«Послание к человеку» отправлено
Это сообщение автоматически закроется через сек.

«Послание к человеку» отправлено

Недавно закончившийся XXIII международный кинофестиваль «Послание к человеку» порадовал не только насыщенной, тщательно отобранной программой, но и новыми площадками, вроде недавно открывшегося кинотеатра «Великан».

После затишья прошлых лет (последние годы публика фестиваль не жаловала) «Послание к человеку» взяло курс на освещение актуальных гуманистических идей и создание новых традиций.

В программе прошедшего фестиваля поразили невымышленные истории документалистов, лучшей из которых является «Акт убийства» Джошуа Оппенхаймера ― о гордящихся своей жестокостью индонезийских убийцах. Это, пожалуй, самый скандальный и радикальный фильм года.

Не менее достойная картина «Голая опера» Ангелы Кристлиб повествует о буднях тяжелобольного гомосексуалиста из Люксембурга, отправляющегося в поисках любовников на премьерные показы оперы Моцарта каждые выходные.

Оба эти фильма поделили приз жюри прессы.

Из двухсот с лишним документальных, игровых, коротких и полнометражных фильмов, показанных в рамках фестиваля, жюри во главе с американским режиссёром Мирой Наир приняло решение выделить следующие фильмы.


«Lost boys»

«Кентавр» за лучший дебют среди документальных фильмов был присуждён режиссёру Варваре Обросовой. «Lost boys» ― лента о представителях российской богемы, рождённых в восьмидесятые. Как влияет на поколение время перемен и смуты? Как формируется личность на стыке эпох, противоречивых настроений, смены ценностей и идеалов? Эти и другие вопросы задает себе и зрителю молодой режиссер.

Лучшим короткометражным документальным фильмом была признана работа Лидии Шейниной «Мама». Небольшая документальная кинолента о тревогах и радостях 96-летней женщины открывает истинный смысл и глубину жизни пожилого человека. Жизни, лишённой ненужной суеты, но полную нежности и заботы.


«Мама»

«Моя родня» (My Kith and Kin) режиссёра Родиона Исмаилова получил «Кентавр» за лучший полнометражный документальный фильм. Это трогательная история десятилетней девочки Лолиты, отправившейся в путешествие в Азербайджан, чтобы впервые познакомиться с семьей отца и традициями его народа. Фильм затрагивает актуальную тему: с какими проблемами сталкиваются дети, рождённые в этнически смешанных семьях.


«Моя родня»

Кинокартина «А в троллейбусе мерцает окно…» Ирины Ланиной получила диплом «За органичность формы и содержания и жизнеутверждающий посыл», а также специальный приз Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области за лучший документальный фильм о человеке труда. Фильм рассказывает о простой мечте, которая сбывается, о жизни, полной событий и переживаний. Героини ленты – две женщины, являющиеся водителями троллейбуса.


«А в троллейбусе мерцает окно…»

В конкурсе короткометражных экспериментальных фильмов «In Silico» «Кентавр» за лучший экспериментальный фильм был отдан французскому фильму «Иксленд» (Exland) Михая Греку и Тибо Глеза, показавшему величественные и устрашающие пейзажи заброшенного парка аттракционов и фантастические природные явления.

Диплом «За превращение детской игры в полноценный художественный образ» присуждён киноленте «По-моему, это было так» (I think this is the closest to how the footage looked) израильского режиссёра Юваль Хамеири.


«По-моему, это было так»

Диплом имени Даниила Хармса получил фильм «Граждане против лип» (Citizens Against Basswood), режиссеры Джеймс и Карен Асмундсон, Канада.

А лучшим дебютом в международном конкурсе была признана «Обида» (The Wound) Анны Будановой. Эта анимационная история о том, как обида в образе мохнатого существа становится лучшим другом маленькой девочки. Со временем негативное чувство становится сильнее и влиятельнее, вытесняя из сознания ребенка все важные ценности.


«Обида»

Работа польского режиссёра Збигнева Чапла «Тото» ― о мальчике, живущем с мамой вдали от городской суеты и шума, названа лучшим анимационным фильмом фестиваля.

«Кентавр» за лучший короткометражный игровой фильм присудили греческой ленте «Не прощаясь» (On the Threshold) режиссёра Анастасии Кратиди. Это история о сомнениях и переживаниях девятнадцатилетней гречанки, оказавшейся перед необходимостью принимать решения и делать выбор. Лена живёт со своей семьёй на отдалённой ферме, где она всего лишь помощница по хозяйству. Но внезапно все меняется вокруг.


«Не прощаясь»

«Женщины и пассажир» (The Women and the Passenger) был отмечен «Кентавром» как лучший полнометражный документальный фильм. Чилийские режиссёры Патрисия Корреа и Валентина Макферсо расспрашивают о любви тех, кто видит незамеченное. Тех, кого никто не замечает, ― уборщиц знаменитого секс-мотеля Marin 014 в Сантьяго.

Отдельного внимания жюри удостоились фильмы «Место сделанное человеком» (Man Made Place) режиссера Юшена Су и шведский фильм «Приговоренные» (The Death Row) режиссера Марьям Эбрахими, игра актрисы Мишель Годдет в фильме «Воскрешенье» (Resurrection) и работа операторa фильма «Труба» Александра Иванова.


«Только с тобой»

Нидерландской кинокартине «Только с тобой» (Straight With You) режиссёра Даана Бола был присуждён диплом «За искренний фильм о радости познания себя и принятии семьей» об одиннадцатилетнем мальчике, получившем любовное письмо от самой интересной девочки в классе.

Студенческое жюри отдало свой приз швейцарскому фильму «Лес – имя моей матери» (My Mother’s name is Forest) режиссёра Рашель Ноэль. Это документальный фильм, смонтированный из материалов, отданных режиссёру собственными родителями; погружение в реальность чужих воспоминаний – реальная ситуация, когда оказываешься в пространстве настоящего домашнего кино и видеоматериала, куда так часто отсылает нас игровое кино.


«Лес – имя моей матери»

Главный приз фестиваля, Золотой кентавр, был присуждён Александе Канди, бельгийскому режиссёру, автору кинокартины «После неё…» (As She Left) – истории о событиях личной жизни героев, происходящих на фоне значительно более масштабной драмы ― урагана «Катарина» в Новом Орлеане.

Каким бы бескомпромиссным и важным ни было сегодняшнее «Послание», у привыкшего за долгие годы к очень неровной программе зрителя не было горячего желания покупать билеты и занимать кресла в кинозалах. Одним из самых удивительных моментов нынешней фестивальной программы можно назвать выступление культового режиссера Ульриха Зайдля в маленьком неуютном зале СПбГУ и присутствие на встрече с ним лишь маленькой группы студентов и нескольких журналистов.

Хочется все же надеяться не столько на сближение элитарного и массового в будущем, сколько на то, чтобы «Послание к человеку» было бы не в чем упрекнуть. Впрочем, нынешний, XXIII-й фестиваль, сделал для этого немало.

Текст: Нина Асташкина

0
0
3
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ