Жизнь по понятиям, или что такое любовь, свобода и деньги
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Жизнь по понятиям, или что такое любовь, свобода и деньги

Дети все знают лучше, чем взрослые. И, кажется, пришло время узнать от детей правду о самом главном — о том, что такое любовь, свобода, деньги и — о, ужас — секс и смерть. Мы задали вопросы юным респондентам, а психолог Мария Сурыгина прокомментировала их ответы. 

«О любви немало песен сложено…»

_____________________________________________________________________________
Когда ты слышишь слово «любовь», что тебе приходит в голову в этот самый момент? О ком ты думаешь?
_____________________________________________________________________________


  • Аня, 5 лет: «Когда слышу про любовь, то думаю, что пора обнять, поцеловать мамочку, посидеть с ней и поболтать».
  • Лера, 5 лет: «Приходит в голову все розовое, потому что розовый — мой любимый цвет!» 
  • Саша, 5 лет: «Любовь — это когда очень сильно любят тебя, хотят быть рядом с тобой и дружить с тобой. Когда все дети слушаются, и мама не ругается».
  • Егор, 5 лет: «Что такое любовь — я не знаю, но когда я слышу это слово, то мне в голову приходит только брат! Он недавно у меня родился!».
  • Ярослава, 5 лет: «Когда слышу слово «любовь», мне приходит в голову, что я что-то давно не обнималась, не целовалась и не нежилась с мамой, папой и братом Гошей!».
  • Лена, 6 лет: «Любовь — это мама и котики!».
  • Даша, 6 лет: «Когда я слышу «любовь», мне хочется дарить подарки!».
  • Аркадий, 6 лет 9 мес.: «Любовь — это секрет!».
  • Мила, 6 лет 10 мес.: «Любовь — это счастье. Когда я слышу «любовь», я думаю о Платоне из детского сада. Я его люблю!».
  • Кирилл, 7 лет: «Трудный вопрос! Когда слышу про любовь, то думаю о гневе! Ну, когда кто-то разговаривает с моей возлюбленной, у меня пар из ушей!»
  • Миша, 9 лет: «Любовь? Это про мифы и легенды? Я вспоминаю богиню любви Афродиту!».
  • Тема, 10 лет: «Любовь — это когда люди хорошо друг к другу относятся, заботятся, хотят все время быть вместе».
  • Дарья, 11 лет: «Любовь — это телячьи нежности. Слышу про неё, и сразу думаю о маме с папой».

Мария Сурыгина: «Любовь» — это действительно трудный вопрос, Кирилл прав. Но детям на него отвечать проще, чем взрослым: они не мудрствуют и описывают простое и приятное чувство (или простые действия, связанные с ним). У дошкольников любовь ассоциируется с тем, что происходит в семье и направлено, в первую очередь, на них, ведь они маленькие эгоцентристы, и это нормально. Дети постарше уже ориентируют свои интересы не только на семью, но и на социум — так появляется «любовь», адресованная другим, внешним людям. Мне как психологу (и как маме, конечно) очень нравится тенденция, появившаяся в России в новом веке, — слово «любовь» стало свободно употребляться в социуме: теперь оно звучит и в адрес детей, и в адрес друзей, и в адрес родственников.

«Я свободен! Словно птица в небесах!»
_____________________________________________________________________________

Как ты думаешь, чем свободный человек отличается от несвободного? А если человек не хочет идти утром в детский сад / школу, но идти надо — он свободный?
______________________________________________________________________________


  • Саша, 4,5 лет: «Свободный — это когда можно обо всем говорить и обо всем думать. Я вот обо всем могу, я свободный».
  • Вадим, 4 года 7 мес.: «Несвободный — это плохой, который что-то украл!».
  • Аня, 5 лет: «Свободные люди не работают. А еще бывают люди, которые не полностью свободны: они работают, но зато у них все выходные свободны!». 
  • Саша, 5 лет: «Свободный — это когда веселый, когда нет школы и садика. А несвободный — это когда надо куда-то идти, даже если тебе это нравится».
  • Лиза, 5 лет: «Человек становится свободным тогда, когда его спасают. Например, если он заблудился и не может сам найти дорогу в лесу, его спасут, и он станет свободным. А если человек не хочет идти утром в детский сад, но идти надо — он свободный, но сам он так не думает».
  • Ярослава, 5 лет: «Свободный человек — тот, которого выпустили на волю, и теперь он ходит, гуляет, делает что хочет. А если человеку надо идти утром в детский сад, он несвободный. Я — несвободная. Меня родители держат в плену своей любви».
  • Лена, 6 лет: «Когда не идешь в садик, а сидишь дома, то это свобода — можно делать что хочешь, читать, заниматься своими делами. А несвободный человек должен делать, что заставляют. Вот была война, и фашисты людей брали и делали заключенными, гады такие».
  • Аркадий, 6 лет 9 мес.: «Свободный может попасть в ловушку и стать несвободным».
  • Мила 6 лет 10 мес.: «Свободный человек может делать что хочет — и с ребенком поиграть, и телевизор посмотреть… А несвободный будет делать то, что нужно: варить суп, например».
  • Кирилл, 7 лет: «Свободному человеку не надо разводиться и уходить от кого-то. А несвободному приходится разводиться».
  • Алекс, 8,5 лет: «Свободный человек, если хочет зарабатывать — зарабатывает, захотел малыша, нашел прекрасную девушку и женился на ней!»
  • Тема, 10 лет: «Свободный человек может делать все, что захочет. А несвободный — только то, что можно. Человек, которому нужно ходить в школу, уже не свободный».
  • Максим, 11 лет: «Свободный, например, не женат. А несвободный женат».
  • Алексей, 11 лет: «Есть свобода, которая совсем не свобода. А есть свобода души, когда душа покидает тело. Когда человеку надо идти в школу — это, конечно не свобода. Но если в школу хочется (или, например, ты отличник!) — то вполне можно идти со свободой внутри!»
  • Даниил, 12 лет: «Несвободный — это раб, ребенок или тот, кто в тюрьме».

Мария Сурыгина: Понятие «свобода» более сложное, чем «любовь». Оно меньше основано на эмоциях и больше на самоощущении. Любовь мы чувствуем саму по себе, а свободу определяем, а если чувствуем, то не саму по себе, как отдельное чувство, а в комплексе с эмоциями-спутниками, среди которых могут быть энтузиазм, вдохновение, радость или, наоборот, тоска, страх, гнев. Параметры свободы размыты и зависят от контекста, конкретной сферы применения и общего самоощущения человека. К примеру, на улице дождь: кто-то будет чувствовать себя плохо из-за несвободы в выборе одежды, а кто-то отнесёт повышенную влажность к внешним не зависящим от него обстоятельствам и его самоощущение не изменится даже в одетом по случаю непогоды пальто. Ответы детей эту теорию подтверждают: в одной и той же ситуации (нужно идти утром в садик, это свобода или нет?) кто-то видит свободу, а кто-то… её не видит. Родители своим примером и беседами с ребенком могут открыть ему возможность (определив, что такое «свобода») быть свободным в тех ситуациях, повлиять на которые он не может.

Продолжение следует... 

Подготовила Ира Форд 
Обсудить на форуме

0
0
50
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ