Жизнь по понятиям, или что такое любовь, свобода и деньги. Часть вторая
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Жизнь по понятиям, или что такое любовь, свобода и деньги. Часть вторая

Дети все знают лучше, чем взрослые. И, кажется, пришло время узнать от детей правду о самом главном — о том, что такое любовь, свобода, деньги и — о, ужас — секс и смерть. Мы задали вопросы юным респондентам, а психолог Мария Сурыгина прокомментировала их ответы. 

... Начало опроса

«Секс, секс – как это мило! Секс, секс – без перерыва!»

_______________________________________________________________
А твои друзья обсуждают секс? И что ты об этом думаешь?
_______________________________________________________________


Секс — это не для всех. В том смысле, что вопрос про секс услышали не все дети (в условиях опроса было уточнение для родителей: «Задайте детям те вопросы, которые вы считаете допустимыми»). Зато вопрос услышали родители, и автор получил немалое количество мнений и размышлений на заданную тему: «Считаю, что такие вопросы можно только в средней школе задавать. Разве нет?» или «Моя дочь, второклассница, давно в курсе всего, но, конечно, в школе они такое не обсуждают».

  • Ярослава, 5 лет: «Конечно, мои друзья обсуждают секс, но это такой секс, детский. Например, девочки говорят: «А я видела раскрашку с поп-пиксиками» или «Я видела книжку со смурфиками», а мальчики им отвечают: «А зато у меня есть машинка, как в мультике!» — вот такой у нас секс».
  • Лена, 6 лет: «Нет, не обсуждают. Но я знаю, что секс — это когда друг друга любят и целуются. Ну и так далее. От секса дети бывают».
  • Тема, 10 лет: «НЕТ!!! (очень сильно краснеет) Нет, нет, нет и нет! Мы ничего такого не обсуждаем! Никогда! Даже не думайте!». 
  • Сережа, 11 лет: «Да, мои одноклассники обсуждают секс, но мне это не очень нравится! Я думаю, надо будет озаботиться этим позже, когда мы повзрослеем».

Мария Сурыгина: Дети не могут не слышать слова «секс», которое на слуху. Поэтому оградить ребенка и сохранить его информационную невинность родителям не удастся. А тем, кому это не по нраву, придётся смириться. Один из основных факторов выживания — возможность подстроиться под условия среды (наш вид в этом преуспел!), и в вопросе «что такое секс?» я тоже советую родителям подстроиться под среду независимо от своих внутренних убеждений. Среда в любом случае навяжет вам свои условия: вы можете понять это и встать у руля воспитания ребенка или делать вид, что ничего не происходит, «я в домике». Тогда воспитание вашего ребенка в этом вопросе всё равно произойдёт, но уже без вас.

Если вы планировали устроить знакомство своего ребенка с понятием «секс» в подростковом возрасте (или около того), стоит пересмотреть свои планы и начать давать вводную информацию о том, откуда берутся дети значительно раньше. Конечно, не в контексте полового воспитания, а сначала лишь анатомического. Непосредственно о сексе речь нужно заводить не позднее десяти-одиннадцати лет. И не важно, нравится ли это мне или вам — таковы условия современной среды.

«Ой-лю-лю, ой-лю-лю! А я денежки люблю!»

_______________________________________________________________
Если бы у тебя было очень много денег и у тебя (и у твоих родителей, и у братьев, сестер, бабушек и дедушек) бы было все, что можно купить за деньги — айфоны, айпады, радиоуправляемые вертолеты и просто вертолеты — все-все, что только ты можешь придумать… На что бы ты хотел потратить эти деньги?
_______________________________________________________________


  • Саша, 4 года 6 мес.: «Я бы отдал все маме и бабушке. Они бы не работали, мы бы жили на море все вместе».
  • Вадим, 4 года 7 мес.: «Потратил бы на работу, чтобы у меня все-все деньги появились».
  • Саша, 5 лет: «Я бы купила розовую лошадку. А еще мне надо купить телефон, телевизор игрушечный».
  • Дима, 5 лет: «На жирафа. Кормил бы его, любил, играл бы с ним!».
  • Егор, 5 лет: «Купил бы себе отдельный дом. А если бы дом уже был, купил бы новый!».
  • Лена, 6 лет: «На приют для бездомных животных. Я, когда вырасту и стану миллионеркой, такой построю во всех городах».
  • Мила, 6 лет 10 мес.: «Если бы у меня была куча денег, я бы поехала путешествовать. Сначала в Париж!».
  • Кирилл, 7 лет: «Потратил бы их, купив все, что нужно бедным семьям и старикам».
  • Артур, 8 лет: «Купил бы большой дом с большим садом, и чтоб можно было поставить бассейн и кататься на велосипеде. Там бы жили мама, папа, дети и бабушка. Я бы устроил так, чтобы там была система внутреннего оповещения (чтоб на завтрак звали!), лифт и солнечные батареи».
  • Тема, 10 лет: «Я бы построил себе дом в космосе!».
  • Сережа, 11 лет: «Я бы эти деньги отдал на строительство детских домов. Ведь есть дети, у которых родители погибли!».
  • Максим, 11 лет: «Построил бы больницу для тех, кто болен раком».
  • Даниил, 12 лет: «Трехкомнатную квартиру купил бы в элитном районе».

Мария Сурыгина: Взгляды детей на деньги отражают взгляды взрослых, причём не обязательно собственных родителей. Дети хорошо улавливают общий культурологический контекст общества, в котором живут, и за привлекательную модель отношения к деньгам они могут принять то, что видят у окружающих. По ответам наших малышей мы видим, что они хотят личного благополучия (в первую очередь, выраженного в жилье) и улучшения жизни других, обустройства общества и страны. Очень похоже на то, что думаем мы, взрослые, правда?

«Пожалуйста, не умирай. Или мне придется тоже. Ты конечно, сразу в рай. А я не думаю, что тоже»

_______________________________________________________________
Почему люди умирают?
_______________________________________________________________


  • Саша, 4 года 6 мес.: «Люди не умирают. Они всегда живут — сначала тут, потом на небе».
  • Вера, 4 года 9 мес.: «Люди умирают на войне».
  • Ярослава, 5 лет: «Иногда от болезни, иногда — потому что тонут, а иногда — приходит время умирать».
  • Лена, 6 лет: «Иногда от старости умирают, потому что я еще не придумала лекарство от старости и смерти. Иногда людей убивают. Или бывает несчастный случай. С машиной, например, или взрыв газа. Или кто-то тонет. Много всяких смертей разных, люди не крепкие такие, от всякого могут умереть. Даже от болезни. И совсем маленькие дети могут умереть от рака».
  • Мила, 6 лет 10 мес.: «Люди умирают, потому что стареют и у них сердце и другие органы устают и начинают плохо работать, пока не остановятся совсем».
  • Кирилл, 7 лет: «От старости. От боли, такой мучительной боли, что сердце рвётся. От самого маленького давления или от большого».
  • Миша, 9 лет: «Потому что природа создала людей смертными».
  • Тема, 10 лет: «Потому что люди дураки и до сих пор не придумали способа стать бессмертными. Ни одного самого маленького простенького способа. Дураки!».
  • Сережа, 11 лет: «Есть много причин, по которым люди умирают — пожар в доме, наводнение или могут человека сбить машиной».
  • Даниил, 12 лет: «Это естественный процесс. Если, конечно, не убьют».

Мария Сурыгина: Если ребенок уже сталкивался со смертью в своей семье, его ответ будет конкретным, если нет — абстрактным. Дети помладше транслируют личный опыт или то, что им о смерти рассказали родители… так, как они, дети, это для себя поняли. Дети постарше рассуждают более обобщённо: у них уже развито словесно логическое мышление, и они оперируют целыми понятиями, а не объектами. А некоторым детям однозначно стоит поменьше смотреть телевизор. Родителям же хочу сказать: не бойтесь обсуждать тему смерти с ребенком. Это важная часть формирования мировоззрения, её нельзя спрятать или обойти. Она просто есть. Сформулируйте для себя, словами, своё отношение к этому вопросу — тогда вы будите готовы отвечать на вопросы ребенка.

Подготовила Ира Форд 
Обсудить на форуме

0
0
58
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ