Конфета с оскоминой...
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Конфета с оскоминой...

Мы знаем, что ребенок всегда рад сладкому. Как только в руках у взрослого оказывается конфетка или кусочек торта, мысли малыша переключаются на то, как бы их немедленно заполучить. Согласитесь, что многие взрослые используют это в своих целях: сладкое помогает им управлять ощущениями ребёнка, например, его самооценкой, спокойствием. Но проходит время, и такой метод управления начинает создавать больше проблем, чем решений.

Конечно, из этого не следует, что в семье не нужно готовить сладкие десерты или покупать для ребёнка конфеты. А вот чего действительно, наверное, не стоит делать — это заменять «сладеньким» все мысли и эмоции.

Что в детстве для нас значат конфеты?

Некоторые родители с удовольствием дают ребёнку еще в возрасте до года  воду с сахарным сиропом, обмакивают в сахарный песок пустышку. И уже тогда становится ясным: многие дети успокаиваются от сладкого, отвлекаются от тревог и проблем.

Чуть позже в кашу или пюре добавляется сахар. Ребёнок получает новые возможности познакомиться с новыми вариантами сладких продуктов.

Нужно сразу подчеркнуть: в рекомендованных педиатром дозах сладкие продукты не приносят вреда. Но вот нередко бывает так, что их употребление оказывается связанным с определёнными психологическими нюансами:

  • Родители могут давать сладкое всегда, когда требуется успокоить ребёнка.

Чуть только раздался плач — сразу же в дело вступает «универсальный успокоитель» —пряник, мармеладка, печенье. Очень скоро ребёнок усваивает причинно-следственную связь: сладкое — решает все проблемы. Малыш делает вывод: независимо от того, что конкретно произошло, нужно добыть сладкое, и проблема станет не такой серьёзной.

  • Сладости выступают в роли награды.

Ребёнок делает что-то хорошее — и тут же получает удовольствие в виде сладости. А что дальше? Дальше ребенок стремиться делать как можно больше поступков, которые чисто формально заслуживают одобрение родителей, и других взрослых. И все только для того, чтобы заслужить сладенькое.

Пример. Шестилетний Вадим выглядит для своих лет весьма полным. Выясняется, что он посещает сразу три кружка, где ему нравится, и занятия идут неплохо. Но после каждого занятия Вадим с бабушкой заходят в кафе-кондитерскую, там Вадим получает пирожное. Отсюда — лишний вес. И походы в кондитерскую Вадим любит больше даже больше, чем кружки.

  • Сладости заменяют любовь и внимание.

Допустим, у родителей нет времени на общение и занятия с ребёнком. Некоторые взрослые в таком случае считают, что можно оставить дома как можно больше сладкого, и тогда малыш будет занят: время уйдёт на то, чтобы все их съесть. Конечно, процесс поедания принесёт ребёнку массу приятных эмоций, и вроде бы сынок или дочурка не заметит долгого отсутствия родителей. Но потом ребенок снова и снова будет стараться скомпенсировать отсутствие любви — поеданием сладких продуктов.

Пример. Семилетний Олег нечасто видит маму и папу дома — они практически всегда на работе. Но уж когда возвращаются домой, у них всегда с собой много сладостей для сына. А в выходные Олег стал грустить. Он теперь уже начал сожалеть, что родители не ушли на работу, ведь это означает, что сладенького сегодня ему не принесут. И вот мальчик с нетерпением ждёт окончания выходных: пускай родители скорее уходят, ведь тогда Олег может рассчитывать на новую порцию сладкого при их возвращении.

  • Сладости заменяют двигательную активность.

Каждому ребенку нужно двигаться: бегать, лазать, кувыркаться, прыгать и т. д. Однако в это время за ребенком нужно следить. Некоторые родители не хотят брать на себя бремя ответственности за то, чтобы ребенок ничего себе не сломал, не поцарапался. «Посиди спокойно, не прыгай, на вот, лучше поешь», — говорят они.  Получается, что сладкое в больших количествах — заменяет подвижные игры, а это очень опасно.

  • Сладости заменяют познавательную деятельность.

Каждый ребенок хочет узнавать что-то новое. Однако процесс познания сопряжен с участием взрослых: ребенку нужно читать, объяснять смысл картинок, отвечать на его вопросы.  Однако взрослому, порой, проще сунуть конфету, чем комментировать устройство Вселенной, строение лягушки, функционирование двигателя внутреннего сгорания и т.д. В результате впоследствии ребёнку будет не интересно узнавать что-то новое: он будет помнить, что потребность в знаниях удовлетворить сложно, зато его легко можно «занять» конфетой.

В итоге,  получается, что сладости не дают проблеме выйти наружу и оказаться услышанной. Сладкие продукты только заталкивают проблему подальше вглубь.  

Родительская сахарная созависимость

Обычно термин «созависимость» актуален для анализа серьезных отклонений: пристрастие к алкоголю, к наркотикам.  Его применяют для того, чтобы показать: когда есть зависимый от наркотиков, алкоголя человек, то есть и «созависимые», то есть те, кто подталкивает его к употреблению вредных веществ.

Впрочем, этот термин можно употреблять и в  данном случае. Если малыш — зависимый от сладкого, то родители — «созависимые». Если малыш слишком любит сладкое — значит, и с родителями что-то «не так». 

Возможно, родители предлагают малышу сладкое, если:

  • в детстве их жёстко ограничивали в сладком, и это их сильно огорчало. Теперь они не хотят подобных огорчений своему ребёнку, а заодно пытаются компенсировать свою собственную обиду;
  • они ощущают, что виноваты перед своим ребёнком;
  • они чувствуют эмоциональную отстраненность от ребенка, нежелание заниматься им.

   Со всеми этими проблемами нужно идти к  психологу.

Каких последствий можно ожидать?

Последствия от чрезмерного употребления детьми сладкого могут и не проявиться в детстве. Детский организм хорошо адаптируется и может правильно распределить поступление излишних количеств «быстрых углеводов», тогда «сахарная атака» компенсируется. Врач не обнаружит никаких физических отклонений, не найдет оснований для установки какого-то неприятного диагноза: физиологически всё окажется в норме. Однако психологические проблемы не исчезнут.

Представьте себе: идут годы, и вероятность неприятностей, связанных со сладостями, увеличивается. Может остаться и закрепиться привычка пользоваться большим количеством сладкого для решения проблем. А вот компенсаторные способности организма, позволяющие сжигать излишние углеводы, с возрастом могут ослабеть. Изменения в эндокринной системе могут привести к тому, что углеводы не смогут распределиться правильно. И тогда вероятно возникновение ожирения и диабета.

Если человек использует сладости для того, чтобы справляться с психологическими проблемами или какими-то сложными конкретными ситуациями, нужно понимать, что у него в руках бомба, в которой тикает часовой механизм.

Не забывайте, что из зависимости от сладкого — вытекают и другие вредные привычки. Если уже в раннем возрасте малыш плохо переносит расставание с такими привычными для него сладкими продуктами, в дальнейшем ему сложно будет справляться и с зависимостями другого рода, с курением, например. Чётких подтверждённых данных о такой взаимосвязи нет, но лучше не рисковать.

Взрослые, выросшие с привычкой неумеренного потребления сладкого, своих проблем уже не замечают: им кажется, что они просто кушают — и все...

Как уменьшить количество?

Сладкие продукты — полезны и питательны, содержат необходимые ребёнку ингредиенты. Однако преувеличивать питательную ценность сладостей не стоит. Нужны ограничения.

Если ваш ребёнок ещё маленький, не нужно ставить себе задачу лишить его всех сладких десертов и конфет. Оптимальный вариант — соблюдение нормы, рекомендованной педиатром.  Можно задать вопрос вашему педиатру: сколько сладкого можно без опаски съедать вашему ребёнку за день, или за неделю, и потом пытаться просто не превышать норму.

Если не конфета, то что?

Если ребёнок постоянно просит сладкое, не обязательно сразу выполнять эти требования. Вам вполне по силам переключить внимание малыша со сладкого на что-либо другое или дать ему  меньше, чем он просит, например половинку конфеты, вместо целой.

Больше общайтесь с малышом.  Угостить конфетой — проще всего. Душа ребёнка от соприкосновения со сладким и сама начинает «таять» как кусочек сахара. Но «просто» — совсем не то же, что «безопасно». Настоящие эмоции и общение не должны быть заменены конфеткой.  Заменить сладости можно более наполненной интересной и разнообразной жизнью, в которой вы должны быть рядом с ребёнком.

Гуляйте с ребёнком больше, играйте вместе в подвижные игры. Это не значит, что после двигательной активности ребёнок разлюбит сладкое. Нет, но после прогулок и движения ребёнок наверняка захочет есть, и будет при этом довольствоваться более полезными продуктами. Вполне вероятно, что сладостей в больших количествах ему уже и не захочется.

Следите за набором продуктов в меню ребёнка. Ассортимент должен быть как можно разнообразнее. В нём обязательно должны быть молочные продукты, крупы, овощи, фрукты, мясо и рыба. Помните, что спелый фрукт — намного полезней для организма ребёнка, чем шоколадка.

Нужно стараться по-другому, «бесконфетно» выражать своё расположение к ребенку: интересным общением, ласковыми прикосновениями, объятиями, добрыми разговорами и игрой.

Выводы

Итак, давайте задумаемся: не решаем ли мы за счёт сладкого какие-то другие задачи? Может быть, покупая ребёнку шоколадку, мы хотим его похвалить? Или извиниться перед ним за что-то?

Если так, то сделайте именно то, что хотели сделать, не прибегая к помощи заменителя — сладких продуктов.

Тест 

Пройдите тест: «Зависим ли ваш ребёнок от сладкого, и если да, то на сколько?».

Психолог: Родион Чепалов

0
0
34
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ