Театральный март
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Самая длинная и напряженная третья учебная четверть требует не только максимального внимания, но и максимального же расслабления от учебной нагрузки. Зима, так и не подарив достаточно снега, вариантов для досуга почти не оставила. Так что, предвкушая начало велосипедно-прогулочного сезона, за новыми впечатлениями идем в театр. И на каникулах тоже.

 

От 3 до 5

2 марта не пропускаем до обидного редко показываемую, но совершенно замечательную постановку «Как Журавль к Цапле свататься ходил» театрального проекта «Круглый год» в Фонтанном доме. 

 

В спектакле, созданном по мотивам русских народных сказок, наряду с актерами, водящими кукол, участвуют музыканты фольклорной группы «Reelroadъ». Скрипка, жалейка, гусли и гитара — оркестрик, под который гуляет в финале веселая свадьба. Да-да, по воле создателей старая сказка звучит на новый лад, и герои обретают-таки совместное счастье. Только вот «ходить по кругу» от сватовства до женитьбы приходится им ни много ни мало, как целый год. Сменяются друг за другом цвета игрового планшета от изжелта-осеннего к летнему – изумрудному, покрывается узорной морозью окошко небольшого пруда, только что плескавшего рыбой, и вот, наконец, в белое одевается Цапля-невеста…

10 и 30 марта в Драматическом театре «На Неве» смотрим новогоднюю премьеру, украсившую репертуарную афишу, — «Сказка о Василисе Прекрасной, или Царевна-Лягушка». 

Роскошью и красотой костюмов театр превзошел сам себя. Таких умопомрачительных сарафанов и кокошников вы еще не видели! Стремясь к зрелищности, постановщики слегка увлеклись, сокращая текст. Зато постарались оправдать сокращения пластическими номерами, и не ошиблись. Волшебные сцены, в которых рукодельница Василиса выполняет задания Царя-батюшки, оригинальны и выполнены технически очень качественно: из огромной кадушки растет-поднимается на дрожжах тягучее тесто, а из светящихся неоновых нитей сам собой вырисовывается ковер. Радует нетривиальный взгляд на образы героев: чего стоит только Кощей Бессмертный в шляпе a’la Майкл Джексон, копирующий повадки короля поп-музыки! Одним словом, как в сказке!

Здесь же, в Театре «На Неве» 22 марта самых маленьких зрителей ждет встреча с героями другой русской сказки — «Гуси-Лебеди и Баба-Яга». 

Залог зрительского успеха этого спектакля — также визуальная составляющая. Оригинальные и яркие костюмы-трансформеры, представляющие Яблоню, Печку, Речку и Избушку-на-курьих-ножках, — сами по себе элементы декорационного убранства сцены, решенного в утрировано-фольклорном стиле. Гусли, лапти, платочки и косоворотки — хрестоматийные элементы русского народного стиля. Здесь нарочитая народность смотрится уместно и сказочно оправданно. Колоритная Баба-Яга в сопровождении увальней гусей — настоящая находка создателей, ассоциативно напоминающая всех знакомых нам, особенно по фильмам А. Роу, «Бабок-Ёжек». И да, добро здесь ничего не побеждает — на сцене нет злодеев, а только те, кого в детстве обделили вниманием и заботой, по сути своей, несчастные и даже вызывающие сочувствие. А чего еще мы ждем от хорошей сказки, как не пробуждения добрых чувств?..

О воспитании же без назидания — спектакль театра «Куклы» «Зоки и Бада» 16 и 27 марта. Если вы уже прочитали книжки Ирины и Леонида Тюхтяевых, написанные ими для своих детей, кто такие зоки и Бада для вас уже не вопрос. Для остальных поясняем: зоки — неизвестный науке вид маленьких живых организмов, питающихся медом и другими сладостями, Бада — крупный организм, живущий на берегу озера и имеющий коллекцию рогов, которые он носит по настроению. Зоки, как могут, хулиганят. Бада, хоть и добрый, вынужден с ними время от времени бодаться. Вместе они учатся изо дня в день как «не слипнуться» с липы, как пожарить яичницу из пяти яиц, чтобы она не получилась из трех, и можно ли «сегодничать» вместо того, чтобы «завтракать». Из игры слов в оформлении легкой стихотворной рифмы получается ненавязчивое пособие о воспитании. Артисты театра «Куклы» дополняют действие музыкой, и получается недлинный веселый спектакль, в котором вместе с драматическими артистами работают куклы и предметы.

От 5 до 8

В первые дни марта после длительного перерыва в репертуар театра «Кукольный формат» возвращается спектакль «Кошка, которая…». 

В основе постановки — произведение Р. Киплинга о тех временах, когда люди еще носили шкуры и жили в пещерах, а животные знать не знали, что такое служение человеку. Настоящее путешествие в древний мир театр «Кукольный формат» поможет совершить без дополнительных приспособлений. Достаточно, сняв ботинки, погрузиться в темноту зала у полотняного шатра. Вскоре, вслед за таинственными звуками, на его стенах в лучах софитов оживут древние тени, и зрители узнают о том, как человек приручил больших и сильных лошадь и корову, а приручить кошку так и не смог. Тени духов, древних людей и не менее древних животных расскажут собравшимся в зале о том, что жить в страхе, в каждом подозревая врага, плохо. А хорошо — со всеми дружить. Это если совсем просто. Как на самом деле, узнаете, если придете в новый зал театра на Пушкинской улице 1 и 2 марта.

2 марта на сцене Театра имени Ленсовета — легендарный спектакль «Малыш и Карлсон» по одноименному произведению А. Линдгрен. 

В этом году спектаклю, поставленному Норой Райхштейн, исполнилось 43 года! Менялись дети в зале, вырастая, приводили своих детей. Менялись фамилии в программках — в роли трогательного Малыша в разное время на сцену знаменитого театра выходили прекрасные актрисы: Алиса Фрейндлих, Галина Никулина, Ирина Мазуркевич, Светлана Письмиченко, Маргарита Алешина, Елена Руфанова. Неизменной была и остается детская вера в то, что Карлсон вернется, твердо прописанная Астрид Линдгрен в своей сказочной повести. Вы можете проверить это на себе.

А 6 марта в Театральном зале музея Ф.М. Достоевского смотрите новый спектакль Театральной компании «Открытое пространство» «Сказка о попе и работнике его Балде» по одноименному произведению А.С. Пушкина в постановке Бориса Константинова. 

Побывав на премьерных показах, авторитетно заявляем, что у этого скоморошьего действа большой фестивально-гастрольный потенциал. Поэтому, пока спектакль не встал на колеса, ловите его на театральных площадках города. Веселый и фантазийный, он держит зрительское внимание в течение всего часа сценического действия. Из реквизитно-декорационного арсенала у артистов в наличии несколько разновеликих бочек. Поставленные друг на друга, они представляют попа, разнесенные по сторонам площадки — берег моря и обиталище морских чертей, составленные в кучу — телегу, на которой четверо скоморохов едут по свету, развлекая народ. В спектакле много остроумных постановочных решений: и в работе с кукольными элементами, и в мгновенной трансформации персонажей. Сами скоморохи играют на балалайке (виртуозно и с юмором), ложках, пищалках и гуслях. Весело и со вкусом. Если не успеете посмотреть сказку в начале месяца в Театральном зале музея Ф.М. Достоевского, 31 марта есть шанс встретиться с ней на сцене театра «Суббота».

И еще одно название, для которого долго не находилось места в наших театральных разговорах: 14 и 29 марта на сцене Театра юного зрителя не пропустите спектакль «Все мыши любят сыр» по одноименному произведению Д. Урбана. 

История о том, как белая мышка Фружи и серый мышонок Шома встретились на сыроварне, где живут оба их семейства, и подружились вопреки вражде родителей, чем-то напоминает знаменитую печальную повесть Шекспира. Конечно, в финале все обязательно будет хорошо. Но сначала героям придется пережить немало испытаний и проверить свою дружбу на прочность. Спектакль сохраняется в репертуаре театра уже почти двадцать лет. Залог творческого долголетия — позитивный заряд и удачный баланс музыкальных номеров и пространства для свободной актерской шалости. Ведь сегодня на петербургских сценах совсем мало спектаклей, где актеры, надев уши, хвосты и подрисовав себе усы, могут дурачиться, пользуясь этой маской. И еще: обратите внимание на программку к спектаклю: ТЮЗ одним из первых начал выпускать программки-задания, помогающие продлить встречу с театром чуть дольше, чем затихнут последние аплодисменты.

От 8 до 12

О почти легендарном спектакле «Тряпичная кукла» Театра Дождей мы уже вам рассказывали, но подросшее поколение зрителей обязывает нас освежить материал. Ведь проще всего распрощаться со своими страхами, если поместить себя на одну ступень с такими же, как ты сам(а). А сколько страхов преследует нас в детстве — от вполне объяснимого страха оскалившей пасть большой собаки до ирреального, подсознательного страха темноты… По сюжету «Тряпичной куклы» маленькая девочка, сраженная неизвестным недугом, засыпает в горячечном бреду в своей постели. Проснувшись, она обнаруживает, что попала в удивительный мир, где ее окружают ожившие игрушки и подстерегают нешуточные опасности. Путешествие заканчивается с рассветом. Смогла ли героиня победить темные силы, достигла ли она света, узнаете, если придете 9 и 10 марта в камерный театр на набережной реки Фонтанки.

А вот спектакль Санкт-Петербургского театра пластики рук «Hand Made» «Потехе — час», который покажут 10 марта на площадке «Плоды Просвещения» в Гранд-Каньоне, не потребует серьезных душевных затрат от зрителя. 

 

Легкий и виртуозный, он дарит радостное удивление и удивительную радость всем, кто соприкасается с этими ловкими виртуозами рук. По своему жанру спектакль — пластическое представление, выполненное при помощи кистей рук. Десять пальцев артистов — актеры и декорации, рождающиеся прямо на глазах зрителей. Складываясь в фигурки и элементы коллективно создаваемых масштабных объектов, руки и пальцы образуют знаки, буквы алфавита, из которых получаются слова, фигуры животных и людей — танцующих, боксирующих, едущих на мотоциклах, плывущих на кораблях. Спектакль «Потехе — час» неоднократно принимал участие в различных международных фестивалях и смотрах. И даже выступал в шоу «Минута славы»! На сценах петербургских театров появляется между гастрольными выступлениями. Еще один показ в марте — 23 числа на сцене ТЦ «На Коломенской». Не пропустите!

Ну и еще один спектакль, справедливо требующий к себе максимум зрительского внимания: «Вот такой Дон Кихот» 15 и 29 марта в театральном зале Фонтанного дома. 

История знаменитого идальго, доблестного рыцаря без страха и упрека, в контексте путешествия самого героя по книге — почти исповедальная история. Узнаваемая худощавая фигура с плоским шлемом-тазиком на голове в сопровождении верного оруженосца — образ хрестоматийный, знакомый каждому взрослому. Но спектакль свой творческая группа ориентирует на юную аудиторию, справедливо полагая, что на достойном примере легче привить подрастающему поколению понятия о доблести, подвигах и славе. Опорные точки романа, взятые драматургом Е. Шварцем для пьесы, — битва с ветряными мельницами, посвящение в рыцари, заточение — все это есть в спектакле. Как есть и верно выбранная тональность: уважительная и почтительная. И, конечно, перед спектаклем будет традиционная интермедия, в течение которой каждый сможет почувствовать себя героем средневекового эпоса. Спектакль 29 марта будет показан в рамках фестиваля «Златая цепь», который пройдет в Фонтанном доме с 22 по 30 марта и соберет лучшие постановки последних лет, осуществленные на этой сцене. Обзор фестиваля читайте на страницах сайта в ближайшее время.

12+

Вслед уходящей зиме посвятите вечер самой знаменитой зимней сказке — «Щелкунчик» Э.-Т. А. Гофмана. 2 и 23 марта на сцене ТЮЗа — премьерная постановка «Щелкунчик мастера Дроссельмейера» в постановке Игоря Селина. 

Видевшие на этой же сцене его спектакль «Поллианна» обнаружат в новом произведении много знакомых черт. Это и выразительный зрительный ряд, раскладываемый на законченные образы-открытки, и активная музыкальная тема, задающая тон всему действию, и вариативность, заложенная в образах героев и ситуациях. Выстраивая сценическое произведение на громких нотах, режиссер словно обозначает векторы зрительского мышления, проделать который предлагается каждому индивидуально. Засыпанная снегом сцена, огромный белый воздушный шар, становящийся экраном для проекции, мыши, обряженные в узнаваемые тулупы, собираясь в кучку, формирующие фигуру Мышиного короля, гигантская мышеловка, появляющаяся из под планшета сцены… Ассоциативный ряд может быть любой. А это — повод для живой творческой дискуссии, верно?

И напоследок: когда первый сценический страх улегся, номера окончательно выстроились, а техника отточилась в череде представлений, учебный спектакль становится полноценным репертуарным названием. Такую эволюцию за последние шесть месяцев проделал спектакль Учебного театра «На Моховой» «Эврибоди на природе», который для студентов поставил руководитель театра «Hand made» Андрей Князьков. 28 и 29 марта отправляем средних и старших школьников на встречу с себе подобными. 

 

В спектакле серия пластических номеров складывается в осмысленное повествование о том, как группа молодых людей выехала на природу со всеми вытекающими последствиями. Как то: прогулки в лесу и встречи с обитателями дикой природы, установка палатки, посиделки у костра, рыбалка, «девочки — налево, мальчики — направо» и так далее. Все сценические положения, декорации и персонажи создаются на сцене при помощи обнаженных рук артистов: вырастают деревья и цветы, восходит солнце, проносятся автомобили, поезда и самолеты… За час с небольшим в реальной жизни пережить такое количество приключений почти невозможно. Чего не скажешь о театре. Достойная альтернатива виртуальной действительности. Согласны?

Текст: Дина Калинина
Обсудить на форуме

0
0
40
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ