«Let My people go»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Мы продолжаем знакомство с праздниками разных народов и конфессий. В эти апрельские дни в нынешнем году евреи празднуют Песах. Если мы попытаемся понять характер еврейской Пасхи, то обнаружим, что этот праздник знаком христианам намного больше, чем они думают.

Песах — еврейская Пасха

Это самый главный праздник в еврейском календаре. В Россию он пришел под арамейским именем Пасха, которым у нас обозначается совершенно другой христианский праздник. Ежегодно 14 нисана (по григорианскому календарю эта дата выпадает на конец марта – апрель) евреи всего мира начинают отмечать освобождение от рабства, обретение свободы и собственно рождение народа Израиля.

Связанная с Песахом история началась с того, что один из двенадцати сыновей Иакова, жившего в земле Ханаан, Иосиф, был продан своими братьями в рабство в Египет. Совершив там головокружительную карьеру и став фактически вторым лицом в государстве после фараона, Иосиф простил поступок братьев и помог своей семье во времена страшного голода, переселив родственников во главе с отцом в Египет. В этой стране и обитали потомки Иакова до тех пор, пока однажды египтяне не забыли о тех благодеяниях, которые совершил для них Иосиф, и не обратили евреев в рабство, задействовав их на строительстве городов для фараона.

Так бы и продолжалось до неизвестного времени, если бы во главе евреев не оказался Моисей, который, руководствуясь непосредственными указаниями Бога, вместе с братом Аароном явился к фараону и потребовал у него отпустить евреев на свободу. Это требование Моисея всем известно по знаменитому спиричуэлу «Let My people go».


Фараон отказался, и тогда в исторический процесс вмешался сам Бог, наказал египтян казнями и вывел евреев из Египта в долгий путь к Земле обетованной. Именно это событие и празднуют в Песах. Исход евреев из Египта произошел так давно, что определенную дату этого события назвать трудно, но она явно превышает 3000 лет, так что этот праздник — один из самых древних ныне отмечаемых праздников на нашей планете.

Седер-Песах — порядок праздника

Кульминацией праздника является первый день, в который проводится пасхальная трапеза. Ее проведению предшествует серьезная подготовка.

Все дни праздника запрещено есть «хамец» (квасное, т.е. еду, содержащую хлебные злаки, способные закваситься). Покинув Египет в спешке, евреи проголодались и испекли лепешки из теста, которое не успело закваситься. Пресная лепешка (опреснок), называемая на иврите «мацой», изготавливается и по сей день только из муки и воды. Мацу в воспоминание об освобождении из рабства нужно есть все дни Песаха.

Накануне праздника необходимо отыскать в доме все квасное и уничтожить его, а посуду, в которой готовилась квасная пища, тщательным образом отмыть. Людям, которые понесли бы значительные убытки из-за уничтожения квасного, а именно, мельникам и булочникам, разрешается избежать уничтожения их имущества. Они фиктивно продают на весь период праздника квасное людям, не исповедующим иудаизм, а после Песаха аннулируют сделку.

Центральным событием праздника является «Седер-Песах» — праздничная трапеза вечером 14/15 нисана. 

В этот вечер вся семья и гости собираются за праздничным столом, чтобы вспомнить исход из Египта. Сам праздник проводится для того, чтобы дети, до этого ничего не знавшие о Песахе, а значит, о себе и своем народе, спросили взрослых, что они празднуют, и получили ответ. Это важно потому, что Песах — не просто воспоминание о событии, произошедшем несколько тысяч лет назад, но переживание истории, словно бы она произошла не с далекими предками, а с нами здесь и сейчас.

Слово «седер» означает на иврите «порядок», и этот порядок не изменяется на протяжении веков. В центре седера — праздничный стол. В ходе праздника предписывается вспоминать три вещи. Первая — это собственно Песах. Название праздника происходит от глагола «пасах» — «миновать». Бог поразил упорствовавших египтян десятью казнями, самой страшной из которых была последняя, когда Богом были умерщвлены все первенцы египтян, в то время как евреев эта казнь миновала. Второй вещью является уже знакомая маца — хлеб свободы и одновременно хлеб бедности, символ и освобождения, и смирения. Наконец, третьей вещью является марор — горькая трава, напоминающая о рабстве. В ходе седера, вспоминая о событиях исхода, необходимо есть мацу, марор и выпить четыре бокала вина в память об обетованиях, данных Богом.

Тайная вечеря перестает быть тайной

Когда-то у евреев был в Иерусалиме Храм, в котором обитал Бог. В 70 году нашей эры римский полководец и будущий император Тит взял штурмом Иерусалим и разрушил Храм. До этого времени в Песах в Иерусалимский храм приходили паломники со всего Израиля, чтобы принести пасхальную жертву — ягненка, после чего продолжали празднование в семейном кругу и на праздничной трапезе съедали часть пасхальной жертвы.

Этот обычай знаком любому христианину из Священного Писания христиан — Нового Завета. Как известно, Иисус вместе со своими учениками отправился в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Праздник опресноков, то есть, Песах. После посещения Храма паломники из Галилеи устроили пасхальную трапезу — Седер-Песах, которая больше известна под именем «Тайная вечеря». Поскольку теперь мы знаем, что это был Седер-Песах, мы сможем понять, что же делали Иисус и его ученики в этот вечер за праздничным столом.

Обычай предписывает, чтобы участники трапезы сидели за столом полулежа или облокотясь на руку, как это делали цари, что подчеркивает свободный статус празднующих. Теперь вам будет понятно, почему на Тайной вечере Иисус «возлег с двенадцатью учениками», а не сел.

Дальнейшие события, описываемые в Евангелиях, относятся к кульминации седера. Вначале участники трапезы вспоминают о событиях исхода из Египта и осушают два из положенных четырех бокалов вина. Затем все съедают сами и получают от ведущего седера (обычно им является глава семьи) по кусочку мацы и марора. 

Их следует съесть особым образом, обмакнув предварительно в харосет (смесь из толченых орехов, тертых фруктов и вина, которая символизирует глину — строительный материал, использовавшийся евреями на принудительных фараоновых стройках), после чего гости приступают к собственно праздничной трапезе. Именно эта традиция зафиксирована в христианских священных текстах. Во-первых, Иисус тоже обмакивал мацу и марор в харосет, вспоминая о годах рабства и освобождении от него: «Он же сказал в ответ: опустивший со Мной руку в блюдо, этот предаст Меня». Во-вторых, Иисус был ведущим этого седера, поскольку именно он преломлял мацу и раздавал ее участникам седера: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал…»

Дальнейший порядок праздника в Евангелиях описан не столь детально — участники Тайной вечери завершили седер праздничными гимнами.

Даже если вы не исповедуете иудаизм, окунуться в атмосферу старинного праздника интересно и увлекательно. Это можно сделать в синагогах и еврейских обществах Санкт-Петербурга, связавшись с организаторами торжеств и забронировав билет.

Текст: Павел Бельский

0
0
21
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ