Что может быть лучше велосипедной прогулки на фоне просыпающейся природы или пикника на берегу освободившегося ото льда холодного балтийского моря? Только поход в театр на хорошую постановку. Тем более что в мае в репертуаре лучших петербургских театров появляются спектакли, время которых – несколько мемориальных дней в году. И пропустить это никак нельзя.
От 3 до 5
Конечно, совсем маленьким зрителям рассказывать о Войне и
Победе все-таки рано. Но удовольствие от хорошей сказки, разыгранной весело и
со вкусом, наступление дачного сезона отменить не должно.
5 мая на сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева смотрите один из
лучших спектаклей местного детского репертуара – постановку «Белоснежка и семь гномов». Любителей
диснеевской сказки предупреждаем: эта остроумная музыкальная история совершенно
не похожа на свою американскую тезку. Гномы здесь – дни недели. А зло –
карикатурно и по-своему обаятельно. И только Белоснежка, как и положено, хорошо
воспитана, мила и, в конце концов, обязательно встречает своего принца.
11 и 13 мая Театр марионеток им. Е.С. Деммени приглашает на спектакль «Сказки Оле Лукойе». В нем сказки Г.-Х.
Андерсена «Огниво» и «Принцесса на горошине» удачным образом объединены в
сновидение, которое привиделось сказочным королю с королевой. Спектакль
показывают на игровом столе с мобильными ажурными створками-стенками. Кроме
кукол три артиста работают в живом плане, привнося определенную долю иронии по
отношению к кукольным персонажам. Кстати говоря, спектакль идет с антрактом,
так что если ваш малыш успел устать за время первого действия, вы смело можете
ретироваться, посмотрев только одну сказку, нашептанную волшебником Оле Лукойе.
От 5 до 8
11 и 12 мая Маленький театр Фонтанного дома показывает спектакль «Зову вас в
приключение. Муми-тролль». Презентованный в рамках рождественской игровой
программы в 2008 году, на некоторое время он выпал из репертуара театра и не
так давно был возобновлен к радости поклонников Муми-мира. Спектакль
начинается с интерактивной интермедии, в ходе которой гостям предлагается
нарисовать или сконструировать из бумаги некий арт-объект по мотивам книг Туве
Янссон. Если вам посчастливилось побывать в Наантали на острове Муми-троллей, и
ваш семейный альбом пополнился фотографиями с любимыми героями, то сразу оговоримся: в отличие от Muumimaailma, в Фонтанном доме не
воссоздают мир удивительных существ, придуманный Янссон, а, скорее, делятся своими
впечатлениями о нем. Поэтому у артистов, играющих Муми-семью, нет накладных
плюшевых животиков и тому подобных примет. Муми-Тролль и Фрекен Снорк – мальчик
и девочка, которые наравне со взрослыми артистами рассказывают о многочисленных
приключениях, которые довелось пережить им вместе с друзьями – Мюмлой,
Снусмумриком и другими. Все персонажи присутствуют в спектакле и в куклах:
например, Тофсла и Вифсла живут в карманах пальто Муми-папы. И, внимание!
Конечно, появляется Морра. Как и положено, «страшная и ужасная».
Еще один спектакль Маленького
театра Фонтанного дома – поэтическое попурри «Почему я не летаю?» по произведениям Д. Хармса – смотрите 25 мая в театральном зале ахматовского
центра. Как и во всех спектаклях театра, этому предшествует игровая увертюра, в ходе которой озвучиваются отдельные стихотворения, а также создается реквизит,
который будет задействован в финале представления. Возможности описать сюжетную
составляющую часового сценического действия нет, да и быть не может: спектакль
– веселый и грустный музыкально-поэтический концерт. Калейдоскоп персонажей и
образов произведений Хармса позволяет создателям спектакля соединить различные
жанры и техники. Здесь взлетает на шариках кошка, поранившая лапу, из
вывернутых карманов пальто актрисы возникает таксик, который дразнит бульдога,
гигантская ростовая кукла сменяет лохматого тигра, неизвестно откуда взявшегося
на улице, и так далее. Конечно, детская поэзия Хармса не столь известна,
как творчество Чуковского или Маршака. Но если ваш маленький зритель
симпатизирует утонченным литературным упражнениям начала XX века, спектакль «Почему я не летаю?»
придется ему по душе.
От 8 до 12
Восемь лет – возраст, в котором мальчишки и девчонки
блокадного Ленинграда вставали к станку, обеспечивая «все для фронта, все для
победы!» и поднимались на чердаки, заступая на дежурство во время обстрелов. Об
этом, пережитом нашими пра- и бабушками-дедами, уже можно и нужно говорить с
нашими восьмилетними детьми.
Трагический опыт народа, полученный в ходе Великой
отечественной войны, – то, что может и должно стать основой для патриотического
воспитания поколений. Об этом – спектакли, появившиеся к 65-летней годовщине Великой Победы и
сохраненные в репертуаре как гражданский акт.
8 и 10 мая на сцене Театра Марионеток им. Е.С. Деммени смотрите спектакль «Юный Фриц»
С. Маршака. Премьера, по сути, сатирического памфлета, наглядно
демонстрирующего, как под воздействием фашистской идеологии обычный мальчик превращается
в уродливую обезьяну, состоялась в 1942 году. За время войны постановка
выдержала более 650 представлений для бойцов ленинградского фронта на
передовой. Естественно, с восстановлением спектакль претерпел некоторые
изменения (например, кроме фронтовой гармошки постановку музыкально
сопровождает пианино, а камуфляжная сеть, в которую затянута сцена, напоминает о
системе фронтовой маскировки), но особо ценно то, что куклы, работающие
сегодня, – именно те, что прошли войну и выстояли вместе с защитниками
Ленинграда. Спектакль создавался для взрослой публики, что, несмотря на
адаптацию, необходимо учитывать, планируя поход в театр. Будьте готовы, что
вашим зрителям потребуются объяснения и комментарии. Но соприкоснуться с этим
просто необходимо.
Еще один спектакль, который невозможно пропустить в майские
дни, – спектакль-концерт «Минуты жизни» в Большом
театре кукол. Его показывают только три раза в году в дни, когда не
показать его нельзя: 27 января, 9 мая
и 22 июня. В программе – чуть больше трех десятков музыкальных номеров –
известных и не очень песен о войне от «Прощания Славянки» и «Синего платочка»
до «Журавлей» и «Мы за ценой не постоим».
Сила и ценность этого уникального
произведения в живом чувстве, с которым молодые артисты проживают полтора часа
сценического времени. На голой сцене, как на голой земле, – только человек с
его болью и радостью, горем и надеждой и чистый звук пианино, которое
сопровождает голоса. Видеоряд, возникающий за спинами артистов – кадры
фронтовой хроники. Одиночные лучи софитов – щупы прожекторов, пронзающих
тревожное военное небо. В каждой песне, звучащей со сцены, – человеческая жизнь
и сила человеческого духа. И, слушая эти песни, понимаешь, что народ,
выстрадавший их, не мог не победить в кровавой битве.
Дина Калинина
Обсудить на форуме