Сентябрь — сплошной праздник знаний. Кто-то идет в детский сад, кто-то в школу, кто в колледж, а кто уже и в университет. И пока ученики складывают ручки в пенал, а тетрадки в портфель, наш традиционный опрос в сентябре стал «опросом наоборот». Правила изменились: теперь непростые вопросы задают дети, а дело родителей — найти правильный ответ, который успокоит ребенка, подарит ему уверенность в своих силах, а в лучшем случае еще и вдохновит на учебные подвиги.
В нашем родительском комитете собрались уже состоявшиеся мамы и те, кто пока не мамы. А в компанию к мамам примкнул папа троих детей. Кстати, учитель. И все они ответили на вопросы детей так, как если бы отвечали своему ребенку. Или себе самому — десять-двадцать-тридцать лет назад.
Вопрос №1. От неискушенных
Яся, почти 5 лет: «Мама, а вот если я в школе получу плохую оценку. Тройку там или двойку… Ты меня будешь любить? А то я думаю в садике остаться — у нас тут оценок не ставят!»
Марина, мама Димы (4
года): «Я тебя всегда буду любить — с двойками, тройками, четвёрками,
восьмёрками, десятками... С чем угодно!»,
Татьяна, мама Дани (3 года): «Я
люблю тебя независимо от оценок. Очень-очень. Но мне бы хотелось, чтобы мой
ребенок хорошо учился, был умным и образованным. Поэтому твоя «двойка» меня бы
очень расстроила».
Наташа, мама Лины (7
лет) и Алисы (1,5 года): «Конечно, буду. В любом случае. Оценок бояться не
стоит, их всегда можно исправить. И уж, конечно, никакие оценки не могут
повлиять на мою любовь к тебе».
Виктория, мама Тёмы (9 лет) и Риты (3
года): «Дорогая моя, я тебя любила, даже когда ты писала на мои любимые
платья и не давала мне спать всю ночь напролет, неужели какие-то дурацкие «двойки»
меня напугают? Справимся с ними вместе».
Алёна, мама Максима (10 лет) Кирилла (7
лет) Ксении (полгода): «А как же! Причём тут школьные оценки? Ты у меня самая
любимая всегда-всегда! Я буду радоваться твоим «пятёркам» и расстраиваться
из-за «двоек», но любить буду одинаково».
Татьяна, мама Лёни (6,5 лет), Антоши
(3,5 года) и Андрюши (1,9 года): «Любить, конечно, не перестану, но
расстроюсь. Ты же не хочешь расстраивать маму?»
Майя, пока не мама: «Я люблю тебя просто
потому, что ты у меня есть. А что касается оценок… Если ты получишь «двойку»
или «тройку», мы после школы будем гулять особенно долго. Ведь наверняка такую
оценку ты получила из-за того, что мало отдыхала!»
Мария, мама Ксении (18 лет), Василия (11
лет) и Серафимы (3 года): «Я люблю тебя, просто потому что ты — моя дочка.
Поэтому даже если ты получишь «двойку», я все равно буду тебя любить. И скажу
тебе по секрету, иногда я тоже в школе получала «двойки». Но в первом классе
тебе, как и в садике, не будут ставить оценок. Так что не волнуйся: у тебя
будет время привыкнуть к школе и понять, что учиться не так уж и сложно!»
Маша, пока не мама: «Конечно, я тебя
буду любить. Оценки — это важно, но ты важнее всего. Только стараться в школе
все равно нужно, потому что это со временем поможет тебе исполнять все свои
желания и делать всё, что ты хочешь. Так что хорошо учиться тебе будет нужнее,
чем мне».
Вопрос №2. От тех, кто бы предпочел воздержаться
Валерик, 6 лет: «Если б в школе были бы только уроки физкультуры, я бы
туда пошел. Но мне сестры сказали, что там есть музыка, а я петь не люблю.
Бывает такое, чтобы дети не ходили в школу? Я буду ходить на секцию, а читать и
считать я уже в садике научился!»
Сергей, отец Насти
(18 лет), Светы (8 лет) и Димы (6 лет): «Ну, там еще много чего интересного
есть. Тебе девчонки говорили про музыку? А ты вот у пацанов спроси, они тебе
еще не такого расскажут!»
Марина: «Да, бывает. Но тогда они
учатся дома сами и ходят в школу только сдавать экзамены».
Наташа: «Бывает, но тогда тебе
придется учиться дома. Читать и считать — это не все, чему учат в школе. Там
учат еще многим прекрасным вещам: красиво писать, знать, откуда берутся облака,
почему электричество в розетке, почему трава зеленая, почему сахар в воде можно
растворить, а рис нет».
Виктория: «Бывает, но тогда придется
учиться дома, а это не так интересно — ведь в школе тебе могут помочь
одноклассники, а дома придется со всем справляться самому».
Алёна: «Надо всё попробовать самому.
Сёстры же по-другому смотрят на мир. А на уроке музыки можно просто рот
открывать и не петь — это весело!»
Татьяна: «Если бы я умела, сама бы
тебя всему научила. Но раз я не умею, придётся пойти в школу. Ты попробуй,
вдруг понравится!»
Майя: «А я люблю петь. Беру в руки
расчёску и кривляюсь перед зеркалом, воображая, что я известная певица. Вообще
такого почти не бывает, чтобы дети не ходили в школу. Да к тому же музыка в
школе будет не всё время. Физкультуры там в разы больше!»
Мария: «Бывает, что дети не ходят в
школу и занимаются дома с учителями и родителями. Обычно это детки, которые
болеют какой-нибудь тяжелой болезнью и просто не могут посещать школьные
занятия. Когда ты вырастешь, тебе понадобится не только чтение и письмо, но и
география (вдруг ты захочешь путешествовать?), история (ведь нужно знать, в
какой стране ты живешь?), физика (она поможет разобраться в машине) или, может
быть, химия. Всему этому учат в школе».
Маша: «Чтобы дети не ходили в школу — такого не бывает. Ну разве что у отсталых народов. А мы же не отсталый народ!
В школе учат не только читать и считать, и вообще там тебя ждет много
интересного — надо только внимательно смотреть и слушать учителя. А музыка… Ну,
музыка! С какими-то вещами всем людям приходится мириться, иначе никто не
живет, это закон такой. Зато на секции ты будешь получать удовольствие».
Вопрос №3. От сомневающихся
Кирилл, 7 лет, первоклассник: «Мама, а это правда, что в школе надо учиться целых 11 лет? А если мне надоест раньше, и я не захочу?»
Сергей: «Отучишься, сколько тебе надо, а уж дальше разберемся!»
Марина: «Можно
учиться только девять лет. Я так и сделала — после 9-го класса ушла заниматься своей
любимой профессией. Для неё уже можно было в школе дальше не учиться. Но есть
профессии, где все-таки надо закончить 11 классов».
Наташа: «Иногда бывает так, что не
хочешь что-то делать, но надо. Чтобы ты сам мог выбрать, кем стать, нужно
закончить школу. Без школьного образования можно будет заниматься только чем-нибудь
скучным и неприятным. Но ты можешь закончить школу экстерном, сдав экзамены за несколько
классов в течение одного года. А пока тебе нравится и не наскучило, не стоит
думать о грустном».
Виктория: «Одиннадцать лет — это очень долго,
ты прав. Но ведь с другой стороны — у тебя будет целых одиннадцать лет, чтобы узнавать
что-то новое, чего ты еще не знаешь. А это самое интересное в жизни. В школе
ребята учатся не только разным наукам, но еще и общаться со сверстниками и
взрослыми, дружить на всю жизнь, ухаживать за девочками, ссориться и мириться,
спорить и доказывать свою точку зрения и многому-многому еще. Думаю, тебе не
надоест, даже жалко будет потом, что школьные годы пролетели так быстро».
Алёна: «Ты можешь сначала закончить
начальную школу — это всего четыре года! А дальше можно пойти работать. Но работа
будет скучная, и платить за неё будут мало. Поэтому умные дети идут учиться
дальше. А если тебе надоест, посидишь дома и отдохнешь».
Майя: «Это
правда. И может случиться такое, что
ты не захочешь уже через неделю, после того как туда пойдёшь. Мы все иногда не
хотим делать что-то, что нужно. Но ничего страшного — мы с тобой будем
стараться, чтобы тебе нравилось в школе. Потому что школа — это не только уроки.
Это друзья, походы в музеи, театры, спортивные соревнования и веселые
праздники!»
Юля, мама Егора (4 года): «Уйдешь
раньше, будешь дворником или грузчиком, отличные профессии».
Мария: «Да, в школе учатся одиннадцать лет.
Но те, кому очень надоедает, могут уйти и после 9-го класса и поступить в
колледж (там, кстати, тоже придется учиться)».
Маша: «Если тебе надоест — ты мне
скажи, и мы что-нибудь придумаем, посмотрим, как тебе помочь. Но учиться все
равно надо будет до конца».
Вопрос №4. От тех, кто думает, что дело в тренажерах, хотя наверняка дело не в тренажерах
Максим, 11 лет: «Я бы хотел ходить в другую школу. А то в нашей нет тренажеров в спортивном зале и компьютеры древние. А еще меня дразнят одноклассники из-за того, что я меньше всех ростом. Взрослые же меняют иногда работу. А ребенку можно поменять школу?»
Сергей: «Не вопрос. Только учти, что
таскать тебя за тридевять земель мне будет откровенно лениво, а маме некогда,
так что сам думай!»
Виктория: «Конечно, можно. Но нужно
как следует все обдумать — ведь в старой школе останутся не только древние
компьютеры и те, кто тебя дразнят, но и те ребята, с которыми ты дружишь, и те
учителя, которые тебе нравятся. Если точно уверен, что хочешь перейти в другую
школу, давай вместе посмотрим, какие еще школы есть около нашего дома».
Алёна: «Давай пойдем в другую школу.
Например, в ту, которая ближе к дому. Но подумай хорошо, прежде чем делать
окончательный выбор. Сходи, посмотри, сравни».
Татьяна: «Конечно, школу поменять
можно. Только может получиться, что и в новой школе будет не лучше».
Майя: «А давай узнаем, какие в нашем
районе есть спортивные секции и есть ли там тренажеры?! Папа рассказывал мне
тут недавно, что в его спортивный клуб дети тоже могут ходить. Предлагаю
поговорить об этом за ужином! Это может быть очень здорово — всем вместе ходить в
спортивный клуб».
Юля: «Конечно, можно, только придется
вставать раньше и из школы самостоятельно ездить домой».
Мария: «Конечно, как
взрослый может поменять работу, так и ребенок может поменять школу. Для этого
нужно узнать, какие школы есть в нашем районе и есть ли в классах свободные
места. Но, к сожалению, смена школы не гарантирует, что новые одноклассники
будут лучше прежних. Этого нельзя знать наверняка. Может быть, прежде чем
уходить из школы, стоит попытаться найти общий язык с кем-нибудь из ребят или
перейти в параллельный класс?»
Маша: «Да, можно поменять школу.
Правда, не так сразу — сегодня ты попросил, и опа! — завтра уже идешь в другую.
С работой у взрослых, кстати, тоже не все так просто бывает — нужно еще найти
подходящую! Так же и со школой. А еще может оказаться, что ты пойдешь в другую школу и поймешь, что эта всё равно была лучше. Подумай хорошенько, может быть, здесь
есть и что-то хорошее, и с этим не стоит расставаться?»
Вопрос №5. От тех, кому скоро придётся выбирать свой путь
Анита, 15 лет: «Мне осталось в школе учиться всего два года, 10 и 11
класс, а я так и не выбрала себе профессию. Даже не представляю, кем хочу
стать и на какие предметы обратить внимание. Что посоветуете делать?»
Сергей: «А ничего
не делай. Просто занимайся, как положено, а уж с выбором разберемся чуток
попозже — при хорошей подготовке нам будет почти все равно, куда поступать».
Наташа: «Пообщаться с
представителями разных профессий, попробовать летом поработать и помнить, что
ты всегда можешь выбрать другую профессию. В любое время своей жизни».
Виктория: «Ты не
поверишь, со мной было то же самое! И с папой, и со многими нашими знакомыми.
Многие люди даже в третьего курса института уходят, потому что понимают, что
поторопились с выбором и хотели бы учиться чему-то другому. Это не страшно, у
тебя есть еще время определиться. Может быть, пока ты решишь, чем точно не
хотела бы заниматься, а потом вместе подумаем над тем, какие варианты
останутся?»
Алёна: «Делай то,
что тебя увлекает, что получается лучше всего. Если даже ты сейчас твёрдо
решишь, кем быть, ты можешь передумать спустя 3-4 года. И будет жаль
потраченного на неинтересные предметы времени. А когда делаешь то, к чему душа
лежит, хочется совершенствоваться и расти над собой. Не думай о том, кем хочешь
стать, думай о том, кто ты сейчас и что ты хочешь делать сейчас».
Татьяна: «Представляешь,
мне уже 30 лет, а я тоже до сих пор не знаю, кем хочу быть. Поучилась в
университете, поняла, что не могу заниматься неинтересным мне делом только ради
диплома, бросила. Девочке в этом плане гораздо проще, можно выйти замуж и
работать мамой».
Майя: «Я знаю
одну прекрасную тетю Юлю, которая могла бы нам помочь разобраться с этой
ситуацией. К сожалению, я познакомилась с ней уже после того, как
закончила университет, но она помогла мне понять себя и узнать мои слабые и
сильные стороны. Предлагаю встретиться с ней, и она обязательно расскажет тебе
о том, на что ты можешь обратить внимание. Договорились?»
Мария: Существуют
центры профориентации. В них тебе предложат психологическое тестирование, чтобы
определить к какому типу работы у тебя есть склонность, что тебе больше
подходит: работа с людьми или с машинами, деятельность, предполагающая
постоянное общение или, скажем, работа с бумагами и цифрами. Там же тебе
расскажут, какие именно профессии могут подойти тебе, и в чем их суть. Кроме
курсов существуют специализированные бумажные и электронные издания,
рассказывающие о разных профессиях. Полезными могут оказаться и рейтинги
наиболее востребованных молодых специалистов, составляемые работодателями
(нужно ориентироваться именно на них, а не на абитуриентский конкурс на ту или
иную специальность). Из рейтингов можно понять, какие специалисты сегодня
действительно нужны на рынке, в какой области можно быстро сделать успешную
карьеру.
Маша: «Два года — достаточное время, чтобы решить этот вопрос. По-моему, если нет предметов,
которые тебе кажутся интереснее других, то лучше всего обратить внимание на те
предметы, которые тебе даются легче всего. Это в будущем сэкономит тебе много
сил. Но забрасывать все остальные, конечно, нельзя, особенно те, по которым
обязательные экзамены».
***
Если ответы наших родителей пригодятся вам в разговорах с вашим ребенком — отлично. Если вы хотите поспорить с родителями и их вариантами ответов, может быть, не всегда правильных с точки зрения психологии, но точно наполненных искренностью и любовью к своим детям, – присоединяйтесь, мы будем рады! А может быть, у вас есть свои варианты ответа на непростые вопросы?
Счастливого учебного года — и детям, и родителям! Много новых знаний, отличных одноклассников, нескучных уроков музыки и пусть учиться не надоедает. Ну и «пятерок» в дневниках. Хоть «пятерки», как мы выяснили, совсем не главное в жизни.
Ира Форд, мама Яси
(почти 5 лет) и Гоши (1 год)
Обсудить на форуме