Городской велопрокат Петербурга
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Городской велопрокат Петербурга

Этим летом в Петербурге заработал городской велопрокат: система, позволяющая арендовать велосипед на автоматизированной станции, а потом вернуть на любой другой станции. Мы решили протестировать новый прокат и разобраться, как это работает и настолько ли удобно в реальности, как было заявлено.


Надо сказать, это не первая попытка создания общественного велопроката в Петербурге. В позапрошлом году с подачи энтузиастов из велоцентра «Скатпрокат» и сети магазинов «Велодрайв» был организован бесплатный прокат велосипедов, но прекрасная идея быстро сошла на нет из-за полного отсутствия противоугонных мер. Другой общественный прокат — StPetersbike — успешно работает и сейчас: пункты проката находятся в дружественных проекту магазинах, кафе, ресторанах и барах.

Городской велопрокат («ВелоБайк») — самый масштабный проект такого рода. Спонсируемый «Банком Москвы» (чья реклама нанесена на каждый велосипед), в прошлом году он появился в Москве, а в этом пришел к нам. За образец была взята чешская система проката; велосипеды (антивандальные, разработанные специально для городских прокатов) и оборудование тоже чешские.

Шаг 1. Выбрать ближайший пункт проката

На сегодняшний день в Петербурге работают 29 пунктов проката. Пока что прокатами охвачены только центр, Васильевский остров и Петроградка плюс по одной станции на Крестовском, площади Ленина, Новочеркасской и Балтийской. На интерактивной карте можно не только найти ближайший пункт, но и отследить, сколько велосипедов сейчас есть в наличии, чтобы не оказалось, что все велосипеды разобраны.

Шаг 2. Зарегистрироваться и заплатить

Далее от меня потребовалось зарегистрироваться на сайте, привязать к нему банковскую карту и активировать аккаунт, положив на него деньги. Общая сумма, которую вы заплатите, состоит из абонентской платы и почасовой оплаты. Абонентская плата составляет 100 рублей в день, 250 рублей  в неделю, 450 рублей в месяц или 950 рублей  в сезон (он длится до 31 октября); она позволяет неограниченное количество раз брать велосипеды и кататься на них, но не более получаса за один раз.

Повременная оплата начинает действовать после первых 30 минут проката: первые полчаса — 30 рублей, поездка длительностью до 120 минут — 90 рублей, свыше 180 минут — 300 рублей, свыше 360 — 900 рублей (а сутки обойдутся в 1500, что, на мой взгляд, слишком дорого). Минимальная сумма, которую можно положить — 150 рублей: 100 рублей абонентской платы списывают сразу же, 50 — необходимый минимум на счету, который позволит взять велосипед.  

Регистрация прошла быстро и без нареканий. Но, честно говоря, я не очень поняла, зачем она нужна и почему было не сделать терминалы оплаты банковской картой прямо на месте. И что делать, например, туристам, которые хотят взять велосипед, но у которых нет местной симкарты с мобильным интернетом.

Шаг 3. Взять велосипед

Инструкция о том, как взять велосипед, с инфографикой, размещена на каждой стоянке (правда, почему-то только на русском языке, без дублирования на английском). После того как вы зарегистрировались и вам пришла sms с номером пользователя и пинкодом — введите эти данные в терминал. 

После чего выбираем велосипед, нажимаем кнопку на его блокираторе — и все, можно кататься.


Вот на этом-то месте меня и ждал главный сюрприз: велосипед оказался очень тяжелым. Я, конечно, не надеялась на карбоновую раму, но и не рассчитывала, что велосипед будет весить едва ли не больше меня и что я не смогу без посторонней помощи втаскивать его на поребрики. 

Руль тоже оказался мне не по росту, высоковатым. В остальном велосипед довольно хорош: надежные тормоза (ручной и ножной), три скорости (для города более чем достаточно), цельнорезиновые колеса, которые практически невозможно проколоть, удобное и легко регулируемое сиденье, место для сумки впереди. 

Но я бы все-таки посоветовала создателям проекта предоставить выбор из хотя бы двух моделей: «для мальчиков» и «для девочек».

Да, кстати: если вам попался неисправный велосипед — лучше сразу поставьте его на место и возьмите другой (это бесплатно), а о поломке сообщите в техподдержку (телефоны указаны на каждом велосипеде).  


Шаг 4. Вернуть велосипед

Вернуть велосипед можно на любой ближайшей к вам стоянке. Главное — тщательно проследить, чтобы велосипед надежно заблокировался в гнезде, иначе, если его угонят, кража «повиснет» на вас. 

Кстати, у меня заблокировать велосипед получилось не сразу и, пока я повторяла попытки, с меня списали повременную оплату за первые полчаса. Поэтому, если вы планируете кататься на одной абонентской плате, учитывайте этот момент (а также и то, что следующий велосипед можно будет взять только через 15 минут после того как поставили предыдущий).

Иногда станция может быть переполнена, и ваш велосипед поставить будет негде (это тоже можно заранее отследить на онлайн-карте), а деньги тем временем с вас будут сниматься.

Резюме. Сама идея городского велопроката как удобной альтернативы автомобилям и общественному транспорту, безусловно, хороша. Да и система, хоть и излишне усложнена, оказывается неплохой, если в ней разобраться. Лично для меня главным минусом оказались размер и вес велосипедов и невозможность выбора.

Илья Гуревич — председатель клуба «ВелоПитер», участник десятков велосипедных экспедиций, автор книг о велотуризме: «В целом на деятельность городского проката я смотрю довольно оптимистично. Мы тестировали эту систему и, хоть и обнаружили какие-то мелкие недостатки, в целом пришли к выводу, что своим задачам он адекватен. Только надо четко понимать задачи такого велопроката: это именно велосипеды для того чтобы доехать из точки А в точку Б и оставить велосипед в любом удобном месте. Для катания в свое удовольствие есть другие велопрокаты с совсем другими велосипедами.

По поводу того, что велосипед тяжелый: это характерно для всех общественных велопрокатов во всем мире. Во-первых, тяжесть обусловлена тем, что велосипеды антивандальные. Во-вторых, тяжесть делает их не слишком привлекательными для воров. 

Говоря о ситуации в Петербурге в целом  хорошо, что появились прокаты, но я бы начал с велодорожек. Именно их больше всего не хватает велоинфраструктуре Петербурга   вернее, не хватает безопасности, но ее как раз и обеспечили бы велодорожки. Я знаю многих людей, которые готовы пересесть на велосипед как средство передвижения, но не чувствуют себя комфортно в нынешней дорожной ситуации. Причем Петербург прекрасно приспособлен для создания велоинфраструктуры: наш город молод, у нас широкие улицы даже в центре, на велодорожки хватило бы места».

А как у них

Лондон. В Лондоне в рамках общественного проката работает 400 станций и 6000 велосипедов. Электронный ключ доступа стоит 1 фунт, первые полчаса поездки бесплатны, следующие 30 минут — 1 фунт, два часа — уже 6 фунтов, а день — 50. Предусмотрена и ситуация, если вы хотите вернуть велосипед, а на ближайшей парковке нет свободных мест: в этом случае система выделит дополнительные бесплатные 15 минут для поиска следующей станции.

Копенгаген. В столице Дании уже 20 лет работает бесплатный городской велопрокат. В теории, чтобы взять оттуда велосипед, нужно опустить в специальный слот монетку в 2 евро или 20 крон, которую вы получите назад при возврате. Но за эти годы большинство велосипедов рассредоточились по городу и существуют вне станций — поэтому взять их можно в любом месте без всяких монеток. При этом кражи довольно редки — у каждого жителя Копенгагена уже есть собственный велосипед, а туристам было бы проблематично его вывезти (к тому же детали от прокатных велосипедов не подходят ни к каким другим, что исключает разбор на запчасти).

Барселона. Здесь можно купить абонемент на год: стоит он 44 евро и позволяет кататься неограниченно: первые полчаса бесплатно, за следующие полчаса 0.70 евро, после двух часов использования — 4.20 евро в час. Но превысив в три раза двухчасовой лимит, можно лишиться абонемента, а задержав велосипед более чем на сутки, придется оплатить его полную стоимость. Система работает только для горожан, туристам воспользоваться ею не удастся.

Париж. Абонемент стоит 1.70 евро в день, 8 евро — в неделю, 29 евро — в год. Каждые первые 30 минут бесплатны, следующие полчаса — 1 евро, в дальнейшем — 4 евро в час. Абонемент покупается прямо на станции с помощью банковской карты: с нее, помимо прочего, снимают залог в 150 евро, который возвращается по истечении срока пользования велосипедом (но если вы не вернете велосипед за двое суток — деньги сгорят). Станции раскиданы по всему городу, свободные велосипеды есть почти всегда. 

Текст: Светлана Ворошилова
Фото: Святослав Буньков

Обсудить на форуме

0
0
45
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ