Театральный февраль
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Театральный февраль

Наконец настали настоящие холода, а вместе с ними актуальны стали традиционные зимние забавы — каток, горка и даже лыжи. Однако не стоит забывать и про «здоровый дух» — предлагаем оптимальную схему выходного дня: утром театр, после обеда уличные гуляния. Тем более что в февральском репертуаре «душеполезных» спектаклей достаточно.

От 3 до 5 || От 5 до 8 || От 8 до 12 || 12 +

От 3 до 5

1 февраля в своем театральном зале ждет маленьких зрителей театр «Кукольный формат». Впервые на новой сцене — спектакль «Храбрый мальчик и великан». Это новая редакция уже знакомой нам постановки «Погремушка», которую показывали в зале Музея Ф.М. Достоевского. Оригинальная и озорная история про мальчика с добрым и справедливым сердцем была поставлена Анной Викторовой по мотивам сказок народов Севера. Кукольный мальчик по имени Погремушка отправляется в ней на поиски волшебного сундучка, в котором спрятано счастье, а в пути его преследуют коварные, но глупые людоеды. В спектакле звучит красивая музыка, хрустит белая крупка снега, а добро, конечно, побеждает зло. И от смены названия (которое, как показала сценическая жизнь спектакля, оказалось не совсем понятным потенциальным зрителям), хочется верить, сумма зрительского успеха изменится в самую лучшую сторону. 

В этот же день, 1 февраля (а потом еще  9 февраля) малышей ждут герои нового спектакля «От хобота и до хвоста: правило слона»  на малой сцене театра «Балтийский дом». В его основе — популярная американская сказка Доктора Сьюза «Слон Хортон высиживает птенца», которую вы, наверняка, уже прочитали со своими малышами. Ну, или хотя бы посмотрели мультфильм. Потому что книжки Сьюза (между прочим, каждая — бестселлер), написанные легко и остроумно, без лишней назидательности учат добру, вере и верности, справедливости и самоотверженности. Причем, слова Хортона, согласившегося позаботиться о яйце легкомысленной птички Мейзи,  «какая бы нас ни постигла беда, ребёнку не будет, не будет вреда!» адресованы, в том числе, и взрослому читателю.

Спектакль в «Балтийском доме» получился музыкальным и ярким, тон задала цирковая тема книжки, и потому действие организуют рассказчики-клоуны, что, впрочем, не умаляет философскую подоплеку сюжета, а лишь облегчает форму высказывания.

Еще одну поучительно-зоологическую историю из давно полюбившихся, но ждавших лучших времен, покажет 15 февраля «Кукольный формат». «Сказка про крокодилов» — вольная интерпретация истории Блеза Сандрара «Почему больше никто не носит крокодилов в воду» из сборника «Маленькие негритянские сказки». Большой оригинал и заядлый путешественник Сандрар написал историю (конечно, с иносказанием) о том, что крокодилы — неблагодарные звери и съедят даже того, кто спас им жизнь.

«Кукольный формат», как и многие из тех, кто вырос на книжках Чуковского, идет в своем спектакле по пути всеобщего примирения. Все крокодилье семейство здесь персонифицировано, а охотник, нашедший их, погибающих, на берегу, — неискушенный дилетант и, в общем-то, сам во всем оказывается виноват. Потому что, какими милашками ни казались бы хищники (а в этом спектакле и подавно), назвался охотником, стреляй, а то съедят. Вот такое нравоучение.

От 5 до 8

Когда видишь в афише театра название волшебной сказки с превращениями, в первую очередь думаешь о том, как это будет сделано. Получится ли волшебство или, как, увы, это часто бывает, постановочная бригада ограничится затемнением и подменой человека предметом и наоборот. Единогласное «Ах!», проносящееся по залу Театра музыкальной комедии на спектакле «Аладдин»,  — свидетельство абсолютного театрального чуда для скептически настроенных родителей и очевидной безусловности волшебства в сознании маленьких зрителей.

Спектакль «Аладдин» компании Disney, созданный на материале одноименного мультфильма знаменитой студии,  — яркое музыкальное представление со сложными спецэффектами, по уровню сложности проекта не имеющее аналогов в России. Всем известная история приключений веселого Аладдина, его возлюбленной — принцессы Жасмин и могущественного Джинна со сложным характером положена на музыку Алана Менкена (автора лучших саунд-треков к таким мультфильмам, как, например, «Русалочка» и «Красавица и Чудовище»). Здесь яркие вокальные номера чередуются с виртуозными танцевальными, на сцену выходит верблюд, а над зрительным залом летит волшебный ковер-самолет. Смотреть обязательно. 1 и 2 февраля на сцене Театра музыкальной комедии.

А вот в Большом театре кукол ставку делают не на постановочные эффекты, а на игру воображения, стараясь каждым спектаклем задать такой зрительский вектор, по которому ток сотворчества проникнет со сцены в зал. Испытайте это ощущение со своими юными зрителями 16 февраля на спектакле «Двенадцать месяцев, или Путешествие по кругу». Спектакль — почти цирковое представление, в котором двенадцать зодиакальных братьев-месяцев раскрываются с неожиданной стороны. Без слов, в череде сменяющих друг друга номеров, один за другим перед вами предстанут Козерог и Рыбы, Лев и Водолей — каждый со своим характером, каждый в своем жанре: Дева танцует на проволоке, Близнецы бьют чечетку, Рак жонглирует гирями, а Телец учится кататься на роликах и так далее. Кукольные фигурки, выполненные в разных техниках и стилях, сменяются одна за другой, пока путешествие по зодиакальному кругу не пройдет от начала до конца, согласно течению времени.

В продолжение разговора о времени… 23 февраля найдите возможность прийти в Театр юного зрителя на Пионерской площади. Здесь, в день рождения ТЮЗа, покажут спектакль-ветеран, которым много лет назад создатель этого театра А.А. Брянцев начал отсчет его истории: «Конек-Горбунок» по одноименной сказке П. Ершова. Сегодняшний спектакль — обновленная версия того, дебютного. Но принципы, по которым он создавался, сохранены неизменными. Потому — открытая оркестровая яма и живое  звучание музыкальных инструментов, масштабные массовые сцены и игровая природа действа.

Да, конечно, бутафорская рыба-кит, с учетом уже заявивших о себе в театре современных мультимедийных технологиях, смотрится совершенным «ретро». Но, понимая, во многом мемориальный посыл этого театрального высказывания, мы видим в нем и уважение к корням, давшим ТЮЗу богатую родословную, и уникальную природу того, что принято называть классикой, актуальной во все времена.

От 8 до 12

Не устаем рекомендовать вам уникальный в своем роде спектакль Кукольного театра сказки у Московских ворот  — «Элион. Version 2.0», который можно будет посмотреть 5, 6, 7 и 8 февраля по известному адресу на Московском проспекте. «Элион» — единственная фэнтези-история на обозримом театральном поле, написанная и материализованная на сцене с большой выдумкой и вкусом. Неслучайно художник спектакля и автор замечательных даже не костюмов, а, скорее, образов персонажей удостоен Высшей театральной премии «Золотой софит», а сам спектакль номинирован в этом сезоне на соискание профессиональной премии «Арлекин».

Действие этой истории разворачивается в обозримом будущем, в котором рядом с людьми соседствуют гуманоиды, а путешествие на другую планету почти равняется поездке за город. Герою — подростку-сироте — предстоит ни много ни мало спасти мир. На пути к заветной цели его поджидают смертельно опасные испытания. И, как и положено, принять верное решение в трудную минуту ему удастся, только заглянув глубоко в свое сердце — горячее и искреннее. Будьте готовы к трехчасовому действию с двумя антрактами, в которых жители далекой планеты приблизятся к вам на расстояние вытянутой руки. И да, спектакль играют в драматическом плане, хоть театр и кукольный.

Еще один взгляд вперед, в будущее представляет театр «Комедианты»: 9 и 23 февраля смотрите спектакль «Училка из будущего». Здесь техногенное развитие человечества достигло уже такого масштаба, когда катастрофа не в том, что людей заменяют роботы, а в том, что людям приходится прикидываться машинами, чтобы приблизиться к человеку. Перед нами среднестатистическая семья XXII века: отец, сутками пропадающий на службе, мать, припавшая к телеглазу и подросток, отданный на воспитание обучающему роботу. Вам ничего не напоминает? Интрига в том, что под видом андроида в дом проникает настоящая учительница, отправленная за ненадобностью на свалку жизни. И, как вы догадываетесь, оказывается, что живое человеческое общение важнее миллионов кибер-единиц информации, хранящейся в холодном компьютерном мозге. Мораль проста и очевидна. Гуманистический посыл вызывает понимание. Актерски исполнено ловко и с чувством — чего же боле? Смотрим.

И, ближе к концу блока «подготовительной» возрастной группы нельзя не сказать о премьерной постановке на малой сцене театра «Мастерская», осуществленной силами «Этюд-театра»: 16 и 23 февраля молодые артисты театра показывают свою версию приключений знаменитых коротышек «Незнайка и его друзья» по мотивам произведений Н. Носова. Благодатный материал для детского театра сегодня парадоксальным образом абсолютно не востребован. И порадоваться встрече с любимыми героями (а любят ли сегодня Незнайку?) на территории театра  даже при очень большом желании не удастся. Спектакль «Незнайка и его друзья» никоим образом не восполняет этот пробел. Более того, рассматривать его в качестве сколько-нибудь содержательного повествования невозможно. Калейдоскоп музыкальных номеров в условных координатах повести — выплеск инфантильной радости вполне взрослых людей, решивших поиграть в маленьких человечков. Глядя на веселые «выкрутасы» артистов, маленькие зрители зарядятся живой энергией и долго будут крутить на языке окончания музыкальных фраз. Взрослые улыбнутся, считав «хипстерский» контекст происходящего. Да, еще музыканты в спектакле работают «живьем», и все в кедах. Такой вот Солнечный город.

12 +

Всем известная сказка про Золушку и волшебную туфельку по традиции прочитывается как история со счастливым концом: была, мол, Золушка, а стала принцесса. В одном из лучших своих спектаклей «До свидания, Золушка!» режиссер А. Праудин говорит о том, что принцессой Золушка была с самого начала, и героине нужно было только подождать, не теряя веры, чтобы все встало на свои места. О самооценке и о месте человека в мироздании рассказывает он на материале киносценария Е. Шварца в контексте настоящего театрального представления, которое устраивает для своей крестницы Золушки фея. Неприкрытая театральная условность здесь в небрежно брошенных на сцене драпировках и совершенно не сказочной природе персонажей. Крестная фея вовсе не волшебница. Она актриса. И заслуга ее в том, что она дала возможность Золушке прожить настоящую жизнь такой, как она должна быть, при помощи театра. То есть, познать самое себя. Присоединяйтесь 15 февраля на малой сцене театра «Балтийский дом».

А 21 февраля отправляем старших школьников в ТЮЗ смотреть спектакль «Летучкина любовь» о любви между небом и землей. Пьеса современного драматурга Р. Орешника о том, как некий не сильно обремененный возрастом тип Летучкин непостижимым образом оказался в пограничном между жизнью и смертью пространстве и нашел там свою любовь, привлекла внимание театра не случайно. Легкий слог, живые, узнаваемые характеры и искренняя интонация, которую артисты с честью несут от начала и до самого конца (думаете легко сыграть ангела?), вывели спектакль в число хитов текущего репертуара. «Летучкина любовь» — редкий пример удачного совпадения, когда неловкость зрителей (идущая от самоощущения) созвучна неловкости персонажей (не актеров!), рождая, таким образом, живое чувство самоидентификации. Главный вопрос, на который герой должен найти ответ, — «нужен ли я жизни или жизнь нужна мне?». Он же — ключ к возвращению на землю. Не так уж и мало, да?

Текст: Дина Калинина.

0
0
12
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ