Благотворительный проект анимационной студии «ДА» существует
уже несколько лет. За это время более ста детей с ограниченными возможностями,
подопечные Петербургского детского хосписа и дети с нарушением умственного
развития смогли реализовать свой потенциал, создавая вместе с профессиональными
художниками, аниматорами и психологами самые разные мультфильмы. Недавно студия
открыла свою школу для всех тех, кто хочет прикоснуться к волшебному искусству
анимации. Мы поговорили с директором и идейным вдохновителем студии «ДА» Ириной
Грудиной о том, как они выживают и даже побеждают в международных
мультипликационных фестивалях.
- Как была сформирована ваша группа, как вы нашли друг
друга?
- История студии анимации «Да» началась четыре года
назад. Две семьи: художник-аниматор Михаил Сафронов и фотограф, искусствовед
Надежда Федяевская, а также режиссер Роман Соколов и я, на тот момент
проект-менеджер, вместе со своими маленькими детьми начали ездить в детское
онкологическое отделение больницы им. Петрова в поселке Песочном и создавать с
детьми мультфильмы.
- Как был придуман этот проект?
- Идея родилась так: у Миши был сценарий, который он написал
в детстве и подарил своей бабушке. Та сохранила его и отдала Мише, когда он
стал уже взрослым. Он выложил его в интернет, получил десятки одобрительных
комментариев и решил, что нужно делать мультфильм. А как делать мультфильм по
детскому сценарию? Давайте попробуем сделать его вместе с детьми. Где есть
дети, у которых много свободного времени и для которых участие в таком деле
могло бы быть важным, значимым? На тот момент Надя была волонтером
Санкт-Петербургского детского хосписа и ездила в больницу в Песочном просто
показывать детям мультфильмы. Ответ был найден. Детский хоспис помог
организовать занятия по созданию мультфильма прямо в больнице. Также сотрудница
хосписа предложила пригласить в проект детей с различными тяжелыми генетическими
заболеваниями, детей-инвалидов. В настоящее время радикального лечения
заболеваний, обнаруженных у этих детей, не существует. Таким образом, проект
стартовал в двух местах: на отделении больницы и в офисе детского хосписа. К
нему почти сразу присоединились Катя Шрага и Саша Яскина со студии «Мельница»,
затем стали приходить другие люди. Они приходят и сейчас.
- Сюжеты мультфильмов дети придумывают?
- Сюжеты рождаются по-разному: из стихов и
сказок, шуток и рассказов. Дети любят придумывать и взрослые тоже. Чаще всего
это процесс сотворчества. Мы постоянно ищем новые формы и пути. Существуют
разные способы взаимодействия, но чаще мы выбираем тему и предлагаем детям
порассуждать о ней. В процессе мы стараемся замечать, как дети себя чувствуют,
о чем им важно говорить. К примеру, мультфильм «Лес» рождался из горячих споров и мнений, он важен для меня лично.
- А родители как-то задействованы в процессе? К примеру, на одном из
ваших занятий я видела маму Машу с девочкой Алисой. Мама активно участвовала,
помогала придумывать истории не только Алисе, но и другим детям.
- Мы рады, когда родители участвуют, но чаще наши
занятия для них - возможность сделать какие-то дела или пообщаться между собой.
Что касается Маши, то она работала в студии «Санкт-Петербург», в сериале «Смешарики»,
а сейчас задействована в профессиональном проекте студии «Да» – сериале «Летающие
звери». Это не просто новый
детский сериал, а именно первый в России социальный медиа-бренд, нужный и
важный для того, чтобы благотворительность перестала просить, а могла заработать,
спасти, вылечить. Пока он не приносит дохода, но как только начнет это делать,
то весь доход будет идти в фонд AdVita
на спасение жизни больных людей.
- Дети с вами делятся своими страхами? Происходит какое-то
общение помимо занятий?
- Да, мы довольно откровенно общаемся, созваниваемся по
скайпу. Здорово получается подружиться в процессе поездок на фестивали. Поездка
на фестиваль – это, прежде всего, путешествие. Со всеми радостями,
свойственными любой поездке. Живем мы чаще всего у знакомых или организаторов,
детей с родителями стараемся селить в гостиницы.
- Но ведь на фестиваль попадают не все? Случаются
обиды? Как с этим боретесь?
- Мы стараемся, чтобы ехал ребенок, который
непосредственно участвовал в мультфильме, представленном на фестивале. Правда,
часто дети из больниц не могут поехать на фестиваль, или находятся где-то
далеко. Мы стараемся, чтобы каждый, кто занимается в нашей студии, хотя бы раз
в год куда-то ездил. Детских обид я не помню. Мы так и говорим: сейчас едут
они, в следующий раз непременно поедете вы.
- Вы существуете за счет поддержки спонсоров,
правильно я понимаю? А как находите их, как находили первых спонсоров?
- Нам рекомендовали обратиться в компании, которые ведут
активную социальную работу. Как и все, кто работает со спонсорами, мы узнаем
контакты и пишем письма, встречаемся. Правда, сейчас мы не работаем в этом
направлении. Есть поддержка постоянного спонсора и гранты. Например, грант Комитета
по культуре.
-А неудачи у вас бывают? Бывает, что прорывает
"все, больше не могу", и наступает отчаяние? Как справляетесь, где
силы черпаете?
- Бывает. Это жизнь, и в ней все есть. И
состояния разные – и усталость, и обида, и досада. Каждый участник студии
ответит на этот вопрос по-своему. Я могу про себя сказать, что меня очень
поддерживает моя семья. А еще я люблю ездить в горы, иногда менять деятельность
и работать на каком-то совсем другом проекте. Еще, конечно, йога и медитация,
вкусная и здоровая еда, так как, чтобы ходить в больницу нужно быть здоровым,
иначе у тебя просто нет права там быть. А вообще отчаяние наступает как раз не
от того, что порой видишь обреченных детей, а когда я замечаю, что в моей жизни
полно бессмысленных, никому не нужных дел. В какой-то момент делать становится
гораздо легче, чем не делать.
-Как вам можно помочь? Кто из волонтеров нужен студии
«Да» в первую очередь?
- Нам нужны волонтёры для занятий с детьми. Достаточно
горячего желания делать мультфильмы, остальному мы научим. Требуются также
«пиарщики» — все, кто может распространять информацию о студии, увеличивая
количество зрителей мультфильмов.
Беседовала Нина Асташкина
Обсудить на форуме