Шекспир на питерских подмостках
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Шекспир на питерских подмостках

450 лет со дня рождения одного из самых известных и в то же время самых загадочных персонажей в истории театра – Уильяма Шекспира отмечаем вместе с мировой культурной общественностью в 2014 году. Мы изучили репертуарную афишу городских театров и выбрали для вас несколько любопытных опытов освоения классических текстов английского драматурга из числа тех 36, что дошли до нас сквозь толщу времен.

Точная дата рождения легендарного актера, драматурга и театрального менеджера-совладельца театральной компании «Слуги лорда-камергера» не установлена. Документально зафиксированы только даты крещения — 26 апреля 1564 и смерти — 23 апреля 1616 года. Однако известно, что крестили новорожденных в то время на третий день после рождения, таким образом, большинство исследований сходятся на том, что именно 23 апреля можно считать днем рождения «потрясающего копьем» (так переводится с английского фамилия «Шекспир»).

 «Гамлет». Александринский театр

Одна из самых известных трагедий Шекспира в Александринском театре идет в драматургической адаптации Вадима Леванова. Текст сильно сокращен. В комбинации трех разных переводов самый яркий — «сегодняшний»: в тексте много современных словечек типа «сексапильная» (Гамлет об Офелии). 

Постановку осуществил художественный руководитель театра — Валерий Фокин. Заглавную роль исполнил петербургский актер Дмитрий Лысенков. Роль королевы Гертруды — трагическая актриса БДТ Марина Игнатова. Собственно, вся знаменитая психологическая составляющая этой трагедии сведена к конфликту матери с сыном. А действие разворачивается вдали от королевских покоев — сцена от края до края занята гигантской лестничной конструкцией. Из-за нее, откуда-то издалека доносится гул праздничного гулянья, а у края сцены страдает абсолютно пьяный, обиженный мальчишка-Гамлет, обиженный на мать. Премьера состоялась 16 апреля 2010 года.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля: 1 час 50 мин.

Ближайшие показы: следите за афишей театра.

«Укрощение строптивой». Александринский театр

Забудьте о классике кинематографа прошлого века, для многих ставшей эталоном в интерпретации этого сюжета Шекспира. Мы в театре, а театр — это «здесь и сейчас». Режиссер Оскарас Коршуновас смотрит на текст великого классика из сегодняшнего дня, переполненного информацией, говорящего на разных сетевых языках и выражающего мысли пунктиром смс и веб-сообщений. И видит в нем все то же: мир — театр, а люди в нем — актеры. 

Как просто и как сложно смоделировать человеческие отношения, если взять за принцип существования игру. Ведь в игре всегда можно договориться, что солнце — это луна, а день — ночь. Тем более все это условно, если мы в театре. А мы в театре и перед нами — театральная изнанка: на сцене, заполненной сверху до низу всевозможным реквизитом, кое-как примостились и гримировальные столы, и костюмы, развешанные на манекенах. Актерам остается только просунуть руки в рукава, и представление начинается. Премьера состоялась 14 сентября 2010 года.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля: 3 часа.
Ближайшие показы: 20 апреля и 14, 30 мая.
Стоимость: 150-2000 руб.

«Мера за меру». Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

Петербургский режиссер польского происхождения Анджей Бубень поставил спектакль о том, что ничто человеческое первым лицам государства не чуждо. Герцог, вышедший под прикрытием маски в народ, узнает о себе и людях, его окружающих, много интересного. Не все ему приходится по вкусу, поэтому кадровые перестановки — закономерный итог этой вылазки. Невинно осужденные оправданы, разлученные влюбленные воссоединены, а уклоняющиеся от ответственности к ней привлечены. 

В целом — комедия: от худшего к лучшему. Не совсем, правда, смешная. Что отвечает театроведческой классификации, помещающей «Меру за меру» в раздел «мрачных комедий» Шекспира. Общая, почти как на семейной фотографии, мизансцена в финале тоже закономерна: от перестановки слагаемых сумма родственных связей внутри государственной структуры не меняется. Премьера состоялась 30 декабря 2012 г.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля 2 часа 50 минут.
Ближайший показ: 15 мая.
Стоимость: 300-1500 руб.

«Бесплодные усилия любви». Малый драматический театр

Не самый популярный текст Шекспира был выбран Львом Додиным для учебного разбора со студентами его мастерской и вошел в основной репертуар театра на правах постоянного жителя. Мнения зрителей разделились сразу после премьеры: от категоричного «за» до столь же категоричного «против». Незатейливая (как отмечают некоторые исследователи, и вовсе лишенная какого бы то ни было внятного сюжета) история четырех молодых повес, решивших на три года добровольно отказаться от женского общества, но ретирующихся при встрече с первой же группой «противника», подана в фирменном додинском стиле. 

В постановке точный психологический разбор образов, жесткая режиссерская воля, заставляющая артистов оголять не только души, но и тела. Гимнастика и науки уходят на второй план — на сцене молодость. Она «может», «хочет» и думает, что «знает» все о любви. Это и есть самое смешное в спектакле. Премьера состоялась 17 мая 2008 года.

Возрастное ограничение: 16+
Спектакль идет без антракта.
Ближайший показ: 5 мая.
Стоимость: 200-1200 руб.

«Король Лир». Малый драматический театр

Страшная история об отце, брошенном своими детьми, в этом случае обретает глубину почти мифологическую. Додин поставил спектакль, в котором с самого начала видно, что такого отца не бросить невозможно — любовь к нему несовместима с жизнью. 

Лир в исполнении Петра Семака несет на себе крест трагической вины. Как и в древнегреческих трагедиях все здесь писаны без полутонов: черное — это черное, белое — белое. Над всеми без исключения героями тяготеет рок или, если хотите, предопределение. Умрут все. Черно-белый мир сцены озвучен фортепианными пассажами в исполнении шута — Алексея Девотченко. Звук — единственное, что остается в этом царстве смерти в финале. Премьера состоялась 17 марта 2006 года.

Возрастное ограничение: 18+
Продолжительность спектакля: 3 часа.
Ближайший показ: 4 мая.
Стоимость: 200-1500 руб.

«Буря». Театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Главная прелесть этой постановки — удивительная сценография. За нее художник Эмиль Капелюш получил Национальную театральную премию «Золотая маска». Волшебный островной мир духов, предводительствуемый лукавым Просперо, представлен в смешении грубых фактур и летящих на видимых и невидимых подвесах объектов. Неудивительно, что заброшенные сюда кораблекрушением материковые жители оказываются в плену магических чар буйства стихий, игрой с которыми чародей развлекает любимую дочь. 

На сцене царит игра — режиссер Александр Морфов, как ребенок, играет с текстом, открывая в нем такие возможности, о которых никто и не подозревал. Множество чудесных находок — между строк. Общее ощущение радости не покидает и по окончании спектакля. Чего же более? Премьера состоялась 15 ноября 1998 года.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля: 2 часа 40 минут.
Ближайшие показы: 25 апреля, 2, 14 мая.
Стоимость: 200-1000 руб.

«Сон в летнюю ночь». Театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Комедия «Сон в летнюю ночь» — одна из многих, решенная приемом «театр в театре». Группа самодеятельных актеров, отправившаяся в лес репетировать праздничное представление, попадает в переплет, став игрушкой в руках расшалившихся лесных волшебников. Любовные перипетии, пронизывающие сюжет, для мира духов и людей одни и те же: поиск взаимности — камень преткновения любых отношений. 

В спектакле режиссера Александра Морфова «волшебники» проигрывают «актерам» со счетом 1:0. Не в исполнении — в идее: гармония, воцарившаяся в финале (все пары соединились, как и было положено), как все мы знаем, длится ровно столько, сколько длятся отношения. Беззаветная любовь к театру — на всю жизнь. Премьера 3 апреля 2007 года.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля: 3 часа 20 минут.
Ближайшие показы: следите за афишей театра.

«Лир». Театр «Приют комедианта»

О провокационной режиссуре enfant terrible московского театрального мира Константина Богомолова не написал только ленивый. Не будем оригинальничать, скажем прямо: спектакль «Лир» — виртуозная провокация. Прежде всего, Лир — женщина. То есть, играет старого короля неподражаемая Роза Хайрулина — жесткая и трепетная одновременно. Все остальные персонажи мужского пола также исполнены актрисами и наоборот. 

Действие пьесы перенесено в 1940-е. Место однозначно узнаваемо — рубиновые звезды, мерцающие над стенами красного кирпича, права на ошибку не оставляют. Кремлевская верхушка зарифмована в спектакле с «психушкой» — и по сценическим фактам, и по сути царящего безумия. Безумен не король — мир. Передел страны, которую правящая кучка пользует как резиновую куклу, наглядно на ней же и произведен. Свидетель — посол Европы г-н Заратустра. И пусть только кто-нибудь рискнет возражать — спецпсихбольниц хватит на всех пророков в отечестве. Прямые переклички хрестоматийного текста с фактами национальной истории, обнаруженные Богомоловым, принесли ему и его спектаклю «Золотую маску». Добавить, собственно, нечего. Премьера состоялась 23 сентября 2011 года.

Возрастное ограничение: 18+
Продолжительность спектакля: 3 часа.
Ближайшие показы: следите за афишей театра.

«Ромео и Джульетта». Драматический театр «На Литейном»

Все знают, что повести печальнее «Ромео и Джульетты» на свете нет. То, что герои умрут в финальных сценах, не секрет даже для самого неискушенного зрителя. В каждом новом опыте визуализации классического сюжета интересно, какие они — бессмертные влюбленные сегодняшнего дня и действительно ли все, что им нужно было, — это любовь?..

 

В театре «На Литейном» Ромео играет уникальный артист Илья Дель. Его герой — нервный острый мальчишка — Питер Пэн, который до последнего не желает во взрослую жизнь. Его дуэль с Парисом — битва на водяных пистолетах. Джульетта рядом с ним — подросшая Венди. Не обманут ни розовые платьица, ни мыльные пузыри — она взрослее. Премьера спектакля состоялась 6 марта 2011 года.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля: 3 часа 15 минут.
Ближайшие показы: 4 мая.
Стоимость: 300-800 руб.

 «Макбет. Кино». Театр им. Ленсовета

Освежить первоисточник — знаменитую трагедию Шекспира о человеке и власти — и набраться терпения — вот то, что необходимо простому смертному, чтобы погрузиться в бешеное течение этого театрального потока и достойно финишировать, избежав некрасивого бегства в антракте. 

Усилия будут вознаграждены: каждая сцена в спектакле, череда которых напоминает киношные раскадровки, красива и почти самодостаточна. Каждая музыкальная тема, выбранная автором спектакля Юрием Бутусовым для очередного эпизода, завораживает до щекотки в животе. Каждый танец, на последнем выдохе которого замирает мизансцена, ярче и убедительнее слов расшифрует то, что шекспироведы годами ищут между строк. О том, что получается из этого изысканного микса на уровне смыслов и выводов можно поспорить, но то, что увидеть это стоит — спору нет. Премьера состоялась 13 октября 2012 года.

Возрастное ограничение: 18+
Продолжительность спектакля: 5 часов 15 минут. С тремя антрактами.
Ближайшие показы: 26 апреля (начало в 17:00), 24 мая (начало в 17:00).
Стоимость: 300-1800 руб.

«Король Лир». ТЮЗ им. А.А. Брянцева

Отмеченный сегодня двумя премиями «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучший дебют в драматических театрах» спектакль примечателен еще тем, что в нем наряду с драматическими артистами существуют музыканты знаменитого питерского коллектива «Billy’s band». Его основатель и идеолог Билли Новик исполняет роль шута при легендарном венценосном безумце, образ которого, в свою очередь, создал петербургский артист Сергей Дрейден. Парадоксальный дуэт, соединивший эстетику кабаретной гротесковой игры и почти неуловимого поэтического мира, проявил, словно лакмусовая бумага, такие нюансы шекспировского текста, о которых мы только читали в специальной литературе. В затянутом серым холстом зале царит безумие, но самый здравомыслящий человек в этом мире — старый король в деревянной короне. И ему тут явно нет места. Премьера состоялась 15 декабря 2010 года.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля: 3 часа.
Ближайшие показы: следите за афишей театра.

 «Шекспир – лаборатория». Большой театр кукол

Спектакль — дайджест из самых ярких образов и самых отчетливых мотивов шекспировских текстов, выросший из сценического упражнения. Режиссеры Руслан Кудашов и Яна Тумина дали задание своим студентам осмыслить любой фрагмент или персонаж великого классика и представить его образно. 

 

Из этюдов с предметами, куклами, пластических или музыкальных составилось двухчасовое сценическое действо. «Отелло» и «Макбет», «Король Лир» и «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и снова «Отелло»… На малой сцене БТК отделенные от зала целлофановым занавесом ревнуют, страдают, горят стыдом и страхом бессмертные герои. Глядя на сменяющуюся карусель, ловишь себя на том, что по возвращении домой хочется перечитать первоисточники, найти цитаты, родившие такие образы, в конце концов, заучить наизусть. А потом прийти снова и все пересмотреть, вобрать энергетический заряд, запущенный артистами. Премьера состоялась 22 января 2009 года.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля: 2 часа 10 мин., с одним антрактом.
Ближайший показ: 6 мая.
Стоимость: 275-550 руб.

Подготовила Дина Калинина

0
0
52
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ