«Переходите улицу по пешеходному переходу и следите, чтобы на вас ничего не упало!»
5 августа — Международный день светофора. Еще в 19 веке британец Джей Найт изобрел светофор: его установили около здания парламента в Лондоне в 1868 году. Впрочем, после того, как три года спустя фонарь этого устройства взорвался и поранил полицейского, о светофоре забыли аж на полвека. Зато 5 августа 1914 года в американском городе Кливленде появился предшественник современных светофоров: он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал. В России светофор появился позже: в январе 1930 года, причем в нашем родном городе, на углу Невского и Литейного проспектов. И, отмечая День рождения светофора, мы спросили юных респондентов: «Как ты думаешь, как раньше люди обходились без светофора? Какие правила безопасности ребенок должен соблюдать, оказавшись на улице? Как перейти дорогу, если светофор изломался?»
- Григорий, 4,5 года: «Все смотрели внимательно по сторонам, останавливались на перекрестке, чтобы пропускать других и не врезались ни в кого. Ребенку лучше ходить по улице с мамой, а если встретишь изломанный светофор — нужно позвонить, чтобы починили. А пока его чинят, идти и искать другой светофор».
- Аника, 5 лет: «Когда не было светофора, то на перекрестке стоял регулировщик и громко объявлял цвета: «Красный! Желтый! Зеленый!» А если было шумно, и его никто не слышал, он поднимал над собой таблички с цветами».
- Варя, 5 лет: «Когда ты оказываешься на улице, а светофор сломан, нужно переходить улицу только по пешеходному переходу и следить, чтобы на тебя ничего не упало».
- Вероника 5.5 лет: «Те, кто жил без светофоров, надевали на палку фонари и ехали по дороге, а другие водители их видели и пропускали!».
- Лена, 6 лет: «Раньше не было так много машин. И еще я видела в старом кино, что машинами управлял милиционер с палочкой. Надо внимательно смотреть по сторонам, идти только по переходу и со взрослыми!».
- Тёма, 10 лет: «Раньше, когда не было светофоров, и машин было меньше — так и жили. А сейчас, чтобы перейти дорогу в месте, где сломан светофор, надо посмотреть сначала налево, если машин нет, дойти до середины дороги и посмотреть на право. Конец формы».
- Фёдор, 11 лет: «Раньше была специальная профессия — регулировщик: эти люди специальной палкой показывали знаки, что и как делать на дороге. Если ребенок оказался на улице один, у него два выхода — или вернуться домой, или стать призраком».
«Левша все делает одной левой — сажает дерево, строит дом и растит сына!»
13 августа — Международный день левшей
Каждый
десятый житель нашей планеты — левша, и в 1992 году, по инициативе
британского Клуба левшей впервые был отмечен Международный день леворуких.
Спросив детей: «А ты знаешь, кто такой левша и чем этот человек отличается от остальных? Что было бы, если бы мы все были одинаковые и не имели особенностей?», мы узнали немало интересного!
- Ника, 5 лет: «У меня брат Петя левша, он ест левой рукой. Я смотрю на него и думаю, что если бы мы были все одинаковые, мы бы все запутались».
- Варя: «Все бы всех перепутали — были бы у всех людей зеленые глаза, у всех девочек розовые ногти. Белиберда какая-то!»
- Вероника: «Если бы все люди были одинаковые, мы не смогли бы друг с другом играть — это же не отличить, кто где».
- Ярослава: «Левша — это тот, кто пишет и ест левой рукой. А если бы все были одинаковые, то случилось бы страшное. Один мужчина бы приехал, например, к своей невесте Ире, а у Иры в гостях сидит её подруга Рита, и этот мужчина не смог бы отличить, кто его невеста! Так что лучше пусть мы все отличаемся!»
- Лена: «Когда все одинаковые — неинтересно жить, будто мы не люди, а роботы».
- Тёма: «Левша — это такой человек, у которого левая рука более ловкая и умелая, чем правая. Например, моя сестра левша. И папа был левшой, но в школе его переучили. Классно быть тем, кто отличается от других».
- Фёдор: «Левша все делает одной левой. Даже самое главное: сажает дерево, строит дом и растит сына! А если б мы были одинаковые, наступил бы апокалипсис. Не сразу, конечно. Но точно наступил бы!»
«Надо брать животных в дом с улицы, а не покупать!»
16 августа — День бездомных животных
В третью субботу августа отмечается Всемирный день бездомных животных — эта дата появилась в календаре по инициативе Международного общества прав животных в 1992 году с целью рассказать максимальному количеству людей об их трагических судьбах.
Наши вопросы «Как появляются бездомные животные? Что мы можем сделать, чтобы бездомных животных стало меньше?» навели детей на серьёзные размышления:
- Григорий: «Хозяин мог уехать куда-то, и решил не брать животное с собой, или дом разрушили, а может, собака или кошка просто потерялись — так и появляются бездомные животные».
- Варя: «Одна девочка купила собаку и принесла ее домой. А мама сказала: «Нет, пускай идет гуляет!» И собака стала бездомной. А надо было оставить её себе! И теперь бездомные животные бегают и ищут, кто бы их еще взял. Их надо собрать в приемный покой, и после этого одну собаку я возьму, одну — моя сестра Люба».
- Вероника: «Бездомные животные появляются, когда их люди выбрасывают на улицу. Чтобы не было бездомных животных, каждый человек должен взять по одному бездомному животному».
- Ярослава: «Один мужчина купил себе собаку, а она ему не понравилась, и он её выгнал. И так появились бездомные собаки. А потом мужчина заскучал и купил себе кота. Но и кот ему не понравился. И он его выгнал. Так появились бездомные коты. А чтобы бездомных животных стало меньше, надо их не выгонять из дома на улицу».
- Миша: «Наша Дара раньше была бездомная, она потерялась на улице, а потом мы ее забрали к себе. Но животных без хозяев, без ошейников и поводков все равно много на улицах».
- Лена: «Некоторые люди берут себе котеночка, а потом выкидывают. Вот и живут кошки и собаки на улице, а потом свои бездомные семьи заводят. Надо делать много приютов и брать животных в дом с улицы, а не покупать. У меня кот и кошка, их мы подобрали на улице».
- Варвара: «У нас тут в деревне есть Шарик, он бегает все время, как бездомный и просит еду. И мы его угощаем и грустим, что он стал бездомным — потому что на нём надет ошейник, и значит, раньше Шарик был домашним. И еще есть бездомный Рыжик, но он без ошейника. И несколько кошечек. Бабушка сказала, что если бездомным животным сделать специальную операцию, то у них не будет детей. И тогда бездомных животных станет меньше. Вот моей кошке Марусе сделали операцию, когда она сломала лапку, и у неё нет детей теперь».
«Девочки тельняшки не носят, они тяжелые!»
19 августа — День рождения русской тельняшки
День рождения русской тельняшки истинно петербургский праздник — ведь именно в нашем городе 19 августа 1874 года по инициативе генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, где тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была обозначена как часть обязательной формы одежды русского моряка.
Взрослые могут думать, что моряк в тельняшке хорошо заметен на фоне моря, неба и парусов, но дети считают, что смысл бело-синих полосок заключен в другом. Вопросы: «Кто носит тельняшку? Что означают синие и белые полосы на тельняшке? Правда ли, что тельняшка — это одежда настоящих мужчин, или похожую полосатую одежду могут носить все люди, даже девочки?» не показались юным респондентам лёгкими.
- Григорий: «Тельняшку носят капитаны и пираты, синие и белые полоски символизируют море и маяк. Девочки тельняшки не носят, но полосатые платья им можно носить. Иногда».
- Ника: «Белый цвет — это корабль, а синие полоски — вода. Тельняшки могут носить и девочки, у меня ведь есть тельняшка».
- Варя: «В тельняшках могут ходить все, но я бы не стала носить тельняшку, она некрасивая!»
- Вероника: «В тельняшке ходит зебра. То есть моряки. Девочки не могут носить тельняшки, они тяжелые».
- Ярослава: «Тельняшку носят моряки, но одежду из тельняшечной ткани могут все носить! Хотя я девочка, но у меня было платье-тельняшка, и никто мне не сказал, что его нельзя одевать, если я не моряк. Синие и белые полосы означают, что моряк пойдет купаться через пять минут».
- Лена: «Тельняшку носят моряки, её полоски означают, что море синее, а облака над ним белые».
Комментирует психолог Денис Чернаков: «Мысли детей провоцируют на размышления, которые, хочешь — не хочешь, а приходится примерять на себя. Дети так пронзительно описывают отношение к бездомным животным, что я тут же думаю о нас, взрослых. Разве не так же, как с бездомными животными, мы поступаем с любимыми или друзьями, а порой — и с родственниками? Не выгоняем ли мы их из своей жизни на мороз эмоционального одиночества, создавая страшное явление в своей судьбе — одноразовые люди?
Ты читаешь слова, и видишь перед собой детей, в чьих глазах чистота, открытость, искренность и способность сострадать — и хочется крикнуть: «Ведь и мы были такими, смотрящими на мир большими глазами, и считающими, что если ты вышел из дома без взрослых — быть тебе призраком!». И возникает чувство ностальгии, и ты прячешь его за улыбкой. А потом посмотришь пристально на себя, улыбающегося, и разглядишь — а это не ностальгия вовсе, а настоящая грусть, тоска по себе, тому, Настоящему. Не претворяющемуся. Это же Ты Настоящий трепещешь, жаждешь щедро пропитанной, как корж домашнего торта вареньем и сливками, Жизни-Игры, Жизни-Приключения.
И если вам прямо сейчас вдруг захотелось что-то сделать — позвонить кому-то, извиниться, пригласить на чашку чая или чего покрепче — не скупитесь. Реализуйте даже самые дурацкие желания — выйти под дождь, промочить ноги или измазаться с детьми шоколадом! Мне видится, что именно для этого мы с вами и читаем добрые слова наших детей — чтобы Душа резонансом застучала в ответ и определенными действиями отозвалась.
А вы как думаете?»
Текст: Ира
Форд