От трех до пяти | От пяти до восьми | От восьми до двенадцати лет | От двенадцати и старше
Рано или поздно каждая семья оказывается перед неизбежным фактом встречи своего ребенка с искусством театра. Будь то заезжая гастроль в районный детсад частной кукольной антрепризы, или же совместный поход на спектакль «по программе».
Чтобы первое знакомство юного зрителя с театром не стала последним, превратившись в обоюдный кошмар, стоит позаботиться о том, чтобы минимально подготовиться к знаменательной встрече.
Для успеха предприятия достаточно правильно определить три его составляющие: возраст зрителя и адрес театрального послания (вам в помощь - обязательные с этой осени возрастные маркировки всех зрелищных мероприятий), рекомендации очевидцев, опробовавших профессиональную составляющую продукта (наличие премий, участие в фестивалях и т.п.), и, наконец, ваше личное понимание того, какую цель вы преследуете, выкраивая время и средства из личного графика и семейного бюджета, когда начинаете движение с ребенком в направлении театрального зала.
Почти каждый театр в нашем городе предлагает сегодня спектакли для детей и юношества. Но с самого раннего детства большинству из нас помнятся «Золотой цыпленок» и «Поросенок Чок», которые мы посмотрели в Большом театре кукол на улице Некрасова. Спектакли эти, между прочим, до сих пор сохраняются в репертуаре, свидетельствуя о добротности классики, проверенной временем. Но с недавнего времени формат театра начал меняться и, несомненно, в лучшую сторону.
С приходом талантливого выпускника Театральной академии Руслана Кудашова, который привел за собой команду единомышленников и учеников, в афише БТК появились спектакли, в которых даже хрестоматийные сюжеты зазвучали по-новому. Из таких - «Бармалей» К. Чуковского. Его можно посмотреть 15 декабря на Основной сцене театра. Этот «Бармалей» рождается, как детская игра, прямо на глазах изумленной публики из нескольких рулонов крафта, при помощи ведерка с краской и пары канцелярских ножей. Одно движение пальца, опущенного в краску, и всклокоченный маляр – уже грозный разбойник с черными торчащими усами. Пара взмахов кистью и лезвием, и вот уже перед нами слоны, носороги, бегемоты. Отдельные сцены решены в технике теневого театра и анимационно.
Но если в «Бармалее» зрителя словно приглашают к совместной игре, то местный «Колобок» (22 декабря на Малой сцене театра) как раз рассказывается, как и положено традиционной русской сказке.
Спектакль - урок для самых маленьких зрителей, помимо основной дидактической (излишнее любопытство до добра не доводит) выполняет еще и просветительскую миссию. Особенно приглянется он тем родителям, которым близки народные промыслы и русский фольклор. Этот «Колобок» вылеплен в соответствии с национальными традициями русского быта. Куклы - вязаные, валяные, мягконабивные. Игровое пространство, в котором разворачивается этот квест, решено в духе деревенской избы с домоткаными ковриками и другими приметами традиционного рукоделия. Вращается колесо огромной прялки, и с каждым его витком наш герой оказывается перед лицом новых испытаний. Но, как известно, «сколько веревочке ни виться...»
Кстати говоря, спектакль - лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и дипломант различных фестивалей и премий.
Молодой драматический театр «Мастерская», некоторое время назад обосновавшийся в бывшем помещении театра «Буфф» на Народной улице, очень быстро обрел свою восторженную аудиторию. Трудности попадания в не самое транспортно доступное место театральной карты города не смущают тех, кто хоть раз побывал на спектаклях "Мастерской".
Спектакль «Бременские музыканты», выпущенный в конце прошлого сезона, сразу постигла участь его старшего брата - мультфильма, мгновенно разошедшегося на музыкальные цитаты. В спектакле подкупает все - от знакомой музыки, которая не только звучит, но и исполняется «живьем» всеми бродячими артистами, до возможности стать полноценным участником сценического действия, которая предоставляется всем в зале. Добавьте к этому еще яркие костюмы и неподдельный азарт, с которым работает молодая труппа, и сумма успеха будет полной. Присоединиться к музыкантам можно 16 и 30 декабря.
А вот один из старейших кукольных театров города - знаменитый «Театр марионеток им. Е.С. Деммени» откроет для вас мир страны Восходящего солнца - Японии в лучшем спектакле репертуара - сказке «Волшебное перышко» (15 и 16 декабря).
Не ждите зрелища формата аниме или манга. Японская история о журавлике, в благодарность за заботу пришедшем к спасшим его людям в образе девочки, очень близка к русской «Снегурочке». Финал симптоматичен: воздастся тем, кто чист сердцем, надеется и верит. Спектакль потрясающе красив. Он наполнен журчанием удивительной музыки, складывающейся из шумов и переборов необычных музыкальных инструментов в руках у почти настоящей гейши, расположившейся в стороне от игровой площадки. Он пронизан духом востока. Япония здесь - в игровых масках и костюмах, в которых работают артисты, в стеблях бамбука и рисовой бумаге, в разрезе глаз и жестком абрисе угольных волос кукол. А традиционный бумажный веер здесь подают в качестве программки...
Спектакль - лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» и двух премий «Золотая Маска».
Удачный синтез кукольного и драматического спектакля представляет вторая студия театра «Karlsson Haus» на улице Ломоносова 8 и 9 декабря в постановке «Вероятно, чаепитие состоится», созданной по мотивам книг Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в Стране Чудес».
Чтобы попасть на чаепитие, необходимо свернуть в одну из подворотен с улицы Ломоносова во двор, где главным ориентиром для вас станет дверь, раскрашенная в черно-белую клетку. Не забудьте прихватить с собой сменную обувь - с гостевого коврика вас проводят в гостиную, где сидеть вам придется прямо на полу на брошенных на ковер подушках. Игровое пространство спектакля – гигантский стол, расчерченный на шахматные квадраты. Он таит в себе десяток превращений и столько же сюрпризов. Откуда-то из недр стола появляется маленькая фигурка Алисы, перемещающаяся по столу согласно сюжетным перипетиям. За час с небольшим зрители вместе с героями успевают пережить массу приключений, научиться готовить шоколадный маффин, вести непринужденную беседу на английском языке, выпить настоящего английского чаю и, под конец, встретиться с самым удивительным персонажем сказки, появления которого уж совсем никто не ожидал.
Спектакль - лауреат Национальной премии «Золотая Маска».
Всем известно: одиночество родом из детства. Но что делать с этим знанием тому, кому нет и десяти лет? В какую систему координат поместить свое никому ненужное «я»? И как быть, если мир, такой хрупкий, может пошатнуться уже тогда, когда твою канарейку проглотит собака? Что уж говорить о более серьезных потерях?..
Музыкальный спектакль «Тряпичная кукла» Театра Дождей за десять (!) лет сценической жизни успел обветшать и утратить премьерную декорационную яркость. Неизменным вот уже много лет остается искреннее чувство, с каким раз за разом проживают актеры историю маленькой девочки, ведущей нешуточную борьбу за свою мечту в призрачном мире сновидений, полном страхов, переживаний и фантазий.
Простыми, но эффективными постановочными средствами создателям спектакля удалось расширить камерное пространство театра, то поднимая героев в облака, то бросая их в пучину вод. Неослабевающее напряжение интриги и вполне благополучный финал не заглушают основную интонацию спектакля – столь редкую сегодня на сценических подмостках щемящую светлую грусть. Веселые музыкальные номера не смогут обмануть внутреннее «я» маленького зрителя, который по окончании спектакля тихо вздохнет: «Она такая же, как я». Спектакль запланирован к показу 16 и 23 декабря.
О становлении же внутреннего «я», о взрослении и одиночестве спектакль Александринского театра «Счастье» (16 декабря) - первая в новейшей истории театра постановка для аудитории младше 12 лет.
В основу масштабного проекта (будьте готовы к продолжительному сеансу с двумя антрактами) положены сюжетные линии истории о синей птице счастья. Предновогодний ужин среднестатистического современного семейства прерывает визит «Скорой помощи» - мать увозят в больницу. Детей укладывают спать, и их тревожный прерывистый сон материализуется на сцене. Полный фобий и комплексов он сводится к общей пульсирующей до боли в висках задаче: вырвать из когтей смерти птицу (читай: душу) самого близкого существа – своей матери.
Мультимедийный состав спектакля, включающий анимацию и видеопроекции, дополнен уникальными сценическими механизмами. На сцене фигуры персонажей то становятся невообразимо огромными, то невесомыми, почти плоскими. Музыкальная партитура поддержана «живым» звучанием настоящего оркестра.
Спектакль - лауреат и дипломант множества фестивалей и премий.
Именно с этой магической цифры, по сути, может начаться индивидуальный путь вашего ребенка в мире театра. И если маршрут от трех до двенадцати вы проделали вместе, если точки координат, заданные вашим пристальным родительским чутьем, у него не вызывают сопротивления, то на этом этапе вы смело можете отступить. Если, конечно, сами за это время не увлеклись театром всерьез.
Мама маленького театрала Дина Калинина