнок, женщина весь следующий день валится с ног.

Некоторым работающим мамам знакома установка: «Ты же целый день дома, разве это сложно — и за ребенком присмотреть, и прибрать, и обед приготовить, ну, в перерывах между своей частичной занятостью». Напоминает одну старинную русскую сказку о найме работника с большим списком задач, где рефреном звучала фраза-мем: «Потом спи — отдыхай!». Без поддержки семьи и близких работать в таком режиме невыносимо.

Одну из опасностей представляет нечестный работодатель. Специалист в области PR и маркетинговых коммуникаций Александра Павловская предостерегает: «Наиболее распространённый вид работы в декрете — фриланс. Как правило, договоры не оформляются, деньги переводят на карту или отдают наличными, в таком случае высока вероятность выполнить работу и остаться без гонорара. Лучше оформлять свои отношения с заказчиком юридически, прописывать все условия, брать аванс и стараться как-то себя обезопасить. Мне не повезло один раз, и я нарвалась на мошенницу, которая «наняла меня». Собственник бизнеса даже не знал о моем существовании. Хорошо, что я быстро поняла, что договор заключён всё-таки не будет, и не успела передать в полном объёме проделанную работу, хотя и сделала четверть. Этот опыт был очень неприятный, зато я получила урок на будущее — не проступать к работе не дождавшись подписанного договора».

Можно ли удаленно построить карьеру?

Исследовательский центр портала SuperJob транслирует пессимистичную информацию: у тех, кто на «удаленке», намного меньше шансов построить карьеру. По данным SuperJob, более 80% «кадровиков» компаний, сотрудничающих с «удаленными» работниками и фрилансерами, убеждены, что такие сотрудники имеют меньше шансов на продвижение по службе по сравнению с офисными сотрудниками.

Касается ли общая статистика работающих мам с малышами? Стоит признать, отношение к такой категории работников у работодателя настороженное.

А вот маркетолог Юлия Золоторева утверждает, что работающие в декрете мамы «супер эффективны», работодатели же не всегда реально оценивают потенциал таких сотрудников — ответственность, собранность, режим многозадачности, чёткое планирование. Работая в декрете, Юлия признается, что есть всего одна поблажка, о которой она просит для себя, — сообщать о совещаниях хотя бы за сутки, чтобы была возможность вызвать няню, если ребенок болен, и отпускать с них в 18 часов, чтобы успеть за малышом в сад, если он здоров.

Ирина Баева, управляющий директор в России компании «Регус», подтверждает, что работодатели действуют себе в минус. Они упускают из виду стремление молодых мам выйти на работу после декретного отпуска, завершить перерыв в карьере, избавиться от чувства изолированности от общественной жизни. Молодые матери зачастую более мотивированы, чем бездетные женщины, так как работа дает им финансовую независимость и способствует росту самооценки. Согласно исследованию «Регус», работающая мать имеет три важных преимущества по сравнению с бездетными сотрудниками:

  • управление бюджетом — будучи ответственными за домашние расходы, женщины умеет контролировать не только свои деньги, но и деньги компании;
  • мотивация — мать знает, как взаимодействовать с людьми и устанавливать между ними контакты. В роли бизнесвуман, она
  • может заразить энтузиазмом и мотивировать свою команду;
  • дисциплина — эффективный контроль над домашними делами влияет и на производительность рабочих проектов.

Директор PR-агентства Вероника Кириллова признает, что управлять людьми в офисе проще, но при этом констатирует, что 90% сотрудников у нее в компании именно удалённые. «Вопрос в организации процессов», — емко замечает Вероника. Директор по персоналу Юлия Рябова вторит: «При грамотной постановке технического задания проблем нет. Постановка ТЗ — это основа основ как в творческой, так и рутинной удаленной работе».

Какие вакансии на рынке актуальны и какие отрасли востребованы?

Топ вакансий для мам, работающих удаленно и с частичной занятостью, от SuperJob выглядит в настоящий момент так:

  • рекрутер, менеджер по подбору персонала (например, 1 или 2);
  • бухгалтер (например, 1);
  • дизайнер, художник, визуализатор (например, 1 или 2);
  • программист (например, 1);
  • редактор, копирайтер;
  • маркетолог, seo (например, 1);
  • швея.

За последнее время «женский» удаленный труд потерял гендерную определенность. Михаил Раяк раскрывает статистику: «Раньше мамочки в декрете приходили учиться на традиционно женские специальности — кадровое делопроизводство, бухгалтерский учет и аудит, менеджмент, управление персоналом, курсы по web-дизайну и верстке полиграфической продукции. Сейчас же все больше молодых женщин смело записываются на курсы web-разработки, инженерного проектирования и даже системного администрирования. Такой выбор направлений обучения вполне осознанный, ведь работа в сфере IT всегда перспективна, и более того, ей можно заниматься как удаленно, так и неполный рабочий день. С поиском самой работы в таком случае все гораздо проще, чем при владении традиционной специальностью, обязывающей целый день находиться в офисе».

Специалист по PR Рада Ярушкина не без восхищения рассказывает: «Наша компания часто работает с айтишниками — для их сферы удаленный формат работы самое лучшее решение для работающей мамы в декрете. Пока мама сидит по 5 часов в день у компьютера и пишет коды, ребенок в соседней комнате с бабушкой. Мама отрывается на покормить/погулять, но в целом работает как обычный человек. Доход у таких мам — от 100 тысяч рублей в месяц и выше, но подходит такое только тем женщинам, кто в школе еще в 8 классе определил, что за компьютерами и иностранными языками будущее. Очень интересно наблюдать, как такая мама сама растит детей, работает и имеет возможность даже путешествовать и отдыхать — а все из детства, когда выбрала нужную дорогу в профессии».

Директор по персоналу Юлия Рябова делится с ищущим работу мамами: «У нас в компании есть регулярные, но рутинные занятия, которые по факту не являются профильными для организации. Так, например, это приходящий раз в неделю фотограф, который делает фиксированное количество снимков + обработку. Ещё обслуживание сайта — подгрузить, добавить информацию, то есть, постоянная монотонная работа, ежедневно в 8 утра — на час. И второй вариант — разово. Были нужны: дизайн помещения в 3D, генерация постов в соцсетях, корпоративный торт (и да, торт как раз делала мамочка с Littleone). Из общих рекомендаций — смотреть в сторону smm-деятельности, ведения продающих аккаунтов в социальных сетях и подобное».

Назад к «нормальной» жизни?

Возвращаются ли мамы после «декретного отпуска» назад в офис?

Инна делится: «Я как бы «зависла» в декрете, младший ребенок уже пошел в сад, а у меня продолжались какие-то вяло текущие проекты, над которыми я также вяло работала. Но в какой-то момент я осознала, что это не для меня. Мне необходимо вырываться, сбегать из дома — от горячо любимых детей, от семьи, надевать красивую одежду, красить губы. Я вернулась в офис, оговорив с работодателем один день в неделю работу удаленно. Определенно это вернуло мне чувство гармонии с собой».

Но многие находят себя в работе без отрыва от семьи. Журналист Littleone Ира Форд рассказывает: «Сейчас я не представляю для себя иной работы. Я по-прежнему работаю на несколько заказчиков и веду свой личный проект. Нет, я понимаю, что в офисе я могу рассчитывать на большую зарплату и бонусы, но не примеряю для себя офисный костюм. И тут дело не только в детях, которых нужно вести в школу – из школы, на танцы и на робототехнику — с этим может справиться и няня. Я мыслю эгоистичней — детство моих детей происходит лишь однажды, и мне не хочется пропустить ничего интересного. Они могут рассчитывать на меня в любой момент. Мы валяемся в кровати до обеда и читаем книжки, если ребенку нездоровится и бежим после школы в театры и на выставки, если все хорошо. Я пишу книги по мотивам разговоров с детьми — и это уже мой частный бонус от фриланса, вклад в историю нашей семьи, моя самореализация как писателя. Ну и по мелочи — я не нервничаю, опаздывая на работу или с работы, я не знаю, что такое офисные козни, меня не интересует офисный дресс-код и я не опасаюсь подводных камней на корпоративах».

Не так давно по русскоязычным HR-ресурсам прокатилась информация о том, что работодатели предпочитают сворачивать «удаленные» вакансии. Как выясняется, тенденция зафиксирована уже как несколько лет. Например, еще в 2013 году компания Hewlett-Packard обязала всех «удаленных» сотрудников выйти на работу в офисы, посчитав, что таким образом повысит эффективность персонала. Весной 2017 года аналогичного потребовала от своих удаленных сотрудников и IBM. Однако судя по обилию статей-кейсов на тему «Как наладить работу удаленных сотрудников», этот вопрос для работодателя по-прежнему актуален. Удаленные сотрудники востребованы, а значит, при желании работать с таким типом занятости вы всегда найдете и отрасль, и место работы.

2
0
294
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ