Премьерные постановки и редкие, но долгожданные гости репертуарной афиши: «Снежинка» и «Репка», «Дюймовочка» и «Холодное сердце», «Сказка о злости и любви» и «Левша» — эти и другие постановки представляем в последнем зимнем обзоре петербургских театров.
Снег за окном, как мы все убедились, вовсе не обязательная примета зимы. Но для героини сказки Витауто Жилинскайте «Снежинка» зима, даже в календарном понимании, — время жизни. Только тогда она сможет появиться на свет. И только в это время она сможет найти друзей. Или хотя бы постараться найти… В камерном пространстве новой сцены Большого театра кукол спектакль «Снежинка» появился в прошлом сезоне. История Снежинки, словно Снегурочки, растаявшей от живого чувства, лирическая и трогательная. А еще она творится «здесь и сейчас» — два артиста играют фактурами и планами, быстрыми переходами от драматического к кукольному и теневому театральным приемам, не стараясь скрыть условность игры. Сверх идея повествования очевидна: надо жить, несмотря ни на что. Убедиться в этом можно 1 и 22 февраля на ул. Некрасова, д. 10.
Здесь же, но на другой — малой — сцене, кто еще не успел, обязательно смотрите 7 февраля спектакль «Репка». Недавняя премьера текущего сезона — новая работа Дениса Казачука, весной показавшего дебютный спектакль «Жизнь». И если вы думаете, что знаете «Репку», то смеем заверить: эта «Репка» — всем репкам «Репка». Сказку, которую каждая мама проговаривает с малышом добрую сотню раз, в Большом театре кукол прочитали с чувством, с толком, с расстановкой. И оказалось, что в хрестоматийной фольклорной скороговорке — масса смыслов. В том числе — сакральных. В спектакле БТК все треволнения по поводу репки — суть ожидание рождения нового существа. И акцент не на том, как дружно ее вытаскивают за хвостик, а на том, как в едином порыве ждут ее появления. В спектакле играют очень симпатичные валяные куколки и используются приемы анимации.
Еще один свежий взгляд на классический сюжет — премьерный показ спектакля «Дюймовочка», сделанного для Театра Hand Made известным режиссером Светланой Озерской. Неожиданное сочетание приемов пластического (все спектакли этого театра решены в технике пластики рук) и теневого театров не случайно. Мало кто знает, что в оригинале сказка Г.-Х. Андерсена называлась «Лиза размером с пальчик». Отсюда — множество неожиданных и оригинальных ходов. Ждем с нетерпением 7 февраля и едем в Театр на Васильевском — именно здесь и состоится показ «Дюймовочки».
В конце января на сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской состоялась премьера спектакля для зрителей моложе 12 лет. Впервые за долгое время на петербургской сцене поставили сказку В. Гауфа «Холодное сердце». В памяти родителей, вероятно, сохранился телеспектакль, показанный в советские времена в передаче «Сказка за сказкой». Для тех, кто не застал его, напомним сюжет: бедный угольщик Петер Мунк, добрый и хороший парень, поддается на уговоры коварного волшебника и отдает ему свое отзывчивое сердце.
Ни старуха-мать, ни невеста отныне не могут «достучаться» до окаменевшей души Петера. Много страданий влечет за собой эта перемена, но, в конце концов, Петер возвращает себе свое сердце, а вместе с ним и счастье. Историю эту смотрим в театре на Итальянской улице в исполнении драматических артистов 8 февраля.
А 12 февраля на сцене КДЦ «Московский» не пропустите спектакль «Нам пора идти». В его основе — знаменитая сказка Мориса Метерлинка «Синяя птица». Спектакль поставил трижды лауреат театральной премии «Золотая маска», автор первого спектакля о Карлсоне в «Karlsson Haus» и легендарного «Волшебного перышка» в Театре марионеток, ныне — главный режиссер в московском Театре кукол им. С. Образцова Борис Константинов.
За пять лет, прошедших с премьеры, оригинальный творческий проект так и не обрел, к сожалению, постоянного места жительства в петербургских театрах и кочует с места на место, как и его герои — в поисках птицы счастья. Сказка о том, как брат с сестрой в самую волшебную ночь в году пережили настоящие приключения и смогли побывать в будущем, очередной раз подтверждает, что нет ничего дороже родного дома и любящих близких. В спектакле ее разыгрывают драматические артисты с использованием ростовых кукол. А вместе с программкой каждый зритель получает на память миниатюрную открытку с синим перышком внутри.
Еще один необычный спектакль «Сказка о злости и любви» представляет 15 февраля молодая сцена — Лаборатория On. Театр (13-я линия В.О., д. 70). Сказки Тоона Телегена — бесхитростные и глубокие, о дружбе и любви собрала в спектакль режиссер Екатерина Максимова. Молодые артисты, которые разыграют для вас один день из жизни муравья, белки, мыши, не будут умильно пищать, изображая зверей. В этом спектакле дело не в том, кто ты и какой длины у тебя хвост, а в том, насколько сильно мы нужны друг другу — добрые, сердитые, стеснительные и озорные. Об этом же и книги «амстердамского Хармса» — так в мире называют голландского прозаика, который умеет писать так, что от нахлынувших чувств перехватывает дыхание.
Получив очередную профессиональную награду, спектакль Кукольного театра сказки «Элион. Version 2.0» на довольно продолжительное время пропал из репертуара. Да так, что постоянные зрители успели даже заволноваться… Но вот уже с 4 по 7 февраля спектакль снова в афише! Не проходите мимо — мы будем смотреть снова. Даже невзирая на возраст. Ведь созданный с фантазией и любовью сказочный мир будет манить и звать за собой и в 5, и в 35, и в 55 лет!
Написанная как дайджест по миру фэнтези история о мальчике, летящем на другую планету, чтобы переписать книгу жизни, возможно, покажется искушенному книгочею несколько прямолинейной. Но драматургическая основа с лихвой наполняется визуальным пиршеством: потрясающие, не имеющие аналогов на петербургской сцене костюмы всех персонажей, пространственное решение сцены — выше всех похвал. Спектакль идет с двумя антрактами и общая продолжительность почти три часа. Это, а также событийная насыщенность постановки заставляют поднять возрастную рекомендацию. Театр же адресует постановку зрителям старше 6 лет.
А вот спектакль «Про то, как черт месяц украл», который покажут на театральной сцене Фонтанного дома Анны Ахматовой 22 февраля, вполне вписывается в программные требования курса литературы средней школы. Ведь в его основе — знаменитая «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Спектакля тоже долго не было в афише театрального проекта «Круглый год», тем радостней его возвращение.
Эта постановка — одна из ранних работ Светланы Озерской — автора спектаклей «Как журавль к цапле свататься ходил», «Невероятные приключения барона Мюнхгаузена», «Папины сказки» и других, включая потрясающего «Питера Пэна» (последняя премьера), показанных в рамках интерактивных выставок «Рождество в Фонтанном доме». Кукольно-драматический рассказ, сопровождаемый оригинальной музыкой (в том числе исполняемой в «живом» плане), ярко и с юмором представляет классический сюжет. Можно и малышам. Но с предварительной домашней подготовкой.
На сегодняшний день Театр музыкальной комедии — единственный, в репертуаре которого есть «Левша» Н. Лескова. Яркий спектакль, сопровождаемый оркестром народных инструментов, покажут на малой сцене театра 7 февраля. Легендарная история народного умельца, сумевшего подковать блоху, в редакции театра предстает как серия лубочных картинок — что ни сцена, то жанровая зарисовка. Да и костюмы персонажей словно срисованы с лубочных «комиксов». Артисты поют и танцуют, оркестр стучит ложками и бренчит балалайками. Финал — счастливый. Остановка ровно в том месте, с которого дальше развивается драма. А нам подавай комедию. Она и есть!
Ну и на последок — редкий репертуарный гость спектакль «Летучкина любовь» в Театре юного зрителя им. А.А. Брянцева. 4 и 20 февраля ведем старших зрителей смотреть спектакль о любви между небом и землей. В пьесе современного драматурга Роберта Орешника в пограничном между жизнью и смертью пространстве оказался некто Летучкин — подросток школьного возраста. И оказался он здесь из-за несчастливой любви. Как и многие, с кем ему пришлось познакомиться в этом заоблачном мире.
В спектакле кроме авторского текста звучат строчки, написанные такими же, как в зале, подростками — письма, записки, мысли вслух на тему «зачем я в этом мире?». На этот же вопрос должен найти ответ герой. Он для него— ключ к возвращению к жизни.
Дина Калинина
Обсудить на форуме