Этот праздник со слезами на глазах…
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Этот праздник со слезами на глазах…

День Великой Победы случился почти семь десятилетий назад. Все меньше среди нас живых свидетелей той Победы. И ряды ветеранов на параде редки, и шаг их (возраст!) нетверд. Но прав классик — «наши павшие — как часовые». Меняются поколения, уходят Победители, а за ними и те, кому они рассказывали о своем непростом пути. Но их подвиг — в нашей памяти. И он будет жить дальше — благодаря нашим детям.  

Капитан Америка и ревущая команда

Дети смотрят в жестокое лицо войны сквозь призму фильмов и книг, просят прикрепить на грудь георгиевскую ленточку и все понимают правильно. И про советскую армию, и про фашистов. И даже про то, что война закончилась 6 мая, и официальному Дню Победы предшествовал день Георгия-Победоносца. А при чем тут «ревущая команда» мы не знаем. Надо было Лену расспросить поподробнее. Но мы не догадались.

На вопрос «Кто победил 9 Мая?», дети ответили так:

  • Ярослава, 5 лет: «Победил Георгий Победоносец, он принес победу».
  • Миша, 5 лет: «Наши военные в долгой войне победили врагов!».
  • Лена, 6 лет: «Наши победили, советские люди. И еще союзники. Я им придумала название «Капитан Америка и ревущая команда».
  • Костя, 7 лет: «Наши воины победили фашистов»
  • Тема, 10 лет: «Русские. Ну, в смысле, россияне. То есть Советский Союз».
  • Максим, 11 лет: «Советская Армия».

Цветы дарить — как благословлять

«Почему бабушки и дедушки плачут, когда смотрят по телевизору парад Победы, а люди на улицах в этот день дарят им цветы?» — спросили мы детей. И узнали, что дети понимают все верно и тонко — и про благодарность, и про ушедших друзей, и про страх, и про счастье жить в мире. И пусть мы не устаем благодарить тех, кто принес нам победу. И пусть мы и наши дети будем помнить об этой благодарности всегда, а не только в мае, когда пиджаки ветеранов расцветают орденами.   

  • Ярослава, 5 лет: «Бабушки и дедушки плачут от счастья, что живут в мирное время. И еще плачут, потому что вспоминают войну, а война — это очень грустно».
  • Егор 5 лет: «Плачут, потому что воевали и победили».
  • Савва, 5 лет: «Плачут от радости, а цветы дарить на улице — это как благословлять».
  • Лена, 6 лет: «Бабушки и дедушки в этот день грустят, потому что много людей убили фашисты».
  • Костя, 7 лет: «Бабушкам грустно, что их дедушки на войне умерли  —  поэтому они и плачут».
  • Кирилл, 8 лет: «Потому что им сложно вспоминать тот страх, который они пережили. А им дарят цветы, потому что они выжили и мы им благодарны. И на могилы несут цветы тоже, потому что благодарны».
  • Тема, 10 лет: «Наверно, они вспоминают то плохое время, войну и своих погибших друзей».
  • Максим, 11 лет: «Потому что (поёт): «Это праздник со слезами на глазах!» Они никогда не забудут войну. Мы им дарим цветы и поздравляем, а они от благодарности плачут».
  • Сергей, 11 лет: «Бабушки и дедушки плачут, потому что помнят, какие были трудные времена, а люди дарят им цветы в благодарность за то, что они принесли нам победу».

Прадед умер. А его награды хранит мой папа.

«В твоей семье есть кто-то, кто воевал? Расскажи!» — спросили мы. Дети задумались. Непросто рассказывать о воевавших, когда сам с ними не знаком. Кириллу повезло больше остальных — у него есть дедушка Дедуля. Впрочем, и остальным повезло тоже. Ведь это настоящее счастье – когда дедушки воюют понарошку. Например, как дедушка Юрик на учениях грибной осенью.  

  • Ярослава: «В моей семье воевал дедушка Юрик, но это была не настоящая война, а учеба. Он просто сидел в окопе, чтобы научиться молча сидеть в окопе, и сушил грибы. А еще у меня были прадедушки, вот они воевали в настоящую войну».
  • Егор: «У нас были мамины и папины дедушки, которые воевали. Один дедушка был авиамехаником, другой военным врачом, а про третьего я еще не знаю».
  • Лена: «В моей семье воевали прадедушки мои, дедушки мамы и папы. Но они все умерли уже».
  • Кирилл: «Дедушка Серёжа (мы его зовем — дедушка Дедуля) воевал, но он ничего не рассказывал мне. А дедушка Юра был тогда курсантом. А остальные, кто воевал, давно умерли и я их не видел».
  • Тема: «Трое моих прадедушек и одна прабабушка воевали. Один мой прадедушка на фронте чинил всякие пушки и артиллерийские установки, другой — досматривал военные самолеты перед вылетом, третий был военным врачом. А прабабушка была зенитчицей».
  • Сергей: «Дедушка моего папы воевал, прошел всю войну и был награжден орденами и медалями. Сейчас он уже умер, а его награды хранит мой папа».

«Когда мир то все живые»

Это мы пели в школе: «Против беды, против войны встанем за наших мальчишек» и «Пусть всегда будет Солнце, пусть всегда будет небо». Нынешние дети не знают этой песни. Но знают другие. И не меньше чем мы двадцать лет назад хотят мира на земле. «Почему все дети на свете хотят мира?» - спросили мы и узнали ответ. 

  • Ярослава: «Дети хотят мира, потому что они не хотят умирать и не хотят, чтобы их близкие и члены семьи умирали. Потому что вот мои дедушки на небе сейчас, и из-за войны мы не встретились. А когда мир, тогда все рядом и вместе».
  • Егор: «Дети хотят, чтобы не было войны, чтобы пап и мам не убивали».
    Александра, 6 лет: «Когда мир, то все хорошо и много еды!»
  • Лена: «Когда мир, то все живые».
  • Костя: «Когда умирают — это грустно, ведь ты мог еще пожить. И дети боятся, что умрут, и хотят мира».
  • Кирилл: «Мне было бы страшно, если мою маму и сестру кто-то убьёт. Поэтому я всех врагов закидаю гранатами».
    Тема: «Когда мне было лет пять, я только и мечтал о войне. Я хотел сражаться. Теперь я уже так не думаю. Я не хочу, чтобы была война, потому что папу заберут на фронт, а мне придется работать на заводе и делать всякие снаряды».
  • Максим: «Чтоб спокойно жить и расти, и играть. И чтобы в школу ходить!»
    Сергей: «Потому что если будут войны, то нельзя будет спокойно отдыхать от дел, и бывать в других странах. А всем детям интересно, что происходит за границей!».

Супермен и подводные лодки

«Кто и как защищает нашу страну?» — задумались дети, а когда ответили — у взрослых будто появилось чувство спокойствия — нас защищают все, кто только можно. И даже Супермен.

  • Ярослава: «Нашу страну защищает Бог и наши воины, которые борются с чужими воинами». 
  • Егор: «Нас защищают военные на оружии — на самолетах, танках и пушках!».
  • Савва: «Защищают солдаты, полицейские, генералы, воины. Они охраняют посты, дерутся. А ветераны защищали нашу страну, когда были молодыми».
  • Миша: «Нас защищают разные военные люди. А еще собаки. И танки и пушки. Если на нашу страну нападут, то мы будем воевать пушками и ракетами!».
  • Кирилл, 6 лет: «Супермен! Берет и защищает!».
  • Александра: «Нашу страну от врагов охраняют солдаты: если кто-то захочет на нас напасть или если что-то летит, они стреляют и гремит взрыв! А враги тогда пугаются и убегают!».
  • Костя: «Защищают защитники, оборона. Они следят за городом и страной на границе, стреляют, если кто-то нападает».
  • Максим: «Нашу страну защищает государство. Армия России. Разные виды техники. Даже подводные лодки! Вот мой дедушка Лёша, он был капитаном подводной лодки! Он тоже защищал нашу страну — когда войны уже не было».

Надо прощать!

«Как бы я сама хотела знать ответ на вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы не допустить войны?», — посетовала мама Юля. — Но нет. Я не знаю, и дочка не знает тоже. Но мы послушаем, что скажут другие. И обязательно поступим так, чтобы не было войны».

Пусть будет мир во всем мире. А мы (устами младенца глаголет истина!), следуя рецептам ниже, бонусом к миру получим много интересных знакомств, дружбу, взаимопомощь и отличную экологию! Лишь бы пограничники ничего случайно не взрывали.

  • Ярослава: «Мы можем защищать планету и не загрязнять её! Нам надо искать в других странах хорошие черты, чтобы мы могли подружиться с их людьми».
  • Егор: «Мы можем быть наготове и звать полицию или военных, если кто-то пересечет границу!».
  • Миша: «Чтобы не было войны, надо дружить, делиться, договариваться и не обижать младших!».
  • Лена: «Надо не ссориться и помогать людям, которым нужна помощь».
  • Кирилл: «Надо помнить о Боге. Мама говорит, что надо учиться прощать, даже врагов. Вот есть у меня враг, а надо её простить. Потому что она запуталась, а на самом деле у неё тоже есть душа. Надо прощать».
  • Тёма: «Наверное, надо следить, чтобы пограничники случайно не взорвали иностранную подводную лодку или еще что-нибудь».
  • Сергей: «Мы можем знакомиться и поддерживать связи с людьми из других стран».

Ярослав Соковнин, семейный психолог, коуч внутреннего и внешнего успеха:
«Наше прошлое определяет наше будущее, а наши детские впечатления закладывают основу нашего поведения на всю последующую жизнь. Именно поэтому нужно рассказывать детям о прошлом, об истории войны, о героях, об их подвигах, мастерстве и отваге, о верности их жен. Если у вашего ребенка нет ярко выраженных страхов, не бойтесь травмировать детскую психику  при правильной расстановке акцентов (делая упор не на смерти близких, а на ином — к примеру, поставив во главу угла героизм, нравственность и высокие идеалы), такие рассказы обернутся во благо.

Так, если ребенку рассказывать об отваге его дедов, о чести, о достоинстве  он подсознательно будет стремиться к тому, чтобы подражать героическим людям, и заданные в детстве высокие стандарты поведения не раз помогут ребенку на жизненном пути. Усвоив, что он в ответе за свою семью и за родину, такой малыш вырастет нравственным, порядочным и культурным. Он поймет, что трудности в жизни  не повод для того, чтобы прятаться, а возможность развиваться и делать великие дела. Выращенные на рассказах о героях страны и семьи мальчики с детства будут понимать, к чему им нужно стремиться, а девочки осознают, какими женщинами они должны стать, чтобы за них был готов заступиться любой мужчина. Повзрослев, такие дети смогут создавать крепкие семьи, растить достойных детей и укреплять всю нацию».

Записала Ира Форд

0
0
12
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ