Первая декада января для детских театров, как страда для крестьянина: каникулярная норма — три, а то и четыре спектакля в день. Так что посмотреть новые постановки любимых театров не сможет только очень ленивый. В этой гонке самые закаленные коллективы успевают даже выпустить премьеры! А еще в январе непременно вспоминаем героические вехи истории родного города — в этом году — 70-летие страшной блокады, — к которому в афишах появятся мемориальные названия.
Целый год мы рассказывали вам о лучших спектаклях (новых и не очень) самых разных городских театров. Не удивительно, что именно они вошли в обойму праздничных показов. Итак, Большой театр кукол продолжает начатую в декабре новогоднюю серию спектаклей с игровой интермедией в фойе: 2, 3, 4, 5, 6 и 7 января смотрите спектакль-концерт «Тайна новогодней елки». Особая интонация и уникальный авторский стиль, отличающие все постановки Руслана Кудашова, делают разговор с детьми серьезным и доверительным без заигрывания и «сюсюканья». О серьезном — всерьез, о смешном — с улыбкой. И всегда — с любовью.
Также в продолжение декабрьской премьеры Театр марионеток им. Е.С. Деммени в первые дни нового года — 3, 4, 5, 9 и 10 января показывает спектакль «Расскажи мне про Красную Шапочку» по мотивам известной сказки Ш. Перро. А 2, 6, 7 и 8 января — сказку «Госпожа Метелица» братьев Гримм. Обратите внимание, что в новогодние праздники спектакли идут без антракта. А предваряет начало представления игра с Дедом Морозом и Снегурочкой в фойе театра возле ёлки.
Три зимние сказки включил в праздничный репертуар кукольный театр «Бродячая собачка»: 2, 3 и 12 января смотрите черно-белую историю отважных путешественников «Приключения пингвинят»; 4, 5 и 11 января — русскую народную сказку «Морозко» о двух девочках — ленивице и работяжке; с 6 по 8 января на сцене театра — спектакль «Умка» о приключениях знаменитого белого медвежонка. А новогодние игры в фойе с главными героями праздника — Морозом Ивановичем и его внучкой — уже вовсю идут. Присоединяйтесь!
На новый спектакль «Сказка о Василисе Прекрасной, или Царевна-Лягушка», премьера которого состоялась в последние дни уходящего года, приглашает детский драматический театр «На Неве». 6, 7, 8, 11 и 12 января поклонники ярких музыкальных спектаклей этого театра смогут не только встретиться с героями знакомой сказки, но и поиграть с Дедом Морозом и Снегурочкой перед тем, как прозвенит третий звонок.
На новогодние спектакли театра-студии Karlsson Haus большой зрительский спрос уже не первый сезон. И это оправданно — сезонные представления на оригинальные сюжеты, исполненные на хорошем профессиональном уровне, фантазийные и музыкальные действительно создают праздничное настроение и у детей и у взрослых. Единственный минус театра — вынужденная теснота в гардеробе (он же фойе). Итак, со 2 по 7 января смотрим «Рождественское чудо, или История со старинным органом, трусливым привидением и летучей мышью» на одной сцене, а со 2 по 8 января «Зимние каникулы Муфты, Полботинка и Моховой бороды» на второй сцене театра. Полное расписание.
Свой новый дом на Пушкинской, 19 продолжает обживать театр «Кукольный формат». В каникулярный период со 2 по 6 января приходите на спектакль-мастер-класс «Морозко». Маленькие зрители станут непосредственными участниками настоящего театрального чуда: театр покажет (и даст попробовать) как буквально из ничего сделать спектакль прямо на столе под уютным абажуром, вплетая в известную сказку песенки, загадки и прибаутки. По окончании новогоднего марафона театр берет небольшую паузу, чтобы закончить работу над новыми спектаклями. Первая премьера на новой сцене — сказка С. Аксакова в версии режиссера и художника Анны Викторовой «Аленький цветочек» — назначена на 25 и 26 января. Лирическую и волшебную историю о всепобеждающей силе любви расскажут и покажут в куклах актрисы театра Ольга Донец и Татьяна Шиняева. Ждем с нетерпением.
В Кукольном театре сказки у Московских ворот все дни каникул со 2 по 7 января продолжается веселая кутерьма вокруг новогодней елки в спектакле «Дед Мороз и тролли». В театре давно сложилась хорошая традиция активной работы со зрителями перед спектаклем и в антракте. Регулярно проводятся творческие мастерские и мастер-классы, поддерживая атмосферу спектакля, в фойе работают артисты. Так что с билетом в этот театр зрители получают полный пакет впечатлений, за которыми хочется возвращаться снова и снова. С окончанием продолжительных январских выходных найдите время посмотреть здесь до конца месяца еще одну зимнюю историю — очень красивый, наполненный чарующей музыкой и кружащимся снегом спектакль «Снежная королева» по сказке Г.-Х. Андерсена. Показы состоятся с 14 по 17 января. И еще: узнать о специальных предложениях на билеты и акциях, посмотреть точное расписание и анонсы предстоящих творческих мастерских можно на официальном сайте театра и в социальных сетях .
Еще одна версия сказки о горячем любящем сердце, способном преодолеть любые расстояния и преграды, 3 января на сцене Малого драматического театра — спектакль «Снежная королева» на Андерсеновские темы поставил с артистами театра Григорий Дитятковский. Знакомый сюжет режиссер словно подает сквозь призму заледенелого окна, создавая особый мир, полный изысканной музыки и неярких красок. Спектакль не для малышей — три часа с одним антрактом. Но даже не протяженность и не самый простой язык высказывания двигают возрастную планку в сторону «8+». Взрослые интонации здесь во взгляде на чувства и отношения, существующие между героями. Здесь все всерьез и по-взрослому. При этом по-детски искренне и так же безжалостно. Эта Герда отбирает своего Кая не у абстрактной холодной королевы, а у женщины, по-своему трагичной и одинокой. Родители поймут.
И напоследок еще один опыт прочтения хрестоматийного сюжета: 3 и 4 января на сцене Театра эстрады — оригинальный взгляд на сказку «Золушка», рассказанную не без современного акцента и с юмором. Удачное художественное решение пространства при помощи видеопроекций позволяет мгновенно переносить место действия из домика королевского лесничего во дворец и далее. Костюмы персонажей сказочно аутентичны — дамы в любимых девочками кринолинах, мужская половина спектакля в камзолах. Здесь много поют (вживую!). А «ударная» сцена — парад невест при дворе. Тут уж фантазия постановщика разгулялась, давая молодой актерской команде спектакля разгуляться вволю. Несомненные достоинства спектакля — искренний задор и чистые голоса исполнителей. Смотреть можно.
Именно музыкальная составляющая спектакля-мюзикла «Бременские музыканты» на темы Гладкова, Энтина и Ливанова в Театре на Литейном вывела его в старшую возрастную категорию. А вовсе не, в общем-то, необязательные вариации сюжета в инсценировке (кто бы мог раньше подумать, что между Трубадуром и Атаманшей разбойников может быть что-то большее, чем интерес к королевскому семейству!). Аранжировки классических тем и песен, наизусть заучиваемых нашими малышами со второго просмотра мультфильма, как раз у малышей и вызовут наибольшее возражение. Впрочем, и для родителей финальный выход классической четверки во главе с Трубадуром в образе группы The Kiss тоже станет большим сюрпризом. Будет много отлично исполненных (почти как в теле-шоу) танцевальных и вокальных номеров. Будет даже музыкальный «баттл» Трубадура и Сыщика. Присоединяйтесь 3 и 6 января.
Спектакль «В Рождество все немножко волхвы...» Большой театр кукол показывает только несколько раз в году — под Рождество. В этот раз камерное и очень уютное вертепно-мандаринное действо можно посмотреть 5, 6, 7 и 8 января на Малой сцене театра. В основе спектакля — традиционное кукольное преставление на библейский сюжет о рождении младенца Иисуса Христа. Сообразно традиции же первая часть спектакля (вертепная) играется в рамках двухъярусного ящика, в котором картонные и бумажные фигурки оживают в руках артистов, чтобы перенести зрителей из промозглого зимнего Петербурга в раскаленную пустыню. Рассказ о чудесах, окружающих нас в мире, подкрепляется обязательным запахом мандаринов, вдруг спускающихся в руки на тонких нитях, хрустом узорного рождественского печенья, которым прямо с противней угощают зрителей, и безотказно действующим театральным снегом, щепотью рассыпаемым взобравшимися на стремянку ангелами прямо на головы входящих в зал. Небольшое же сценическое пространство дрожит от тихих песен радости и любви, идущих от чистого сердца. Душа размягчается и обволакивается покоем и благодарностью. Испытано на себе.
Ну и в самом конце месяца, 27 января, на сцене Театра Марионеток им. Е.С. Деммени не пропускаем спектакль «Юный Фриц» С. Маршака, сохраненный в репертуаре в память о страшных днях войны и артистах, оставшихся на полях сражений. Премьера «Юного Фрица» состоялась 22 июня 1942 года. За годы войны спектакль выдержал более 650 представлений, игравшихся на передовой для бойцов ленинградского фронта. Поднять дух солдат и доказать, что страшная и уродливая чума нацизма имеет вполне реальное медицинское объяснение, а потому победима, призван был этот сатирический памфлет. Звонким стихом под гармошку артисты рассказывали своим уходившим на смертный бой зрителям историю мальчика, родившегося в нацистской Германии и взращенного фашистскими идеологами в чудовище — получеловека-полуобезьяну. Что в итоге из этого получилось, знает сегодня весь мир. Рассказать об этом нашим детям — наш с вами родительский долг. А потому, готовясь давать комментарии и объяснять, не пропускаем возможность приобщиться к живой истории. Тем более что куклы, работающие сегодня на сцене, — именно те, что прошли войну и выстояли вместе с защитниками Ленинграда.
Спектакль «Холстомер» в Большом театре кукол, поставленный Р. Кудашовым, относится ко взрослой части репертуара. Но если рассматривать категорию детских спектаклей не с точки зрения наличия/отсутствия откровенных сцен или пропаганды здорового образа жизни, а с точки отсчета «духовного взросления», то этот спектакль показывать надо. Для того чтобы взросление было духовным и правильным. То, как через хрупкую кукольную лошадку транслируются в зал мысли великого классика о милосердии и душе, зачастую отсутствующую у тех, кому она присуща по определению, заслуживает особого внимания. Мир людей представлен на сцене пустыми говорящими оболочками — костюмами, сквозь полы которых зияет чернота. В луче софита — кукла: старая, искалеченная лошадь. Ее жизнь и ее стремление к свету, прорывающемуся сквозь щели досок ворот, перекрывающих сцену, — хроника спасения одной души. Смотрите на Основной сцене БТК 14 января.
Здесь же 27 января не пропустите спектакль-концерт «Минуты жизни». Как и спектакль «Юный Фриц» этот показывают только несколько раз в году: 27 января, 9 мая и 22 июня. В программе — чуть больше трех десятков музыкальных номеров — известных и не очень песен о войне от «Прощания Славянки» и «Синего платочка» до «Журавлей» и «Мы за ценой не постоим». Сила и ценность этого уникального произведения в живом чувстве, с которым молодые артисты проживают полтора часа сценического времени. На голой сцене, как на голой земле, — только человек с его болью и радостью, горем и надеждой и звук пианино, которое сопровождает голоса. Видеоряд, возникающий за спинами артистов — кадры фронтовой хроники. Одиночные лучи софитов — щупы прожекторов, пронзающих тревожное военное небо. В каждой песне, звучащей со сцены, — человеческая жизнь и сила человеческого духа. Программка концерта — свернутый треугольник полевой почты. Ознакомиться с полным списком песен.
И последнее: 24 января отправляем старших школьников в Театр на Литейном смотреть «Ромео и Джульетту» У. Шекспира в постановке Галины Ждановой. Все знают, что повести печальнее на свете нет. То, что герои умрут в финальных сценах, не секрет даже для самого неискушенного зрителя. В каждом новом опыте визуализации классического сюжета интересно, какие они — бессмертные влюбленные сегодняшнего дня, и действительно ли все, что им нужно было, — это Любовь?.. В Театре на Литейном Ромео — нервный острый мальчишка, Питер Пэн, который до последнего не желает во взрослую жизнь. Его дуэль с Парисом — битва на водяных пистолетах. Джульетта рядом с ним — подросшая Венди. Не обманут ни розовые платьица, ни мыльные пузыри — она взрослее. Спектакль, словно наощупь блуждающий в тексте бессмертного классика, ближе к Лурману, чем к Дзеффирелли. А Лурман, как выясняется, родившимся в конце XX века ближе, чем Шекспир. Такая вот печальная история.
Текст: Дина Калинина