«Внимание, внимание! Рейс номер один два три направлением из ниоткуда в никуда отменён. Повторяем: рейс отменён». Вы с ужасом понимаете, что речь идёт о вашем рейсе. О вашем отдыхе, о вашем времени, о ваших деньгах и о ваших действиях в ближайшие часы. И также понимаете, что совсем не понимаете, что нужно делать.
Littleone составил подробную инструкцию для тех, чей рейс отменили. Рекомендуем прочитать, распечатать, положить под обложку загранпаспорта и никогда не попадать в подобную ситуацию.
Об отмене рейса вас официально уведомили за 14 суток до вылета и раньше
В этом случае авиакомпания не будет возмещать вам никакой денежной компенсации.
Об отмене рейса вас официально уведомили за 13-7 суток до вылета
Если это произошло по вине авиакомпании (например, техническая неисправность или отсутствие экипажа), а не вследствие форс-мажорных обстоятельств (например, погодных условий) вам обязаны предложить альтернативный маршрут в тот же пункт назначения. При этом время вылета должно быть не более чем на два часа раньше предполагаемого, и время прилёта не более чем на четыре часа позже.
Об отмене рейса вас официально уведомили менее чем за 7 дней до вылета
Вам обязаны предложить альтернативный маршрут. В этом случае время вылета должно быть не более чем на 1 час раньше запланированного времени вылета, а время прилёта не менее чем на 2 часа позже запланированного времени прибытия.
Учитывайте, что, как правило, альтернативный маршрут вам будет предложен сразу, но воспользоваться вы им сможете только в случае свободных мест. Это означает, что долго лучше не раздумывать, ведь этот же маршрут предложат всем пассажирам отменённого рейса.
В этих случаях вы также вправе рассчитывать на денежную компенсацию, чьи размеры зависят от расстояния, которое вы должны преодолеть:
- 250 евро за рейсы протяженностью до 1500 км;
- 400 евро за рейсы в пределах Евросоюза протяженность более 1500 км и все другие рейсы протяженностью от 1500 до 3500 км;
- 600 евро за все остальные рейсы.
Имейте ввиду, что компенсация сокращается на 50%, если альтернативный маршрут позволяет прибыть в конечный пункт назначения с задержкой относительно времени прибытия исходного рейса не более:
- 2-х часов при перелете на расстояние не более 1500 км;
- 3-х часов при перелетах в пределах Евросоюза на расстояние от 1500 км и всех других перелетах на расстояние от 1500 до 3500 км;
- 4-х часов при всех других перелетах.
Если запланированный рейс был чартерным, то все вопросы вы будете решать с продавцом, то есть, с туроператором, а не с авиакомпанией. Как правило, подобные ситуации должны быть прописаны в вашем договоре купли-продажи авиабилетов. Следует внимательно изучить соответствующие пункты, чтобы знать, на что вы вправе рассчитывать в подобной ситуации.
И самая неприятная и хлопотная ситуация:
Если вас официально уведомили об отмене рейса за несколько часов до вылета
То есть, вы уже находились в аэропорту и даже успели сдать багаж и зарегистрироваться.
Если запланированный перелёт был прямым, необходимо:
- в пункте регистрации багажа попросить диспетчера снять его с рейса. Получить багаж можно будет в зоне выдачи багажа или в пункте утерянного багажа;
- на стойке регистрации авиакомпании-перевозчика узнать официальную причину отмены рейса и наличие альтернативного маршрута.
Если представители авиакомпании-перевозчика отказываются или не в состоянии дать ответы на эти вопросы, следует обратиться в администрацию аэропорта.
Если запланированный перелёт был транзитным, необходимо:
- в транзитном зале лично удостовериться, что рейс был задержан/отменён;
- найти представителя авиакомпании-перевозчика, чтобы узнать о следующем рейсе и возможности регистрации на него или же возможности отказа от дальнейшей поездки, перерегистрации багажа или снятии его с рейса и получении.
Если обстоятельства складываются так, что вы остаётесь в стране транзита более чем на сутки, и планируете покинуть аэропорт, но у вас нет визы этой страны, вы имеете право на получение «чрезвычайной визы» (emergency visa) на одни сутки у пограничной службы. Скорее всего, в этом случае вам придётся убедить пограничников, что вы никак не можете оставаться на это время в аэропорту. Наличие маленьких детей или необходимость приобретения лекарств в аптеке может сыграть вам на руку.
Всем пассажирам задержанных/отменённых рейсов вне зависимости от причин аэропорт обязан предоставить бесплатно:
- комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- прохладительные напитки при ожидании отправления рейса более двух часов;
- горячее питание при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
- доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организацию хранения багажа.
Рассчитывайте, что вам придётся лично следить за реализацией прав на эти услуги. Вряд ли представители аэропорта сами вывезут тележки с лимонадом.
Обязательно сохраняйте все чеки: от чашки кофе в кафе аэропорта до чека за пребывание в гостинице. Любая денежная компенсация возможна только при их наличии. Но не рассчитывайте по случаю переночевать в роскошном отеле или заказать в номер лангустов: здесь работает правило так называемых «разумных трат»: недорогой отель и обычная еда.
Помимо возмещения расходов на билеты, путевки и экскурсии, вы также можете требовать компенсации морального вреда. Для этого вам придётся доказать в суде, что факт задержки или отмены рейса, либо невыполнение обязанностей авиакомпанией-перевозчиком причинили вам физические и нравственные страдания. Размер компенсации морального вреда будет определять суд.
Если по каким-то причинам аэропорт или компания-перевозчик отказывает вам в предоставлении этих услуг, вы вправе совершить следующие действия:
- запросить у администрации аэропорта или представителя авиакомпании-перевозчика официальную справку, подтверждающую причины задержки или отмены рейса, в которой должны быть указано фактическое время вылета, проставлена отметка на билете, посадочный талон. Вы также вправе составить соответствующий акт совместно с другими пассажирами (не менее 2-х человек), с указанием их контактных данных;
- составить официальную претензию к авиакомпании о возмещении причиненного вам ущерба, приложив копии необходимых документов, квитанций, чеков, справок, копии брони в отеле или ваучеры на туры и экскурсии;
- выслать её по юридическому адресу компании-авиаперевозчика не позднее шести месяцев с даты события, послужившего основанием для ее предъявления. Ответчик обязан рассмотреть претензию в течение тридцати дней со дня получения и уведомить вас в письменной форме об удовлетворении или отклонении претензии;
- в случае отказа в досудебном урегулировании спора вы вправе подать иск в суд. Иски к перевозчику предъявляются по месту нахождения перевозчика. Также вы можете обратиться в территориальные организации по защите прав потребителей и в управления Роспотребнадзора.
В случае задержки рейса вы вправе рассчитывать на выплату компанией-перевозчиком штрафа в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. С 1 января 2015 года МРОТ составляет 5965 рублей.
Однако выплата штрафа станет возможной, если перевозчик не докажет, что причиной задержки стали:
- форс-мажор (чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, например, стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, запретительные меры государственных органов);
- устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна;
- иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.
Текст: Настя Дмитриева
Обсудить на форуме