Вот и остались
позади долгие святки, ярмарки, праздники, каникулы… Если за два зимних месяца
вам порядком надоели санки, салазки, «ватрушки», коньки и снеговики, то самое
время запланировать на выходные поход на концерты или музыкальные постановки.
Причуды романтиков и симфония с секретом
Знаете ли вы,
что первым гастролером, который сумел сделать из своего концерта настоящее шоу,
был Ференц Лист. Приехав в Петербург в 1842-м году, венгерский композитор и
пианист распорядился поставить в зале два рояля – клавиатурами в разные
стороны. Во время концерта Лист переходил от одного инструмента к другому,
чтобы публика в разных частях зала могла не только слышать, но и видеть его
лицо. А вот Рихард Вагнер, посетивший наш город через двадцать лет после Листа,
наоборот повернулся к публике спиной. В те времена было принято дирижировать,
стоя спиной к оркестру. А Вагнер справедливо полагал, что музыкантам видеть его
гораздо важнее, чем слушателям. Со временем так начали поступать все дирижеры.
Ференц Лист за роялем. Карикатура
Это всего две
истории, которые можно рассказать о героях февральского концерта из цикла,
который ведет Алексей Галицкий (Малый
зал филармонии). Вместе с петербургскими музыкантами Галицкий весь сезон
рассказывает о разных музыкальных стилях. Концерты-лекции о барокко и
классицизме уже прошли, зато уже днем в субботу 3-го февраля можно узнать о
романтизме и композиторах-романтиках Листе, Вагнере и Верди. На концерте
ждут слушателей школьного возраста с родителями.
А в Капелле в это же время концерт из цикла
«Музыкальный алфавит». Здесь к
февралю добрались до буквы «Г», объединив на афише оркестровые сочинения Глинки
и «Прощальную симфонию» Гайдна. Симфония эта с секретом. В финале музыканты
один за другим уходят за кулисы. В конце концов, на сцене не останется всего
один музыкант. Почему? Об этом вы наверняка узнаете в Капелле.
Внимание, конкурс!
Представьте: ваш
ребенок может стать соавтором профессионального композитора, а музыкальное
сочинение, написанное по его рисунку или сказке, будет исполнено настоящим
оркестром! Причем, исполнено не где-нибудь, а в одном из самых престижных залов
Петербурга – в Большой зале филармонии.
Здесь уже не первый год проходит конкурс
среди маленьких слушателей. Будущему победителю нужно придти на концерт
детского абонемента «Разные истории для
детей и их родителей», принести с собой рисунок, сказку или рассказ
собственного сочинения и после концерта отдать его ведущей Ирине Степановой.
Современные петербургские композиторы выберут несколько работ, будут работать
все лето, а к следующей зиме позовут авторов на концерт.
Рисунок маленькой Полины (победитель конкурса 2011 года)
Такие воспоминания
остаются на всю жизнь! Поторопитесь: в цикле осталось всего три концерта.
Ближайший – уже 9 февраля, в субботу
в 15.00. Филармонический оркестр и
Ирина Степанова вспомнят знакомые сказки и «рассмотрят» музыкальные картины и
картинки. В первом отделении - портреты «Бабы-Ягы» и «Кикиморы» Анатолия
Лядова, этюды-картины «Красная шапочка» и «Ярмарка» Сергея Рахманинова. А во
второй части концерта - замечательный цикл Мусоргского «Картинки с выставки».
Когда-то на сюжет двух пьес этого цикла – «Баба-Яга» и «Балет невылупившихся
птенцов» был снят чудный мультфильм.
Трое толстяков и золотой ключик
В воскресенье, 17 февраля на сцене ДК
Ленсовета театр «Карамболь»
показывает мюзикл «Три толстяка». Вообще-то
эта сказка о революции. Под руководством грозного оружейника Просперо и его
помощника циркача Тибула восставший народ свергает режим жадных обжор и богачей.
Дивный язык Олеши сделал из «Трех толстяков» не агитку, коих так много было в
20-е годы. Получилась сказка на все времена, только вот комментируют ее
маленьким читателям в разных семьях по-разному – в зависимости от взглядов
родителей. Авторы одноименного мюзикла подчеркивают, что их спектакль задуман не
на сюжет, а по мотивам романа Олеши. Для режиссера Семена Спивака старая сказка
стала поводом пофантазировать на тему причудливого мира вокруг цирковой арены,
а история юного наследника престола Тутти и его куклы, оказавшейся живой
девочкой Суок, – поводом рассказать о дружбе и любви. Кстати, на афишах ДК этот
спектакль обозначен маркировкой «0+», а вот на представление «Буратино» в исполнении той же труппы
«Карамболя» (суббота, 16 февраля) ждут
детишек от шести лет.
"Три толстяка"
Аврора на коньках и пуантах
Почти все
маленькие девочки на свете любят поиграть в волшебниц и принцесс, а мальчишки
мечтают оказаться на месте рыцарей и суперменов. Тем временем мамы маленьких
детей завидуют одной сказочной героине – Спящей красавице. Вот уж кто выспался
от души! Целых сто лет принцесса спала, и никто ни разу ее не потревожил! Кстати,
историю о Принцессе Авроре (а именно так звали Красавицу в балете Чайковского) в
феврале можно увидеть и услышать в необычных жанрах.
Накануне
последнего февральского уикенда (23 и 24 февраля) в театральном зале Санкт-Петербургской консерватории по особой, сложной технологии выложат сцену… льдом!
На афише те же самые сказочные балеты, которые еще в прошлом месяце шли здесь же
в классических постановках, – «Золушка»
Сергея Прокофьева и «Спящая красавица»
Петра Чайковского. Но на ногах Золушки и принцессы Авроры не пуанты, а коньки! Фигуристы
из театра «Санкт-Петербургский балет на
льду» завоевали признание во всем мире. Жаль только, что спектакли идут в
сопровождении записи, а не «живого» оркестра. Для спортсменов так, конечно,
привычнее, но в классическом театре пустая оркестровая яма смотрится странно.
Если вы
все-таки решили пойти на настоящий, а не ледовый балет, но боитесь, что вашему
ребенку не хватит усидчивости на целый спектакль, то опять же 23 февраля, отправляйтесь в Концертный зал Мариинского театра. Здесь
покажут «Сказку об Утренней принцессе».
На сцене – отдельные эпизоды из балета «Спящая красавица», а ведущая Наталья
Энтелис выступает в роли переводчика с языка музыки и танцевальных па,
рассказывая, сказку Шарля Перро. Спектакль начинается в полдень, так что после
него останется время и на поздравления пап и дедушек с праздником, и, конечно
же, на катания на санках, коньках и «ватрушках». Куда же без них в феврале?
мама
маленького меломана,
Ольга
Полякова